Ереванские листья. Часть 3.

May 21, 2012 13:44


* * *

Партия «Дашнакцутюн». Вот что никогда не меняется. Партия - история. Партия - катастрофа. Партия -нонсенс. История, потому что вся наша история последних ста с лишним лет так или иначе связана с этой партией. Катастрофа, потому что вся наша история последних ста с лишним лет  - катастрофа. Территориальная, культурная, демографическая. То хорошее, чем были советские 50-80-е, не имело к партии отношения. Нонсенс - потому что партия левая (иногда даже крайне левая), выступает с националистических позиций. Партия, использующая для рекламы дела и имена людей, которых сама же травила и изгоняла из своих рядов (Андраник, Нжде, Шаган Натали).

В конце концов, если «Единая Россия»,



которая считается верхом бесстыдства, партией «жуликов и воров», обвиняется в том, что не хочет уйти после 10-12 лет неэффективного функционирования, то, что сказать про Дашнакцутюн, которая не просто неэффективно, но катастрофически неэффективно функционирует 120 лет.

Конечно, апологеты дашнаков скажут иначе. С их точки зрения, все то, ужасное что с нами происходило - не их вина, и происходило вопреки их стараниям. А все то немногое хорошее, только благодаря им. Но ведь также не бывает!

И видя, как после всего этого, такая партия получает места, хоть и минимальные, в парламенты, задумываешься о короткой памяти армянского народа.

* * *

Гарегин Нжде. Искренне жалко этого человека. Его используют, точнее, пользуют, все. Клерикалы и антиклерикалы. Христиане и язычники. Демократы и националисты. Социалисты и сепаратисты. И все очень искренне. Причем почти никто его толком не читал. Особенно целиком. Тем более что найти что-то цельное, написанное им, после всех дашнакских и недашнакских редакций, подлогов и мистификаций, практически невозможно.

Но это мало кому мешает. Есть брошюрки с его цитатами. И каждый там находит своего Нжде. Язычника, христианина, националиста, демократа, поборника экологического баланса.

Бедный, бедный Нжде.

* * *

Ереван столица книги 2012. Или столица чтения 2012. Узнается об этом по рекламным плакатам по всему городу и по замечательным граффити с изображениями разных писателей. Мне понравилась Ахматова. Приятно видеть старых знакомых.

* * *

Декларативный патриотизм всегда есть по сути  мантра, которой хотят отогнать навязчивые, неприятные мысли , возникающие из-за окружающих проблем. Попытка  справиться с комплексом неполноценности. Попытка смешная и обреченная на неудачу. Еще не было примеров в истории, чтобы такая форма патриотизма, перетекающая в национализм, приводила к хорошей жизни. К ярким и многочисленным смертям - да. К жизни  - нет. Нигде, ни в одной стране.

При этом любой патриотизм такого рода пытается доказать одно и то же, что культура данной страны есть центр мировой цивилизации, в то время как любая культура, есть всего лишь часть ее. Важная, но часть. А центра нет и быть не может.

* * *

Другая форма сублимации национального комплекса неполноценности - полный отказ от своего культурного наследия и пренебрежение им. Эта тенденция в Армении также очень заметна, как в России. В ответ на исступленный «мы лучше всех» «патриотов»,  раздается пессимистический   «мы хуже всех» «либералов».

И, по сути, не важно, какие формы принимает позиция тех и других, важно то, что получается общество крайностей, где мы или лучшие или худшие, и никого уже собственно не интересует, какие мы на самом деле.

* * *

Молодежь (понимая под этим людей от 18 до 30 лет) очень политизирована. По крайней мере, та, с которой я общаюсь. И сравнивая  с их сверстниками в Москве, удивляешься. Представить, чтобы в Москве люди реально обсуждали за кого голосовать, уму непостижимо.  Единственная отрада за 12 лет - мессианская фигура Прохорова, просуществовавшая ровно до конца выборов.

* * *

Очень много беспроводного интернета. Он стал быстрее и привычнее.  Официантки не думают, что я с ними заигрываю, когда спрашиваю «девушка, а у вас есть Wi-Fi»?

Пресловутый Wi-Fi даже на остановках. Мелочь вроде бы, но приятно.

* * *

В Ереване очень большая проблема - кофе. Тот, европейский кофе, который я люблю. Эспрессо и его производные, капучино и американо. Или их нет, или они не такие как должны быть. Американо в большинстве своем не разбавленный водой эспрессо, а простой фильтр-кофе, который правильнее называть кофе по-американски, или свежесваренный кофе.

Так что, дабы не впадать такой терминологический кофейный тупик,  пейте  кофе по-восточному, или лучше чай, он тут восхитительный.

* * *

Насколько же замечательный чай дают в одном из ереванских кафе. И дело даже не во вкусе напитка (он замечательный, спору нет), а в том, что он в большом старом фарфоровом чайнике советских времен, с изображением какого-то хмурого пейзажа, и с большими кружками, той же эпохи. И все это не сделано «под старину», все это настоящее, старое, покоцанное, иногда со сломанными ручками. Их таких пили ТОГДА, когда чайник стоял на печи, а вокруг было темно.

Пью из таких стаканов чай, и хочется вернуться во времена…

Хотя нет, вру, вернуться не хочется, да и нельзя. Да и, слава Богу.

* * *

Цогол. Впервые за 13 лет я съел цогол. Его не просто нет в России и Европе, там даже нет слов, чтобы обозначить это явление природы. Я съел за день две пачки цоголов 2000 драм каждая. Я верил и надеялся, что отравлюсь и умру от поноса. Но не отравился. Видимо за столько лет организм очень сильно соскучился.

* * *

Вся надежда на адекватный кофе американо был в «Cafe Parisien» на Абовяна. Кофе может быть и был хорошим,  но когда я попросил сливки для кофе, мне принесли кофе со взбитыми сливками.

Чай, чай, чай.

Армения, мои новые рассказы

Previous post Next post
Up