Наследие самого городского села Российской империи

Jan 13, 2021 00:52

Усадьба Пелагеи Кандидатовой.



В центре Армавира, на углу улиц Люксембург, 151 и Либкнехта, 44-46 обращает на себя внимание эффектный старинный особняк с куполом-луковкой, являющийся характерным образцом застройки быстро растущего богатого села начала ХХ века.
На территории усадьбы по  ул. Люксембург, 151 располагаются два старинных здания под литерами «А» и «Б». Угловой особняк с куполом-луковкой («А») принят под государственную охрану в качестве памятника архитектуры (региональная категория историко-культурного значения). Фактически указанное домовладение является угловым и своим восточным фасадом выходит на ул. Либкнехта, 44-46.


Здание под лит. «А» на углу улиц Либкнехта и Люксембург.



Здание под лит. «Б» по ул. Либкнехта.

Современная улица Люксембург ограничивает с юга наиболее старую, еще аульскую часть Армавира. В 1853-1860 гг. на ее месте этой улицы находилась оборонительная ограда аула черкесских армян, защищавшая его от набегов горцев. После засыпки рва и срытия земляного вала здесь возникла новая просторная улица. В конце XIX в. она получает официальное наименование Широкой. Однако коренные жители села черкесские армяне в обиходе называли ее Къэлэчеор зытетыгэр сукъакъ. Этот адыго-тюркский топоним переводился как «улица (где) стоял крепостной забор».  В первые годы ХХ в., после разбивки здесь небольшого бульвара, улица переименовывается в Бульварную, сохраняя это название вплоть до установления советской власти. В 1920 г. улица получает имя Розы Люксембург.
      Улица Либкнехта на участке от Кубани до ул. Мира (до полотна железной дороги) с начала 1900-х гг. называлась Церковной, так как на ней располагалась русская православная Николаевская церковь.  С 1912 г. улица Церковная была переименована в Лорис-Меликовскую, в честь бывшего премьер-министра Российской империи графа М.Т.Лорис-Меликова. Остальная часть современной улицы Либкнехта, пролегавшая к югу от полотна железной дороги в дореволюционный период называлась Заводской.  В 1920 г. ул. Лорис-Меликовская была переименована в честь Карла Либкнехта, а через два года под этим общим названием она была объединена с ул. Заводской.
Площадь рассматриваемого домовладения в начале ХХ в. была значительно больше современной, включая часть современного участка по ул. Люксембург, 149.


План бывшей усадьбы Кандидатовой 1923 г.

По данным инвентаризационной ведомости 1928 г., одноэтажное с полуподвальным этажом и двумя погребами угловое здание (лит. «А») имело следующие строительно-технические параметры: назначение - жилой дом; фундамент и стены кирпичные, снаружи неоштукатуренные; полы в погребах цементные и земляные, на остальных этажах - деревянные; потолки - деревянные; крыша из черного железа; общая полезная площадь - 418,3 кв. м.; высота - 8,1 м.; объем по наружным очертаниям - 2086 куб. м. Система отопления состояла из 3 голландских печей и 5 плит. В помещения были проведены водопровод, канализация и электричество.  Еще в дореволюционный период дом был включен в телефонную сеть.
     На основании анализа архивных документов и изобразительных источников можно сделать вывод, что угловой дом (лит. «А») был возведен в 1907-1910 гг.


Особняк с куполом луковкой на фото начала 2000-х гг.

Рассматриваемое здание представляет собой образец жилого дома состоятельного армавирца начала ХХ в. Облик фасада эклектичен с элементами кирпичного стиля и ордерной системы. Главным архитектурным акцентом сооружения является полукруглый угловой ризалит, завершающийся башенкой с луковичным куполом чешуйчатого покрытия, с тремя круглыми люкарнами, который изначально венчался фонарем со шпилем. Высокое чердачное помещение покрыто типичной для Армавира французской кровлей, в скате которой имелись люкарны. Особняк украшали декоративные аттики и парапетные тумбы. Плоскости фасада раскрепованы лопатками, имитирующими пилястры. Окна верхнего этажа венчаются треугольными фронтонами (над фланкирующими проемами по ул. Люксембург - лучковые сандрики), а полуподвального - выложенными из кирпича замковыми камнями.


Двери парадного входа углового особняка в 2004 г. (ныне демонтированы).



Решетки окон полуподвального этажа углового дома в 2004 г. (ныне демонтированы).

Особую торжественность зданию придает расположенный в угловом ризалите высокий арочный проем парадного входа с резной филенчатой дверью и декоративной решеткой над нею, которые в 2013 г. были демонтированы. Памятник имеет широкий карниз, акцентированный линией консолей. Заметную роль в экстерьере играли кованые детали: металлический зонт над входом в полуподвальный этаж, ныне утраченные модерновые решетки на окнах нижнего яруса, ограждение большого балкона на дворовой плоскости особняка. Памятник выполняет важную функцию в эстетизации архитектурного ландшафта города.  Живописный силуэт дома с куполом-луковкой эффектно замыкает перспективу улицы Либкнехта по направлению от ул. Мира к ул. Люксембург.


Расположенное на том же плановом участке выходящее на ул. Либкнехта второе здание под лит. «Б» официального охранного статуса не имеет, однако, несомненно, обладает признаками объекта культурного наследия, как памятник архитектуры. Это жилая постройка имеет два этажа и  большой подвал. В инвентаризационной ведомости 1928 г., приведены следующие ее строительно-технические параметры: назначение - жилой дом; фундамент и стены кирпичные, снаружи неоштукатуренные; полы подвала земляные, на остальных этажах - деревянные; потолки подвала цементные сводчатые, на других этажах - деревянные; крыша из оцинкованного железа; общая полезная площадь - 441,7 кв. м.; высота - 9 м.; объем по наружным очертаниям - 1790 куб. м. Система отопления состояла из 4 голландских печей и 2 плит. В помещения были проведены водопровод, канализация и электричество.  Еще в дореволюционный период дом был включен в телефонную сеть.


2-х этажный дом на фото 2004 г.

Фасад этого здания выдержан в духе рационального модерна. Особенностью постройки является распространенный в Армавире способ кладки «в отхват», при которой связующий раствор не доводился до лицевого края кирпича, благодаря чему на фасаде четко проявлялся геометрический рисунок швов, подчеркивавший фактуру строительного материала. Над лицевой плоскостью дома расположены два глухих симметричных аттика, соединяющихся слезником с закругленными углами. Здание венчает высокая французская кровля, с круглыми люкарнами. На втором этаже перед крайним справа проемом находится балкон с металлическим модерновым ограждением, выполняющий функцию навеса над парадным входом. Вверху деревянных двустворчатых филенчатых дверей имеются застекленные просветы с модерновыми решетками растительного мотива. Со стороны двора на всю длину здания ко второму этажу примыкает деревянная галерея с лестницей.







Двери парадного входа и балкон дома по ул. Либкнехта.

Облик двухэтажного дома отличают присущие рациональному модерну функционализм, простота и ясность форм. За исключением дверей и упомянутых металлических решеток фасад практически лишен декоративных элементов. Аскетизм экстерьера подчеркивается отсутствием межэтажного пояса и обрамлений оконных проемов. Стилистика здания позволяет примерно датировать его началом 1910-х гг.
         Два расположенных на участке сооружения, несмотря на всю свою стилистическую несхожесть (эклектичный кирпичный стиль и рациональный модерн), несомненно, визуально аккомпанируют друг другу, выражая различные оттенки эстетических пристрастий и вкусов своей эпохи применительно к Армавиру. По ул. Либкнехта здания соединяются глухим кирпичным забором с проездной аркой.


В облике этих примерно одинаковых по высоте и объему построек объединяющими элементами изначально выступали мансардные кровли, окошки-люкарны, модерновый рисунок декоративных решеток, цветовая гамма неоштукатуренных кирпичных стен. Расположенные на боковых плоскостях домов и обращенные друг к другу большой бетонный балкон и открытая деревянная галерея превращали дворовое пространство в поле оживленной коммуникации. Угловой особняк служил для проживания семьи хозяина имения, а соседнее 2-х этажное здание было возведено для сдачи квартир жильцам.


Въездная арка со стороны ул. Либкнехта.



Дворовой балкон углового особняка.

Все вышесказанное позволяет рассматривать дома под литерами «А» и «Б» как равноценные и тесно связанные памятники, образующие цельный комплекс застройки усадьбы.
    Наиболее ранние сведения о принадлежности домовладения относятся к первым годам ХХ в. В мае 1905 г. оно было приобретено в общую собственность крестьянами Калужской губернии Федором Николаевичем Кандидатовым и Тамбовской губернии - Сергеем Павловичем Зайцевым. 15 февраля 1907 г. угловая часть имения, «заключающаяся в деревянном сарае, крытом камышом», по дарственному акту перешла в собственность жены одного из совладельцев Пелагее Трофимовне Кандидатовой и оставалась в ее распоряжении вплоть до момента муниципализации в 1922 г. 
      Рассматриваемые здания были возведены на территории усадьбы примерно к 1911 г. Источником средств для постройки, несомненно, послужили занятия мужа собственницы - Федора Николаевича Кандидатова. Первоначально он трудился простым мостовщиком, а впоследствии стал подрядчиком по строительству шоссе и благоустройству улиц.  В 1900 г. он получил крупный заказ на устройство булыжных мостовых в Ставрополе.


Дом с луковкой П.Т.Кандидатовой (справа) на открытке 1911 г.

Часть жилых помещений в домовладении сдавалась внаем. По сведениям за 1917 г. здесь проживал священник Георгий Васильевич Чмутов, служивший в располагавшейся рядом русской Николаевской церкви. Он был известен в качестве активного общественного деятеля и человека передовых для своего круга взглядов. Г.В.Чмутов тесно сотрудничал с членами Армавирского общества попечения о детях, близко общался с его председателем В.И.Луниным. Лично знавший священника армавирский краевед Б.Л.Выродов вспоминал: «В 1905 году во время черносотенных погромов Г.В.Чмутов вынужден был скрываться. Заправилы погрома включили его в список «Лунинцев». У себя в доме он часто давал убежище приезжим партийным товарищам, которых приводил Григорий Кондратьевич Демяник (секретарь В.И.Лунина). В 1912 г. после лекции известного Григория Петрова, снявшего с себя сан священника, в квартире Г.В.Чмутова состоялась встреча лектора с передовой интеллигенцией Армавира».  С какого именно времени священник проживал по рассматриваемому адресу, пока неизвестно.


Священник Георгий Васильевич Чмутов.

По данным телефонного справочника 1917 г., в доме П.Т.Кандидатовой снимали квартиры присяжный поверенный Р.Д.Зиновьев, массажистка-акушерка Зиновьева (ее инициалы в источнике не указаны) и доктор М.Б.Каспаров.  В каком именно здании (лит. «А» или «Б») квартировали все вышеуказанные лица, остается неизвестным.
    В соответствии с постановлением Главного управления коммунального хозяйства НКВД от 10 августа 1922 г. бывшая усадьба П.Т.Кандидатовой была муниципализирована.  25 сентября 1922 г. Армавирский отдел коммунального хозяйства сдал домовладение в аренду Союзу строительных рабочих под жилье для его сотрудников сроком на 6 лет.  В 1920-е гг. здесь располагался кабинет Уполномоченного народного суда.  В справочнике 1927 г. по данному адресу был указан телефон Краевого суда.
         В годы Великой Отечественной войны рассматриваемые здания серьезных повреждений не получили. В послевоенный период они использовались в качестве муниципального жилья.


Особняк с куполом на снимке конца 1950-х гг.

С 1991 г. жители домов (лит. «А» и «Б») начинают приватизировать свое имущество. В настоящее время (согласно данным технического паспорта от 27 апреля 2010 г.) рассматриваемый участок с постройками находится в долевой собственности муниципалитета и 16 частных лиц.
    Оба здания в целом сохранили свой исторический облик, однако претерпели ряд искажений. На особняке лит. «А» утрачены: люкарны мансардной кровли; парапетные тумбы; увенчивавший купол фонарь со шпилем; демонтированы филенчатые двери; исчезли декоративные решетки над парадным входом и на окнах полуподвального этажа; оконный проем нижнего этажа превращен во вход, над которым укреплен перенесенный с другого дома старинный кованый зонт; произведена перепланировка внутренних помещений.
         Здание под лит. «Б» можно отнести к немногим сравнительно хорошо сохранившимся постройкам центрального района Армавира. Несомненно, уникальной по своей аутентичности является выразительная входная группа, которую составляют: старинные порожки из мраморной крошки; деревянные филенчатые двери с остеклением и декоративными модерновыми решетками в верхней части; бронзовые ручки; накладка почтового ящика с прорезью и надписью «Для писемъ и газетъ»; выполняющий функции надкрылечного навеса балкон с металлическим модерновым ограждением.

Сергей Ктиторов

Продолжение следует
Previous post Next post
Up