135. Искусство "высокое" и не очень.

Nov 21, 2021 17:09


В комментариях к моему посту, где я выложил видео про фанфикшен Мария высказалась, что есть «классика», и «все остальное», и заняла позицию выраженную словами Омара Хаяма «Уж лучше голодать, чем что попало есть, уж лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Соглашаясь, что такая позиция, часто бывает правильной,  я, в свою очередь,  заметил, что есть у искусства задачи, не только «самые высокие», и помимо мадонн Рафаэля, и шедевров Дали, должны быть и художники которые просто нарисуют вовремя декорации к новогоднему спектаклю, афишу к нему же, и распишут фарфоровый сервиз.



И тут я вспомнил, что в один интересный период своей жизни жил, на одной «жилплощади» с художниками, причем один из них в тот момент писал «дипломную работу» в нашем Красноярском институте искусств  (сейчас им. Хворостовского), человек реально год пахал ( офисным работникам, такие темпы и не снились), чтобы в конце получилось полотно 4,5*2,2 м, сделал десятки эскизов набросков, и т.д. что заняло 1,5м вдоль 6 метровой стены его мастерской. При этом, человек несомненно талантливый он брался за очень многое, от мозаики до фресок, от резьбы по дереву до декораций. И конечно, в общении с коллегами эта тема «высокое искусство» (ради искусства и «шедевра») против «ремесла» (и работ «ради хлеба насущного») постоянно в разном виде всплывала.

Жизнь тем не менее, показала, что шедевры чаще создают, ремесленники которые стремятся, делать все за что они берутся все более качественно, и потом выясняется, что они на пол-корпуса, а то и больше обогнали коллег, которые занимались «чистым искусством» и готовились к «шедевру эпохи».

Сейчас в  юбилейный 10-ый год выхода первого фильма о «Гарри Потере» многие из блогеров подняли тему, о этом явлении, и о том что Дж. Роулинг на торжества посвященные этому событию не пригласили. Например уважаемый ANLAZZ в этом посте.

Давайте посмотрим на литературу выходящую в последние 30 лет - и «высокую» и «не очень». На вскидку я сразу могу назвать 2 фамилии - Пелевин  и Лукьяненько, первый автор  романов в жанре «посмодерн» которые выходили регулярно и имели успех, и экранизации от «Жизни Насекомых», через  Ganeration "П", и далее до «S.N.U.F.F», Лукьяненко  же творил в жанрах фантастики и фэнтези. Произведения этих авторов были экранизированы, что говорит о признании и популярности. Третьим автором можно назвать Бориса Акунина  (произведения которого тоже были экранизированы), и пожалуй с «высоким» у нас всё. Можно посмотреть литературные премии, и «нашумевшие книги» вроде «Духless», но это будут уже не серии, и не вселенные.

А вот если мы спустимся на уровень «прикладной», уровень новогодних утренников, газетных заметок, тематических фестивалей (того же «Игромира», или КРИНа, «Зиланткона» или «Нашествия», «Саянского кольца» и т.д. и т.п. ), то тут уже начинается интересное. Можно посмотреть «Титаник» или «Аватар», или очередную серию «Бондиады» - но никто по ним не пишет фанфиков, продолжений, не ставит мини-спектакли, или что-то серьёзное. А вот по вселенным «Звездных войн», «Доктора Кто», «СтарТрека», «Властелина колец» Дж. Толкиена, и популярным франшизам Игр (Варкарфт, Моровид, ФиналФэнтези, Фоллаут, Сталкер) и Анимэ (от Евангелиона, и Героев Галактики, до Блича и Тетради Смерти с ВанПисом) - вполне. Почему?

У культуры помимо создания «образцов» стиля, языка, литературы. Есть более «приземленная задача». Может даже «игровая». Поставить человека перед сложным моральным выбором, и принятием после этого, последствий этого выбора. И мифы и сказки так, или иначе решали эту задачу. В них герой неопытный и уязвимый в начале, в процессе путешествия и испытаний, набирается опыта, обрастает друзьями, и в конце решает сложную задачу, казавшуюся невозможной в начале.

При этом читателю (/слушателю/зрителю), нужен героя с которым себя можно идентифицировать. А в «Бондиане» это трудно. Но если в произведении много героев, и не всем им поставлены «черно-белые» оценки, то тут уже можно развивать вселенную, заполнять «белые пятна», указывать «профессору» на его неправоту.

Культура и процессы в ней - нервная система общественного организма. И задача любого «художника» - творца, состоит в том чтобы выразить актуальные проблемы и конфликты в ... словах. (Самое лучшее), можно в словах и музыке (песне), словах и статичной картинке (плакат, демотиватор и т.п.), словах и видеоряде  - ролик/клип, словах сказанных со сцены.

И тут мы подходим к ...«заговору молчания», со стороны взявших титулы «творцов», союзы «писателей», и прочая «столичная» узкая группа актеров, режиссеров, активно продвигают «одни» темы, и «обходят молчанием» другие.

Поэтому и появляются провальные «Левиафаны» и «Трудно быть Богом»  от Германа. А между тем люди, устав ждать «милости свысока»,  сами создают «параллельную вселенную» культуры, где есть «Несвятые святые», и «Остров». Где есть Олег Медведев, вошедший своей песней «Солнце» в книгу «Спектр» С.Лукьяненько. Есть  работавший когда-то корреспондентом провинциальной А.Башлачев которого помнят, и до сих пор поют под гитару подростки на лавочках. Выходят литературные журналы типа «День и Ночь», и альманахи от университетов, с рассказами студентов и преподавателей. Ездят и читает свои Вера Полозкова, которую не увидишь ни, на одном из центральных каналов, но которую декламирует молодежь. Выступает на «Нашествии» Игорь Растеряев со своими «Комбайнерами» и «Ермаком», которого ни разу не пригласили, ни на один новогодний концерт центральные каналы.

Официальная и «неофициальная» культуры в России плывут разными курсами, и очень мало пересекаются.   Тем не менее, лично мне ближе «подполье» ролевиков, бардов, графоманов, фрикрайтеров, и провинциальных «творцов», чем «членов союзов...» которых никто не читает, и которые никому не интересны. 

Непопса, Про нас, Субкультура, Искусство, Политика, Литература, Талант, Пропаганда, Общество, ЖЖ, Культура

Previous post Next post
Up