ДОСУГ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА АРМАВИРА В КОНЦЕ 1913 ГОДА
(по материалам номера газеты «Отклики Кавказа»)
Прекрасным источником о жизни обитателей крупнейшего в Российской империи села Армавир является местная пресса. Если взглянуть всего лишь на один из выпусков издававшейся здесь большой ежедневной газеты «Отклики Кавказа» от 21 ноября 1913 г. № 260, то можно сделать вывод о довольно насыщенном и разнообразном досуге сельчан. Конечно, для более объективного представления о темпах и масштабах развития одного из уникальных уголков российской провинции предреволюционной поры необходим анализ целого комплекса разнообразных информационных ресурсов, но для беглого знакомства с культурной сферой Армавира достаточно пролистать несколько страниц упомянутого выше периодического издания.
Номер газеты «Отклики Кавказа» от 21 ноября 1913 г.
Как и повсеместно в стране, наиболее популярным и массовым времяпровождением для армавирцев был кинематограф, который приобрел значение поистине всенародного развлечения. Его посещаемость в России во много раз превысила наполняемость драматических и музыкальных театров, концертов и цирков вместе взятых. В 1911 г., размышляя о кинематографе, писатель А. Серафимович отмечал: «Загляните в зрительную залу. Вас поразит состав публики. Здесь все - студенты и жандармы, писатели и проститутки, интеллигенты - в очках, с бородкой, рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники - словом, все…».
Неудивительно, что реклама демонстрировавшихся на местных экранах фильмов обычно крупным шрифтом печаталась на первой полосе газеты. В рассматриваемом выпуске «Откликов Кавказа» от 21 ноября 1913 г. помещены объявления 4-х стационарных армавирских кинематографов: «Новый Гранд-Электро», «Марс», «Сатурн» и «Казино-де-Пари».
Как можно заметить, подобные заведения тогда именовались театрами, на что имелись определенные основания. В зрительных залах со сценами тут периодически устраивались драматические постановки, карнавалы, выступали певцы и музыканты, артисты эстрадного жанра, литераторы и лекторы, открывались выставки произведений живописи. Например, в самом роскошном армавирском кинематографе «Марс» в декабре 1913 г. прошли гастроли украинской хоровой капеллы под управлением известного дирижера, композитора и певца Григория Митрофановича Давидовского. 14 апреля 1914 г. видный российский политик, кадет, депутат Государственной думы всех 4-х созывов Ф.И. Родичев прочел здесь лекцию на тему «А.И. Герцен и русское общество». В предреволюционные годы на подмостках «Марса» знакомили армавирцев со своим творчеством такие популярные поэты и писатели, как Александр Куприн, Игорь Северянин, Георгий Шенгели, Василий Каменский и другие.
Разнообразной культурной программой отличался и другой большой армавирский кинематограф «Сатурн», где имелся зрительный зал с партером, ложами и балконом общей вместимостью более 500 мест. Тут была оборудована сцена с декорациями и необходимой для устройства спектаклей обстановкой. В феврале 1914 г. в «Сатурне» прошли поэтические вечера футуристов, в апреле с аншлагом выступала труппа передвижного московского свободного театра под управлением Ф.В. Чернова, а в июне - артисты товарищества художественной драмы соединенной труппы Одесского и Николаевского театров под управлением М.И. Каширина.
Помимо показа кинокартин сценические представления регулярно устраивались и в открытом еще в 1910 г. театре «Казино-де-Пари». Спецификой этого заведения были периодически проходившие здесь гастроли греческих драматических артистов, так как театром владел представитель клана местных хлеботорговцев Юрий Папафаносопуло.
Репертуар программ армавирских кинематографов мало чем отличался от общероссийского. Преобладали мелодрамы (обычно с трагическим финалом), комедии, детективы, приключенческие боевики, видовые картины, событийные хроники компаний «Гомон» и «Пате» (иногда с местной тематикой), реже демонстрировались киноиллюстрации произведений классической литературы и драматургии, исторические и научно-популярные фильмы.
Главным местным очагом сценического искусства был, конечно, драматический театр М.И. Мисожникова. На первой полосе газеты «Отклики Кавказа» от 21 ноября 1913 г. можно видеть объявление о том, что зимний сезон здесь открывается гастролями труппы Кисловодского «Курзала» под управлением И.П. Гогина, артисты которой представят нашумевшие спектакли «Черные вороны» драматурга В.В. Протопопова и «Ревность» М.П. Арцыбашева. В декабре того же года программу выступлений в театре М.И. Мисожникова продолжит Киевский ансамбль художественной драмы дирекции А.Н. Морской, а за ним - полный состав Ростовского Асмоловского и Екатеринодарского театра О.П. Зарайской под общим управлением Н.И. Собольщикова-Самарина. Практически всегда после спектаклей в газете публиковались рецензии с подробным разбором, иногда весьма нелицеприятным, игры труппы и конкретных актеров.
На страницах упомянутой газеты нашла отражение и деятельность местных энтузиастов сценических представлений. Так, в хроникальном разделе помещена заметка о том, что 21 ноября 1913 г. в зале армавирской мужской гимназии силами Первого общества любителей драматического искусства с благотворительными целями будет разыгран уже третий спектакль по трагедии Карла Гуцкова «Уриэль Акоста». В этой же колонке, кстати, сообщалось о состоявшемся 19 ноября в помещении Собрания служащих детском вечере. Корреспондент отмечал, что праздник прошел весело и оживленно, «дети много резвились и танцевали». Зал упомянутого клуба также использовался в качестве одной из площадок культурной работы армавирских театралов.
Заметное место в досуговой сфере жителей села занимала музыка. В представленном здесь номере газеты сообщается о том, что в зале зимнего клуба Армавирского общественного собрания пройдет концерт «популярной исполнительницы цыганских романсов любимицы московской публики» Александры Васильевны Ильмановой. На 3-й полосе «Откликов Кавказа» читатели могли увидеть фотографию и оценку творчества певицы.
Помимо профессиональных артистов в селе было немало и самодеятельных любителей музыки. Такие значимые события, как свадьбы, крестины, именины, новоселья и др. обычно сопровождались танцами и пением. К услугам исполнителей, не имевших собственных инструментов или нуждавшихся в их ремонте и настройке, в Армавире была большая мастерская известного чешского специалиста Иосифа Францевича Плескотта с сыном, красочную рекламу которой также можно найти на страницах номера «Откликов Кавказа» от 21 ноября 1913 г.
Значение своеобразных культурно-развлекательных центров в начале ХХ в. приобрели некоторые гостиницы Армавира. В больших ресторанных залах гостиниц «Отель Европа», «Большая Московская», «Бар» и «Центральная» были оборудованы площадки для разнообразных музыкальных, эстрадных и сценических представлений. Во время обедов и ужинов и вплоть до глубокой ночи здесь играли профессиональные салонные оркестры, выступали певцы, комики, устраивались танцы. Излюбленным жанром были русские и цыганские романсы. Большая часть номеров имела здесь, конечно, развлекательный характер, однако и они добавляли свои яркие штрихи в пеструю палитру местной культурной жизни.
Из рассматриваемого выпуска газеты мы можем узнать об открытии с 20 ноября 1913 г. в «Большой Московской» гостинице гастролей исполнительницы романсов и русских бытовых песен Т.Ф. Вилькс-Александровой и «танц-комика юмориста» А.С. Вилькс-Александрова, а также о выступлениях опереточной артистки М-ль Щербаковой и восточной и испанской танцовщицы М-ль Эвелины. Развлекательная программа сопровождалась игрой чешского музыканта А.Г. Бунка. Следует заметить, что в ресторанном зале этой гостиницы периодически устраивались концертные представления и более серьезного жанра. В том же 1913 г. на протяжении ряда вечеров армавирцы могли слушать солисток Миланского оперного театра «Ла Скала» Бьянку Мартинелли и Стеллу Мартэ. Именно в «Большой Московской» жители села впервые познакомились с танцем танго.
В другом газетном объявлении представлена развлекательная программа гостиницы «Отель Европа», гвоздем которой был дебют капеллы «Цыганский табор» под управлением А.С. Комаровой и квинтета «сибирских бродяг» Оболенских.
Следует заметить, что основным видом досуга наполнявшей гостиничные залы публики было застолье и связанное с ним общение, а музыкальный репертуар служил своего рода приятным дополнением к гастрономическому меню. При этом завсегдатаями ресторанов в «Большой Московской», «Отеле Европа» и «Центральной» были преимущественно представители местного beau monde. Для обывателей попроще были открыты двери более сотни разнокалиберных столовых, трактиров, кофеен, пивных залов и винных погребов, содержатели которых также старались, чтобы их посетители не заскучали. Популярным видом развлечения в таких заведениях часто была игра в бильярд.
В «Откликах Кавказа» за 21 ноября 1913 г. рекламируется «роскошно обставленная» молочно-кофейная «Рекорд», в которой помимо различных блюд, сладостей и напитков имелось 4 бильярда. На последней странице газеты сообщается о вновь открытых после ремонта и перестройки «общедоступных семейных» пивном зале и столовой «Медведь», располагавшихся в комплексе с «Таврическим» заезжим двором и меблированными комнатами «Континенталь». И тут внимание публики обращалось не только на широкий ассортимент кушаний и комплексные обеды, но и на наличие трех новых бильярдов, со стоимостью партии 20 коп.
Нравы в подобных местах особой утонченностью не отличались. Посиделки здесь нередко заканчивались кражами, драками, а иногда и поножовщиной. Обычным явлением в харчевнях были азартные игры с неизменным шулерством и проституция, тесно связанная не только с букетом известных болезней, но и с криминалом.
В связи с вышесказанным можно обратить внимание на газетную заметку, повествующую об убийстве агента армавирской сыскной полиции Азизуллы Акчурина, совершенном в пивной «Новая Бавария», где накануне были задержаны участники вооруженного налета на мануфактурный магазин братьев Тарасовых. После обыска и обнаружения здесь окровавленных вещей сыщика полиция задержала «жителей Эриванской губернии, братьев Ованеса и Петра Джагоспаньянц и Сумбата Меликсетова, из коих один был приказчиком лавки, а другие его компаньоны».
Конечно же, обычным видом досуга для массы сельчан были домашние застолья. К торжественным дням и приходу гостей обязательно закупались различные горячительные напитки. На это, несомненно, намекают помещенные в газете рекламы большого склада выдержанных натуральных виноградных вин Общества кахетинских садовладельцев «Кахетия»; оптового склада вина и коньяка собственных садов и завода близ г. Кизляра И.Л. Свешникова, розничная торговля из которого осуществлялась в ренсковом погребе (заведение, продающее спиртные напитки навынос) Торгового дома «К.С. Агамалов и Ко». Все эти объекты располагались в самом центре села на Николаевском проспекте (ныне ул. Кирова) и пользовались большой популярностью не только у населения, но и среди трактирщиков и рестораторов.
Скрасить досуг и оживить общение можно было и за пивной кружкой. Красноречивой иллюстрацией популярности этого напитка в селе служит опубликованная на последней четвертой полосе газеты реклама крупнейшего местного пивоваренного завода И.В. Зубарева «Кавказская Бавария», предлагавшего на продажу такие сорта своей продукции, как: Пель-Эль, Экспорт, Мартовское, Царское, Кабинетное, Пильзенское, Черное и Баварское. Здесь же по телефону можно было заказать и «приготовленные из чистого рафинада на дистиллированной воде из настоящих фруктовых и ягодных соков» прохладительные напитки.
Завершая анализ такого многогранного и яркого первоисточника, как номер газеты «Отклики Кавказа» от 21 ноября 1913 г. можно назвать и такой связанный с проведением досуга объект, как тир в развлекательном саду «Эдем», упомянутый в справочном разделе издания.
Таким образом, можно говорить о достаточно насыщенном и разнообразном досуге жителей селения Армавир накануне его преобразования в город, осуществленного в марте 1914 г. Несомненно, что для более глубоких выводов о специфике истории повседневности крупнейшего села Российской империи нужно исследовать гораздо более обширный круг источников и провести временной срез не одного лишь ноябрьского дня 1913 г., а охватить хотя бы несколько месяцев не только осеннего, но и других сезонов. Приближенная к объективности оценка действительности той поры возможна лишь при сопоставлении Армавира с другими крупными центрами региона. И, тем не менее, некоторые итоги можно подвести и на основе представленного выше материала.
Следует отметить, что большинство форм и способов свободного времяпровождения обитателей села Армавир отличались развлекательным характером и были доступны представителям более-менее состоятельных слоев населения. Продуманная и разветвленная система общедоступных массовых культурно-просветительских заведений, государственных и неформальных объединений создается здесь, как и в большинстве городов страны, только после установления Советской власти.
И ниже в качестве небольшого дополнения несколько видов тех заведений и объектов, которые были упомянуты в рассмотренном номере газеты.
Кинотеатр «Марс» (снимок 1930-х гг.).
Зрительный зал кинотеатра «Марс» в 1930-е гг.
Кинотеатр «Сатурн» (показан красной стрелкой на снимке 1921 г.).
Кинотеатр «Казино-де-Пари» (фрагмент открытки 1911 г.).
Драматический театр М.И. Мисожникова (1911 г.).
Зимний клуб Армавирского общественного собрания (1913 г.).
Мужская гимназия (1912-1913 гг.).
Клуб Армавирского собрания служащих (фрагмент открытки 1911 г.).
«Большая Московская» гостиница в газетной рекламе 1912 г.
Реклама гостиницы «Отель Европа» (1907 г.).
Пивоваренный завод «Кавказская Бавария» (1911 г.).
Сергей Ктиторов