* * *
Едим в Эчмиадзин на такси. По дороге таксист, мужчина лет 55-60, говорит, можно мы подождем несколько минут, и захватим друга, ему тоже нужно в Эчмиадзин. Мы что-то промямлим без особого энтузиазма. Друг пришел. Мы поехали дальше. Моя спутница, жительница Еревана, спокойно сидела и смотрела на дорогу, я же, как житель Москвы, рассматривал в голове сценарии того, как эти два пенсионера заведут нас в лес (которого при этом тут нигде нет) и расчленят на органы.
Доехали нормально, друзья мило и непринужденно беседовали. Я же думал, как ужасно, что привычка ожидать самого худшего от людей вошла в привычку.
* * *
Занимаюсь в тренажерном зале. Первый день.
В зале несколько представителей «клана сопрано». На этот раз, в правильных для данного места, спортивках. Радуюсь. Неужели осознали, что пузики и холестерин это не очень хорошо. Неужели вместо стояния и сидения на перекрестках, на углах, в подъездах, в беседках и в кафе, будут качать железо и выглядеть прилично.
Радость быстро прошла. Суть тренировки состояла не в упражнениях на тренажерах, а в хождении вокруг них, ответах на телефонные звонки, в которых обязательно присутствовала фраза «я в тренажерке» и беседах с тренером «о жизни».
За час, который я там проводил, некоторые умудрялись сделать 3-4 подхода к тренажерам и 10-15 звонком по телефону. Ген пальцем не раздавишь.
* * *
В стране где нет Церкви как таковой, где католикос объявил себя «строителем», забыв на время, что он еще и католикос, где средний уровень образования священников пугает отсутствием элементарных знаний, и где церковь стала одним из министерств нелюбимого правительства, должны расцветать пышным букетом секты.
Так оно и есть. Причем самого разного толка, в той или иной мере подпадающие под определение «секта». От пары десятков христианских и псевдо-христианских сект протестантского толка, до восточных синкретических учений, до «арийцев», «аревистов», солнцепоклонников, фашистов, огнепоклонников, сатанистов, народоверцев, гурджиевцев и прочее, и прочее, и прочее.
При этом, как и в рядах духовенства, ужасает низкий уровень знаний о предмете, приверженцем которого являются. Осведомленность на уровне нескольких статей и ликбеза в википедии. У многих «философия» состоит из примести стольких разных, и порой взаимно противоречивых, учений, что ощущение, будто копаешься в результатах поиска на Google по слову «хрень». Необразованные священники и необразованные сектанты. Бедный, бедный народ.
* * *
Свидетелей Иеговы не видно. По крайне мере ни одного предложения на улице узнать о «Божьем будущем» не было. Может было видно что я из недалекого дьявольского прошлого московского метро, поэтому не подходили?
Во всяком случае единственное упоминание в городе о самой скучной секте современности - тысячи листовок на всех столбах города «скажите нет Свидетелям Иеговы» с изображением знака какой-то националистической организации «Единый народ». Шикарный и желанный пиар для любой секты - нас преследуют фашисты.
* * *
Впервые за десяток лет съел мороженное с черничным вареньем, причем из большой фарфоровой, старой кружки . Спасибо Артуру и Нуне.
* * *
Какие же замечательные в Ереване цветы. Среди общих охапок импортных роз сразу заметны настоящие свежесрезанные полевые цветы. Заворачиваешь их в простую бумагу на удивление продавцов, и вот, маленькое счастье для любой женщины готово.
* * *
Идут слухи, что в районе Арабкир открыли масонскую ложу. Так как наряду с геями и евреями, масоны основные виновники всех бед, то думаю, Арабкир следует обходить стороной ближайшие сто лет. Искал в газетах объявление о наборе в ложу. Не нашел. А жаль, было бы креативно:
«Масонская ложа «Арабкир» приглашает вступить в свои ряды молодых людей для совместного предательства родины, организаций переворотов и подрыва авторитета святой церкви. Предавайте с нами ! Телефон великого магистра ложи «Арабкир» 67 56 43, спросить Артака».
Я бы позвонил, а вы?
* * *
Хожу по Вернисажу. Прохожу мимо бабушки лет шестидесяти. Она окликает меня:
- Бала джан подходи, handmade а!
Глобализация.
* * *
Я христианин. Практикующий, как говорят испанцы. Хорошее слово, которое по-русски звучит как-то дико. Но видеть, что происходит в Эчмиадзине и не стать антиклерикалом - нельзя. Даже не антикреликалом, а анти сегодняшнее руководство ААЦ. Уродовать город крепостными стенами вдоль своей вотчины, сносить и рушить по своему усмотрению, чтобы строить непонятно для кого архитектурно омерзительные церкви. Строительство - единственный аргумент, который используют приближенные Гарегина Второго для оправдания его бездарного и позорного правления. Но строительство такого уродства не есть оправдание, это есть новое обвинение.
Вазген Первый, Вазген Первый, молись за нас, да избавит нас Господь от этих упырей.
* * *
У ограды территории Кафедрального Собора в Эчмиадзине, выходящей к площади Комитаса, построили какой-то уродское (наверное, время официально назвать этот стиль гарегинианским стилем) здание, что-то среднее между шахматной ладьей и башенкой из диснеевского сказочного дворца. Видимо католикос (который, как гордо заявляют его прислужники, сам руководит строительством и благословляет архитектуру каждого здания) любил шахматы.
Но самое несуразное не само здание, которое, как сказали испуганные, одетые в бедные, грязные одежды прохожие, служит для «сжигания в нем свечей», а высеченное (иного слова не подобрать) на фасаде изображение.
Заранее прошу прощения за серость и скудность моего языка, в изображении того «не словом сказать, ни пером описать». Высечены (видимо рукой умственно отсталого неандертальца) Большой и малый Арарат. Над горами - облачко. Из облачка капает то ли дождичек, то ли град, то ли молнии. Все так примитивно-примитивно, видимо подражание наскальной живописи (поэтому мысль об умственно отсталом неандертальце к месту). Но самое главное - кто (или что) силит на облаке. На облаке, без ног (ноги утопают в облаке видимо) сидит худое, существо со странным голым, кахексичным торсом, с испуганно-угрожающим выражением лица. Но самое странное в этом несуразном изображении - руки у существа подняты над головой (как будто при крике «руки вверх!») и держат крест и молнии(!).
Выглядит тысячу раз хуже, чем я описал, просто художественное воображение авторов этого намного шире моего словарного запаса.
Я попытался понять, кто это и кто разрешил ТАКОЕ выбить на здании, которое, по сути, является молельным домом апостольской церкви, а не рок клубом. Узнать, кто разрешил, оказалось не трудно - старший строитель объекта, по совместительству католикос всех армян. А вот кто это, понять сложнее. Какие-то университетские познания в христианской символике и архитектуре не помогли. Скорее еще больше обескуражи и запутали.
Если это Христос, то почему он такой злой, взъерошенный, и держит крест в одной руке и молнии в другой? Святой дух? Нет. Бог Отец? А он, почему такой злой? Почему худой и с голым торсом?
Вопросов много, ответов мало. Грустно, если Бог представляется им так. Я понимаю, что Бог, который допустил на святой престол такого человека, как Гарегин, вызывает вопросы, но все же не настолько радикально.
Это страшное изображение окончательно убило во мне желание ходить по вотчине первосвященника, и я вернулся в Ереван.