Титульная обложка Skyforge. Эпично, но педиковато
Всем доброе утро, день, вечер, ночь, лимбо. В то время пока весь остальной мир готовится к зарубам в третьего Ведьмака, пока разработчики с постсоветского пространства вспомнили, что когда-то они что-то могли и пилят якобы продолжения своих франшиз, я основательно залип в Skyforge и, к своему стыду, вылезать оттуда пока не собираюсь.
Возможно, кто-то помнит мой первый
пост на эту тему, но он писался скорее под свежими впечатлениями. Сегодняшняя писанина - дополнение ко всему уже сказанному и исправление некоторых ошибок. С момента старта ОБТ прошло уже почти два месяца и, хотя продвинуться далеко мне не удалось (даже до бога не добрался - стыд и позор), но тем не менее игра была пощупана основательно за все соблазнительные места.
Традиционный бич всех ММО - система классов. Файтер, клирик, маг и вор давно навязли в зубах, однако, к сожалению, отойти от подобного стандарта вряд ли получится. И, когда игра использует фэнтезийный или полуфэнтезийный сеттинг , приходится наблюдать все тех же консервную банку, стекляшку в халате, святошу и мрачного бомжа. Их скиллы кочуют из игры в игру, меняя только цвета, а потому, если вы играли в тот же WoW, то, в принципе, знаете, что будет ждать в Рифте, в Охренейдж или, прости господи, надежде всей ММО-индустрии - Black Desert aka Archeage 2.0 (А хотите знать, почему я не верю в Пустыню? Потому что не доверяю корейцам. Ведь баги Архейджа восходили еще с Кореи, просто добропорядочные желтые люди не решались эксплуатировать багги в хвост и гриву. А сама идея «развлеки себя сам» сработала в ММО только один раз из бесчисленных попыток. И то - сработала среди тех, кто с детства мечтал быть бухгалтером).
Конечно, в СФ тоже есть и файтер, и клирик, и маг. Однако, во-первых, была проделана огромная работа над визуальной составляющей классов (алхимические щупальца, перчатки с приветом из God of War 3 или, мой фаворит - цепь - цепной меч прямиком из WH40k, разрубающий противников пополам с брызгами кетчупа). Но что самое главное - каждый класс ощущается абсолютно по-разному. Так, к примеру, Хранитель Света в соло-ПвЕ - это двухкнопочный, медленный и очень надежный утюг. Играть им достаточно муторно, однако, он способен разобрать любого босса, хотя, конечно, периодически падает под паком обычных мобов (здесь их называют ромбами и по праву считают самой опасной живностью в игре - их много, бьют больно, увернуться от атак нельзя). С другой стороны Берсерк - товарищ, врывающийся в любую толпу любого состава с визгом и улюлюканьем и разбирающий ее на запчасти в считанные секунды, однако, испытывающий сложности на боссах с атаками на расстоянии (вот где нужна смена класса на лету). С третьей, скажем, Штурмовик - игра за него требует некоторого внимания (одна пушка накапливает теплообмен, другая - снижает), что немного раздражает, однако, он весьма хорош в любой ситуации.
Няша-Берсерк. Самый кровавый удар. Единственный кровавый удар.
В отличие от других ММО в СФ пробовать новые классы и раскачивать их действительно интересно. Каждый из тринадцати товарищей уникален (утекла инфа о четырнадцатом) и даже игра за местного мага (криоманта) не похожа на таковую в том же ВоВ (встал на месте, 3-2-1-мертвец) за счет динамики и необходимости постоянно уворачиваться от луж и конусов усиленных мобов. Конечно, некоторые профессии вызывают вопросы в целесообразности (например, Монах), однако, видя жаркие дискуссии, кипящие на форуме, и видя людей, которые прекрасно управляются с этими сомнительными ребятами, можно сказать, что каждый класс уникален и обязательно придется кому-то по вкусу.
Далее на очереди групп-контент. Помнится, я жаловался на то, что в игре нет полноценного хила. Снимаю. Так играть даже интереснее. Особенно с рандомами. Для меня, игра со случайными людьми предпочтительней премейдов, так как вносит элемент неожиданности. Ведь чертовски приятно, когда, например, в Counter Strike команда срабатывается, даже не имея голосовой связи. И без хила - волшебной палочки, способной иногда удержать танка даже клинических случаях - любая ошибка может стать последней. Те долгожданные изменения в системе прохождения данжей, которые обещали многие, но никто не сделал. Во всех остальных ММО, которые я видел, данжи проходились примерно так - танк встает в одном углу, хил во втором, ДД - в третьем. Вака-вака-вака - босс падает. Бегаем от луж .
В СФ данжи с рандомами превращаются в челлендж. Здесь танк не живет вечно. Если упал хотя бы один ДД, то в большинстве случаев - это вайп. Упал танк или хил - это вайп. Подземелья нельзя проходить лицом, потому как даже паки мобов представляют определенную угрозу и это, пожалуй, главный плюс. Впервые со времен Пылающего Крестового похода в групповой контент вернулся вызов уже на начальных этапах.
Протей. Босс из соло-данжа. Искусственно затягивает бой. Ублюдок
Тут стоит добавить о всё той же системе классов. Саппорта всего два. Но если Хранитель может простить танку пару ошибок, и его партия заключается в периодическом бафе с отхлебыванием чая, то игра за алхимика - это веселый рояль с переключением с союзников на мобов (а управление удобнее не стало, хотя, наверное, лучше все равно ничего не придумаешь) и периодические суицидальные атаки с криками «Алхим Акбар». Успел - босс лишился полосочки, не успел - труп. И Алхимик просто не имеет возможности простить танку катание лицом по клавиатуре. Если Паладин или Богатырь любители ловить лужи или бомбы, то под Алхимиком они долго не проживут.
ПВП. Я говорил, что ПВП здесь нет. Я ошибался. ПВП в СФ жесткое, веселое, агрессивное и напоминает Neverwinter Online. К сожалению, мне ни разу не удалось попасть в «10 на 10» (о том ниже), а Лугран совершенно не подходит в деле убийства ближнего (шесть человек играют в дефматч на маленькой аренке), но играть даже «3 на 3» интересно. Все, опять же, упирается в систему классов, каждый из которых имеет возможность кардинально изменить ход боя. Конечно, против премейдов у рандомов нет никакого шанса (а система отделения зерен от плевел то ли не работает, то ли ее нет), однако, в остальном не возникает ощущения, что одни классы доминируют над другими (как это было, например, с неубиваемыми ДК в ВоВ на определенном этапе).
Кстати, тут я добавлю о донате. Обычно больше всего боли различия приносят именно в ПвП. Здесь есть два варианта. Во-первых, это расходники (на воскрешение и лечение, по одному разу за бой), однако, я еще ни разу не видел, чтобы кто-то применял их на арене, потому что овчинка не стоит выделки (дороги и в аргентовом и в кредитном эквиваленте). Во-вторых, серьезная разница в престиже в пределах брекета, что не делает никакой погоды. В качестве примера расскажу вам о дуэли моего Хранителя и другого Хранителя. Разница между нами была в 1500 престижа. Видимо, товарищ на том конце был слишком клешнерук, так как шли мы с ним ноздря в ноздрю. Но так как дело было на Лугране, то подоспевший криомант быстро покончил сначала со мной, потом с ним. В целом, ситуация с ПВП, как и везде - один на один просто не существует. Однако, в подборе команд существует огромное количество вариаций, о которые ломают копья на форуме.
Босс с Объекта 902. Не так интересен, как ласт, убивающийся из турели. Кстати, знакомьтесь, лучник - самый мышколомный класс в игре
А теперь о недостатках. Первый - СФ-ММО. Думаю, все понимают в чем заключается этот недостаток.
Второе - это баги. Неработающие скилы (важные), не позволяющие раскрыться некоторым классам Монах забагован по самую шляпу), эвейдящиеся боссы, «сглатывание» каста (кнопку нажал, но атака не прошла), невозможность «прожаться» (дамаг некоторых скиллов рассчитывается в момент начала каста, а потому проходит под щиты и баг ли это или фича совершенно неясно) - только верхушка айсберга. Можно было бы оправдать это отмазкой яростных поклонников игры - мол, ну это же ОБТ - но, господа, когда вайп уже не предвидится, а шоп работает в полную силу, такие отмазки не работают.
Третье - система подбора группы. Даже саппортом мне иногда приходится ждать по десять минут и это там, где ни Алхимик, ни Хранитель, популярными классами не является. Что творится у ДД, я даже не хочу и думать. И ладно бы данжи, но ПВП ищет так же долго и муторно. Основная проблема в том, что единственным развлечением на время очереди являются местности, но беда в том, что если вас выкинуло из очереди, то придется возвращаться к визору, так как встать в данж, просто открыв менюшку нельзя. Пойти в звено (1-3 человека) во время очереди, естественно, тоже невозможно.
Это тоже недостаток. Вместо красиво-эпичных костюмов, Аллодс-тим рисует всякую х-ту, типа бикини и смокингов. В топку
Четвертое - какие-то совершенно досадные промахи команды разработчиков. Так, первое Вторжение (что-то типа большого Рифта) Элион проиграл. Почему? Не совсем ясно. Плюс, СФ игра не для одиночек, потому что эндгейма без пантеона практически не существует. Хочешь-не хочешь - иди в гильдию (впрочем, в ВоВ тоже было проблематично попасть в рейд без гильдии, ЛФР - для слабаков).
Пятое - технические проблемы, вроде проседания ФПС ни с того ни с сего (локация «Вейнес» - в полях все отлично, но в городе начинаются эпилептические припадки) или графических артефактов.
Но вывод я не поменяю. СФ - это та игра, которую стоит попробовать до тех пор, пока Мэйл не начал закручивать гайки (после Аллодов они еще долго будут под подозрением, хотя вроде исправляются, пусть и очень медленно). СФ - это вещь, которую, как ни странно, не стыдно показать за рубежом, потому что игра производит впечатление законченного и интересного продукта (остается надеяться, что сервер не поделят на резервации - все-таки (и можете называть меня нипатриотом), играть с европейцами в большинстве случаев приятнее (если это не пшеки), чем с русским коммьюнити).
Понятное дело, что СФ - не Ведьмак. Понятное дело, что это не «убийца» WoW, что очень хорошо, потому что WoW - как Репка только без мышки. Но, опять же, СФ - это добротная игра, которая не требует адского количества времени и денег, но способна при этом приносить удовольствие и расслабление.