Чему учат детей? Война и Мир

Oct 01, 2014 11:10

Очень часто в ЖиЖе появляются посты о книжках для детей о сексуальном воспитании. Если честно, воспринимать эти книги больше, чем стеб очень сложно, но тем не менее каждый такой псто вызывает кучу праведного гнева. Однако, там все более-менее прозрачно. То есть вполне понятно, чему они учат детей. Авторы этого не скрывают.
Куда более интересной мне видится ситуация со школьной литературной программой. Ведь мало кто задумывался, чему может научить книга внесенная в список классической литературы. В этом псто я постараюсь приоткрыть свои ощущения при прочтении т.н. "эпохального произведения", титана школьной программы. Угадали? Наверное угадали. "Война и Мир".
Если честно, то я не осилил роман до конца. Я честно вгрызался в страницы. Я осилил 3,5 тома, но когда мне пришлось сделать перерыв на недельку, я просто не нашел, где остановился. Все в один голос твердят, что Лев Николаич был великим писателем. Я же скажу, что он был великим графоманом. Все, что я прочел у графа было безвкусной словесной описательной жвачкой без особой идеи, новой мысли и интересных характеров. Прочтение каждой книги (Севастопольские рассказы, Хаджи-Мурат, Детство) заканчивалось мыслью: "Что за хуйню я только что прочитал, верните мне мои три (4,5) дня жизни". В этом смысле я ставлю Толстого в один ряд с такими "великолепными" писателями, как Коэльо и Паланик. У них тоже совершенно хуевый, графоманский стиль письма (и это не огрехи перевода). Единственное отличие в том, что последние пишут обрывочными фразами первоклассников, в то время, как первый растягивает одно предложение в целую простыню, так что пока дойдешь до точки, забудешь о чем было в начале.
Ладно. Война и Мир. Моя учительница литературы говорила нам, что Мир писалось, как "Мiръ", что означало еще и "Общество" и тут мне не остается ничего, кроме как похлопать графу. Даже у папы Кайла (South Park) общество делилось на "богов и быдло", у Льва Николаича есть только боги, потому что простые люди упоминаются на все четыре тома, дай бог, десяток раз и то зачастую в виде агрессивной толпы. И такая диспозиция мало вяжется с образом сельского дурачка (простите, "просвещенного дворянина"), который променял кафтан на лапти.
Вторая проблема романа - это невъебенное ЧСВ автора и последующих редакторов. Я понимаю, что французские фразочки в русской литературе могли способствовать атмосфере того времени, но продирание через простыни сносок, написанных блохой погружению не способствует. С первых страниц автор демонстрирует нам свое владение французским, как сейчас малолетняя ТП пытается всем продемонстрировать новый айфон, захерачивая на этом языке из страны мимов, лягушек и страшных женщин целые письма. А писать тогда любили.
И вот я подобрался к главному. Героям. Я еще нигде и никогда не встречал таких незапоминающихся героев. Если имя какого-то персонажа не упоминается хотя бы пару страниц, то, когда он снова неожиданно выскочит, как черт из табакерки, то остается только два варианта:
а) мучительно искать в ранее прочитанном, что ж это за хуй
б) забить, потому он все равно умрет (в этом Война и Мир чем-то похожа на Игру престолов, только без драконов и ебли)
Ростер главных персонажей до боли типичен и граф даже не потрудился придумать кому-нибудь из них, да хотя бы шизофрению или отсутствие МПХ, которое накладывает неизгладимый отпечаток на жизнь.
Знакомьтесь. Вот, например, Коленька Ростов, который проигрывает сотни денег, потому что интернеты еще не изобретены и нет возможности подвачевать капчу или затраллировать Долохова Фкантакте.
Вот, Наташа "уженелоли" Ростова (если честно, на протяжении всего романа она воспринимается, как лоли, вот ей-богу), которая решается убежать с первым же подвернувшимся альфачом. Хотя винить ее в этом мне сложно, потому что живя такой унылой жизнью, будучи помолвленной с таким унылым товарищем, убежишь хоть с нигером.
Вот Андрей Болконский. Просто имо. В свои тридцать он похож на подростка-максималиста, который скачет по убеждениям, как портовая шлюха по хуйцам, то он хочет воевать, то не хочет воевать, то ему надо бабу, то не надо. Можно было бы все это оправдать личной трагедией, но он был таким и до нее (у тебя жена в положении, а ты съебался в Австрию повоевать, EPIC WIN).
Вот Безухов Пьер. Воплощенное свидетельство утверждения, что если ты омежка, то став графом с состоянием ты все равно останешься омежкой. Вместо полезных дел занимается всякой хуйней, типа масонства, в итоге его наебывает не только жена, но даже управляющий.
На остальных героев даже не хочется тратить время. Единственный, кто получился более-менее неплохо - это Кутузов, устами которого автор высказывает одну из немногих здравых мыслей во всем романе о том, что в пылу боя моджно постараться управлять только боевым духом.
Чему же может научить такое произведение? В качестве резюме я выделю то основное, что я почерпнул из романа, будучи в школе
1. Будь ты хоть граф, хоть князь, но бабы любят альфачей
2. Чтобы тебя считали умным надо иметь много денег и побольше пиздеть
3. Подтверждение мысли о том, что популярным становится не то, что доставляет, а то, что не заставляет большинство напрягать мозги
4. Из четырех томов можно сделать много самолетиков
5. Бумага хорошо горит
6. ???????
7. PROFIT
Кто-то скажет, что я мудак и читал невнимательно, но если честно я не знаю, как можно читать внимательно словесный понос обо всем и ни о чем одновременно и выудить оттуда хоть какую-нибудь умную мысль (но вообще-то я смог, см. выше о Кутузове).
Однако, если псто вам понравился и вы согласны с Мышем, то предлагаю в комментариях написать название классического произведения, которое вы хотели бы разобрать в следующий раз.
С вами был Джерри Параноик, всем спасибо, все свободны.

литература, Толстой, учеба

Previous post Next post
Up