итоги 2012: кино и видео

Jan 08, 2013 21:39


ВТОРАЯ СЕРИЯ ИТОГОВ ГОДА
по поводу отсмотренного в 2012-м кино мне итоги ещё проще подвести - я его что-то совсем немного посмотрел.. 
ну то есть я много пересматривал виденного ранее, или даже кое-что старенькое, но ранее не виденное (скажем, из Луи Маля, Романа Полански, П.П.Пазолини, братьев Коэнов, Гаса Ван Санта и т.д.), но вот чего-то свежего и нового совсем мало посмотрел... достаточно сказать, что в кино за год всего 7 раз побывал - моя избирательность + лень + всякие субъективности (то травма, то денег нет, то пойти не с кем) виноваты.. и много чего из свежего элементарно не видел (я ж ещё и с торрентов практически ничего не качаю...)..
в общем, знаток актуальных кино-новинок из меня хреновый.

так что не обессудьте, каков поп, таков и топ.

итак, лучшее из того, что я видел в 2012-м.
попадаются и фильмы, вышедшие раньше - но я их увидел впервые только в прошлом году, так что вот.

главный фильм года - "Шапито-шоу" Сергея Лобана, без вариантов вообще. он просто шикарен, один из лучших моментов современного русского кино вообще, и мой теперь один из любимейших фильмов, в частности. эпическая абсурдистская волшебная фреска, гениально сочинённая и сделанная. 


[остальное под катом]

стильный фильм года - "Королевство полной Луны" Уэса Андерсона. картинка невероятно стильная - каждый кадр хоть на стенку вешай, сюжет закручен прелюбопытный, актёрский ансамбль играет превосходно - все красавчики, что главные персонажи, что короли эпизодов: и Билл Мюррей, и Эдвард Нортон, и Фрэнсис Макдорманд, и Брюс Уиллис, и Тильда Суинтон, и Харви Кейтель! но и мальчик-увалень с девочкой (маленькой ланой дель рэй) ничем не уступят маститым коллегам. а режиссёр (у которого до этого я видел только "Поезд на Дарджилинг") однозначно вошёл в число любимых отныне (верный продолжатель дела братьев Коэнов)



эпичность года - "Облачный атлас" брата и ..сестры Вачовски и Тома Тиквера. если год назад эпичностью стали исторические полотна, то на сей раз - полотно фантастическое. добротное, хорошо сделанное кино с очень доходчивым внятно прописанным гуманистическим авторским месседжем, который вполне пересекается и с "Матрицей", и с "V for vendetta". Актёры в куче ролей - забавно, и, кстати, Хью Уивинг в роли бабы совсем не шокирует того, кто как я посмотрел "Присциллу королеву пустыни" задолго до той же "Матрицы" и "Властелина колец" :)



социальные драмы года - их две, и обе они ни разу не новые. 
"Гоморра" Маттео Гарроне. похоже на прошлогодний "Бьютифул" по атмосфере, кстати.. а ещё на «Город бога» бразильский. чёрно-серые будни неаполитанских спальных районов, где всё насквозь пронизано каморрой - местной мафией... ад в повседневности, в общем. понимаешь, что жизнь многомерна.. есть открыточная солнечная Испания для туристов, как в "Вики.Кристина.Барселона", а есть мрачная и серая, как в "Бьютифул"... так же и с Италией - есть лакированная и романтичная, как в "Ешь Молись Люби", а есть вот такая, как в "Гоморре"..

"На юг" Лорана Канте. французская драма про американских дам в возрасте, которые ездят на Гаити отдыхать в обществе чернокожих юношей, и имеют свой "кусочек рая". а вокруг, тем временем, ад, тонтон-макуты, убийства и кромешная нищета. Шарлотта Рэмплинг убедительно играет властную американку бальзаковского возраста



байопик года - "Дж. Эдгар" Клинта Иствуда. отличное кино, как всегда у Иствуда, эпичный байопик основателя ФБР. Ди Каприо превосходно демонстрирует превращение чиновника с подавленной и вытесненной сексуальностью в настоящее параноидальное ЧУДОВИЩЕ



атмосферность года - "Последняя сказка Риты" Ренаты Литвиновой. если бы я писал на него рецензию, то назвал бы её "Кафе Запределье" (есть там такое). атмосферность тут особая, специфическая, ибо это классическое кино Ренаты Литвиновой с классической Ренатой Литвиновой, и все персонажи в нём - тоже немножко ренаты литвиновы. хотя Друбич прекрасна как всегда, и время её вообще не касается и не меняет. самая охуенная сцена - песня, исполняемая в кафе, в ней прекрасно всё, особенно подтанцовка! и вот ещё: знайте, курящие женщины и девочки, после смерти вы будете ходить в шляпах из дымящихся сигарет, совсем как Рита! 

image Click to view


криминал года - тут опять же совершенно не новинка, "Пророк" Жака Одиара. отличная история восхождения очередного "авторитета", прорисованная до мельчайших деталей, с превосходной актёрской игрой. особенно понравилась нетривиальная работа с переводом - такого изобретательного дубляжа я ещё не слышал


паноптикум года - "Жизнь в военное время" Тодда Солондза, эдакий сиквел его же "Счастья"... паноптикум отменный получился, славное собрание обывательских фриков с горами скелетов в шкафу. выставка образцового в своей обыденности ада в лучших солондзовских традициях.


камерность года - "Тетро" Френсиса Форда Копполы. маэстро уже пенсионер, конечно, и лучшие фильмы, видимо, снял давно, но вот такая театральная совершенно постановка ему вполне удалась. под камерностью тут нельзя понимать герметичность - действие вроде бы происходит не только в квартире, но и в разных пространствах, однако сосредоточенность на трёх главных персонажах налицо, остальное больше напоминает декорации. и из всех троих особо шикарен, конечно, Винсент Галло



музыкальные фильмы года - их два. и тоже оба не супер-свежак. но мои личные открытия тем не менее. 
шведский артхаус "Звуки Шума" Улы Симонссон и Юханнеса Шерне-Нильссона. забавный сюжет: банда безумных борисов еремеевых терроризирует город игрой на любых подручных предметах, а им то ли противостоит, то ли симпатизирует полицейский со странным дефектом слуха. 
"Слэм" Марка Левина. американский фильм об уличной поэзии и хип-хопе, в главной роли - известный андеграундный рэпер Сол Уильямс. короче, чтоб долго не объяснять, "8 миля" сосёт просто. да, и ещё офигенный саундтрек от DJ Spooky




развлечение года - "Девушка с татуировкой дракона" Финчера. о нём я подробно писал уже



киноальманах года - "Гавана, я люблю тебя" (режиссёры: Лоран Канте, Гаспар Ноэ, Бенисио Дель Торо, Хулио Медем, Элиа Сулейман, Хуан Карлос Табио, Пабло Траперо). яркое кино, при этом неровное, как и полагается альманаху. Кустурица замечательно сыграл пародию на самого себя; а самая сильная новелла, конечно, у Гаспара Ноэ (она же и самая страшная, как у него водится).


сериал года - "Игра Престолов", главная фэнтези-сенсация последнего времени (новые сезоны "Подпольной империи" и "Шерлока" не в счёт, ибо это всё же новые сезоны, а не первое знакомство). наверное, это первый сериал, который своим эпическим масштабом не производит впечатления "сериальности" - вполне киношный подход во всём. ну и к тому же (главное отличие от того же "Властелина Колец") - в нём почти совсем нет никакой сказочности.. никаких троллей-гномов-орков-эльфов (а "Иные", скорее, к хоррору имеют отсылку), никакой почти магии (кроме разве что ведьмачки с Драконьего острова), зато гипер-реализм во всём остальном: насилие (кровь и расчленёнка), секс (всех видов и вариантов), бытовые подробности и т.д. подбор актёров, опять же, шикарен.



документы года - то бишь документальное кино. все четыре фильма - о музыке и музыкантах (другие документалки как-то прошли мимо меня).
итак, "Не верь, не бойся, не проси" - этакая антология русского блатняка от немецкого режиссёра Петера Риппле (линейный продюсер и монтажёр - наш экс-земляк Толик Скачков, он же кино и привозил в Томск). материал шикарный: от людей, открывших и "сделавших" Аркадия Северного (Руди Финк и Маклаков с Соколовым), до шикарнейшего Гарика Осипова, Шнура, группы "Ля-Минор", а сверх того - Розенбаум, Стас Барецкий, Ноггано и пр.

"Марли" Кевина Макдональда - идеальная документальная биография, какой она должна быть.
"Скотт Уокер: человек ХХХ столетия" Стефана Кьяка. отличное кино об одном из самых необычных музыкантов последних 50 лет, причём о нём с придыханием говорят такие люди, например, как Дэвид Боуи, Джарвис Кокер, Брайан Ино, Дэймон Элбарн и Radiohead.
"Мамон-Лобан" Сергея Лобана - недлинная документалка, снятая параллельно с работой над "Шапито-шоу" и являющая собой монологи Петра Николаича Мамонова на разнообразные темы. Весьма!






музыкальное видео года. тут надо, во-первых упомянуть единственный фильм-концерт, за многие годы посмотренный на "большом экране" - концерт Led Zeppelin, на единичном показе в Киномаксе (даже удивительно, что они его взяли), в день мировой премьеры - и это, кстати, круто очень, смотреть на огромном экране и в крутом звуке такой фирмовый концерт.
о видеоверсии альбома PJ Harvey я писал в рецензии на "Новом Роке"
а также совершенно шикарный концерт Вежливого Отказа; и столь же шикарный Леонид Фёдоров и Владимир Волков с Медески, Рибо и Смитом.






и, наконец, последняя номинация - мульт года. тут тоже не экстра-новинка, и притом, всего одна (как-то негусто я мультфильмов смотрел в прошлом году...). "Метропия", весьма атмосферный мульт Тарика Салеха. оригинально прорисованная антиутопия с оригинальными же сюжетными ходами - контроль над личностью через волосы и шампунь, ну и т.д. кстати о сюжете - автор сценария, между прочим, тот самый Стиг Ларссон. а роли озвучили Винсент Галло, Джульетта Льюис, Удо Кир - и непросто озвучили, но ещё и внешне стали прототипами персонажей





итоги, кино

Previous post Next post
Up