какбэ итоги 2011: вторая часть, киносмотрение

Feb 10, 2012 05:14

продолжаем неспешно подводить итоги ушедшего года.
о книгочтении уж поговорили - переходим к киносмотрению.
фильмов интересных, хороших и разных посмотрено в 2011-м было немало, даже в кинотеатры я выбирался как-то немыслимо часто, аж 8 (восемь) раз!
и из всех восьми остался разочарован разве что "Зелёным шершнем" от Гондри, остальные вполне!
но давайте по порядку. сейчас будет некий список самых крутых фильмов, увиденных в 2011-м (впервые увиденных, так что среди них будут и фильмы, вышедшие ранее, но только в прошлом году добравшиеся до меня).
и да, порядок - почти произвольный, но немножко систематизированный всё ж - разбит по условным номинациям.

ГЛАВНЫЙ ФИЛЬМ ГОДА
тут, несмотря, на то, что был посмотрен ещё в самом начале года, так и остался непревзойдённым фильм братьев Коэнов Железная хватка

 
самое оно, попадание в яблочко и в дамки, всё как я люблю. Джефф Бриджесс гениален до охренения, девочка очень крута - одной левой убирает того же Мэта Деймона. актёры эпизодов, да и сами эпизоды, как всегда у Коэнов, охренительны. всё-таки вестерн по-коэновски - это совершенно отдельное явление, так же как нуар или роуд-муви по-коэновски.

АТМОСФЕРНОСТИ ГОДА
тут вот сразу два фильма, которые считаю самыми атмосферными картинами года.
во-первых, это Древо жизни Теренса Малика.


всё то, что я у Малика всегда любил - тягучая атмосферность, нерасторопность, отсутствие экшна, медитативность и созерцательность. этакий кино-эмбиент. плюс отлично прорисованные вечные семейные коллизии отец-сын и брат-брат. плюс прекрасный подбор актёров. Минус - для меня - библейские мотивы. более подробно о нём уже писал.

а вот во-вторых, не менее атмсоферна Меланхолия Ларса Фон Триера.


очень выбивается, кстати, из традиционного триеровского творчества... Как раз этой самой атмосферностью и красивостью. Страшно эстетский фильм. Наверное, только Триер и мог сделать из конца света, с одной стороны, красивую до жути открытку с видами, а с другой - ещё одну злую сатиру о том, что люди безнадёжны.

КАМЕРНОСТЬ ГОДА
тут, конечно, фигурирует Резня Романа Полански.


чистый восторг: герметично-камерная, очень театральная постановка, с четырьмя великолепными актёрами, которые просто купаются в своих ролях и отрываются по полной... и Кристоф Вальц, и Джоди Фостер, и Джон Рейли, и Кейт Уинслет - все молодцы! подробней тут.

АЛЬМОДОВАР ГОДА
вот его невозможно как-то классифицировать, ему только собственную категорию и придумывать. конечно, Кожа, в которой я живу.


фирменная трансгендерная феерия, притворяющаяся детективом. закручено всё так лихо, что смотришь, раскрыв рот и цокая языком от удовольствия.
ну что, очередное подтверждения того, что я чёртов фанат Альмодовара.

ЭПИЧНОСТЬ ГОДА
самым эпичным историческим полотном года, без сомнений, стал Город жизни и смерти китайского режиссёра Чуаня Лю


я его назвал уже "китайским Германом" - и это так, по эпичности, атмосфере погружения в эпоху и визуально-психологической точности всё напоминает именно Германа. плюс ещё спилберговские нотки в сценарии и фотографичность кадра, как у Корбайна... тысячи жертв не очень известных у нас исторических событий - резни в Нанкине -  получили в этом фильме мемориал, мартиролог и эпитафию.

и в эту же категорию, отнесу, пожалуй, картину вернувшегося после многолетнего перерыва к режиссуре Андрея Смирнова Жила-была одна баба


тут тоже эпичная сага - но уже на нашем материале, жизнь одной конкретной крестьянки Тамбовской губернии на фоне звериного времени слома эпох: первая мировая, Гражданская, антоновское восстание... многие актёры хороши, особенно Серебряков. правда имеет место быть во всей неприглядности, хотя и не совсем удалось избежать лубочности. однако, в плане мощи режиссёрской, китайский фильм всё ж посильнее смировского, я считаю..

СОЦИАЛЬНЫЕ ДРАМЫ ГОДА
номер один в этой категории, конечно же, звягинцевская Елена, хотя её, на самом деле, столь же трудно и почти невозможно сводить к одной голой социальности, как и античные трагедии, например


опять же атмосферность (ох уж эта атмосферность - но что поделать, я её страшно ценю). плюс гениальная музыка Филиппа Гласса. плюс актёры (вот как актёр Смирнов, кажется, даже более крут, чем как режиссёр). плюс философия. плюс очень точный взгляд на многие вещи. аж до фотографичности точный - несмотря на мифологическую архетипичность конфликта... круто, в общем.

а вот Бьютифул Алехандро Гонсалеса Иньяритту - отличное доказательство того, что "беспросветная чернушная социальщина" не является сугубо российским кинобрендом, и вполне по силам топовым западным режиссёрам на западном же материале


Хавьер Бардем же, в свою очередь, убедительно показал, что его сложный, не одномерный персонаж смотрится посреди урбанистических испанских трущоб не хуже, чем герои наших фильмов - среди российских реалий.. и да, атмосфера тут тоже превосходна отражена - атмосфера гнетущей безысходности.

ну а за упомянутыми российскими примерами далеко ходить не надо - сразу несколько я посмотрел в минувшем году фильмов, которых можно отнести к социальным драмам (пусть они и разных лет выхода): Шультес Бакура Бакурадзе, Сумасшедшую помощь Бориса Хлебникова и Волчок Василия Сигарева 




все они хороши, каждый по-своему. разве что "Сумасшедшая помощь" выделяется налётом абсурдной комичности из этого драматичного ряда.

ПСИХОДЕЛИЯ ГОДА
это, конечно, гинзбурговское Generation П.  


вот ничего вроде и не ожидал, идя в кино - а получил кучу удовольствия. и не только от ностальгических ноток, связанных с пелевинским текстом, но и от общей психоделии происходящего, которую лишний раз подчёркивал актёрский состав (разве что Шнур и Гордон сыграли Шнура и Гордона, перевоплощение - не про них).

БАЙОПИКИ ГОДА
тут у нас парочка фильмов, совершенно разных и друг на друга не похожих.
первый - добротный голливудообразный исторический байопик Король говорит! Тома Хупера про то, как логопед избавил короля Георга от заикания на непростом историческом фоне типа Второй Мировой, а второй - довольно раздолбайская музыкальная комедия Убить Боно Ника Хэмма про одноклассника будущих U2, который считал, что они загубили его несостоявшуюся карьеру рок-звезды.



ПРОГУЛКА ГОДА
эту номинацию я условно назвал по фильму Учителя неслучайно - я так именую лёгкие, милые, светлые, ни к чему не обязывающие фильмы, в диапазоне от "Амели" до "Вики.Кристина.Барселона", и от "Питер FM" до "Ешь Молись Люби".
и в минувшем году в этой номинации у нас вновь Вуди Аллен, со своей Полночью в Париже


аромат Франции, Хэмингуэй - Басалаев, вино-вино-вино, Фицджеральд, Пикассо, Бунюэль, Дали, Кол Портер, Гертруда Стайн, Матисс, Гоген, любовь.... в общем, приятнейшее воспоминание о походе в кино.

СЕРИАЛЫ ГОДА
"Шерлок" сюда никак не попадает - 1й сезон был в 2010м, второй - уже в 2012м.
посему сериалов два, один ихний, один наш.
ихний - Подпольная империя. совершенно шикарнейшая гангстерско-коррупционная сага из времён сухого закона, под знаком которой прошёл весь год - в начале года 1 сезон, в конце - второй. 
наш - Раскол Николая Досталя, масштабное историческое полотно о церковном расколе, весьма детализированное и дотошно снятое. музыка  - Владимира Мартынова, а исполнитель роли Аввакума - ну вылитый Вадим Дикке!




ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО ГОДА
музыкальные документалки я потом отдельно, в муз итогах упомяну. а тут будет два фильма и один док.сериал.
во-первых, конечно, Горький вкус свободы нашего классика док. кино Марины Голдовской про Анну Политковскую



во-вторых, настоящая энциклопедия стрит-арта от Бэнкси Выход через сувенирную лавку



в третьих, документальный сериал Архангельского Жара канала "Культура" - настоящий док. эпос про духовные искания "из-под глыб" во времена расцвета сов.власти...



АНИМАЦИЯ ГОДА
ну и, наконец, мультики. 
во-первых, новая работа автора "Трио из Бельвиля" Сильвана Шомэ Иллюзионист. на стиле!



во-вторых, сербско-американский Film Noir - название говорит само за себя, исключительно стильная нуар-анимация с детективами, киллерами, проститутками и копами



и в третьих, наш Носферату Мариничева, который по картинке беспомощный и дилетантский, зато берёт юмором, разными культурными отсылками и музыкой Billy's Band.



НА ЭТОМ, ПОЖАЛУЙ, ВСЁ.
остались теперь музыкальные итоги :)

итоги, кино

Previous post Next post
Up