Итак, граждане триатлеты-велосипедисты элитарии-аматоры-длясебя-безфанатизма, что я имею вам сказать на счёт колёс.
Как счастливый (или ебанутый, кому как угодно) обладатель попки с кулачок трёх колёс - гоночного вилсета и заднего диска - под трубки, приклеиваемые к ободу, я оказался перед дилеммой. В преддверии гонки с раздельным стартом в следующие выходные я озадачился подготовкой байка к большому делу, включая установку отличных свеженьких гоночных трубок взамен того, что соит у меня на велике сейчас.
А сейчас у меня на переднем колесе стоит дешёвая тренировочная трубка Continental Giro приклеенная на двусторонний скотч, а на диске сзади гоночная Continental Competition, доставшаяся мне от прежнего хозяина, на которой он проехал по-крайней мере один Айронмен. Обе уже порядком побитые жизнью, с массой порезов (кое что залатано суперклеем) и вообще на ободе клей явно уже рассохся, приклеивали давно, трубка требует по-крайней мере переклейки. Пара трубок Continental Competition, доставшиеся мне от прежнего хозяина (профессионала Пита Джейкобса), почти сразу после покупки колёс сняты с клея и стоят себе тихонько в углу. Берегу дорогие покрыхи в общем, как могу, хотя и они тоже уже вовсе не пышат свежестью морозного утра.
И такая у меня дилемма, конечно на эту гонку я еду соревноваться, конечно же еду на время и конечно же пора начинать приводить вел в оптимальную гоночную форму, в том числе и касаемо его обувки. У меня есть пара прекрасных новеньких трубок Vittoria Crono Evo CS II, наверное, лучших на свете. И тут, собственно, и возникает дилемма.
Приклеить трубки можно двумя способами: дедовским, кондовым и очень надёжным, т.е. с помощью вонючего ободного цемента/мастики/клея "Мечта токсикомана", в несколько покрытий с промежуточной сушкой слоёв и с общей длительностью технологического процесса около четырёх дней - а ведь надо ещё колёса обкатать. Иной способ, очень быстрый с помощью двустороннего ободного скотча Jantex 76, на который можно весьма надёжно и ровно (при наличии прямых рук не из жопы) усадить трубку на обод буквально за несколько минут.
Либо быстро ставишь и медленно едешь, либо мучительно медленно и кропотливо ставишь и быстро едешь...
Проблема в том, что клей на скотче вполне себе обыкновенный, он не твердеет, как токсикоманская мастика. Соответственно это дополнительные потери, которые уничтожат (ну, или, хотя бы посягнут) на всю прекрасность исключительного по своей малой величине коэффициента сопротивления качению трубок Vittoria. Плюс, возможно будет довольно жарко, клеящий слой скотча рискует размягчиться на жаре ещё больше со всеми вытекающими. Называйте меня абсессивно-компульсивным вело-маниаком-перфекционистом, но ватты у меня не казённые, а ФПМ не резиновый.
Ну так вот, естественно я хочу выжать максимум скорости из всей своей гоночной экипировки, а не только визуальные эффекты. Покрытие дороги там и так неахтецкое, выедает ватты на ура, так что по-крайней мере со стороны колёс не должно быть никаких финтов с излишними потерями энергии. И о чём я подумал - конечно, коли я назвался груздем, придётся заморочиться с ацетоном, многослойным нанесением мастики и несколькими днями ожидания готовности колёс к езде, а липкую ленту Jantex оставить для установки тренировочных трубок, хотя особой нужды теперь трениться на карбоне у меня больше нет, управляться с боковой парусностью аппарата я намонстрячился я вполне уверенно.
Но какой у меня в связи со всем этим возник вопрос. Что делать если прокол? Ну ладно да, если это короткие дистанции - спринт-триатлон, или разделка, особого смысла меняться нет (разве что просто, чтобы доехать до финиша, а не чапать пешком и не ждать эвакуации). Я, лично, принципиально не беру на дистанцию никаких инструментов и запасок и просто схожу, если уж не повезло. 40 км велоэтап олимпийки тоже в общем-то уже не особый вариант. А если речь идёт про дистанции 70.3 или 140.6? Меняться тут уже конечно надо и снова встаёт тот самый вопрос. Если трубки приклеены как следует, следуя всем технологическим рекомендациям, замена трубки в поле представляет собой просто отрывание проколотой трубки (при некотором навыке на этоу ходит ~1 минуты) и натягивание на обод запасной трубки (ещё ~1 минуты) с заблаговременно прикрученным удлинителем клапана в случае глубоких ободов, накачиване колеса из баллончика СО2 и вперёд и с песней. Учитывая, что езда на длинных триатлонах всегда сугубо-одиночная, это даже профессионалов не выбивает полностью из гонки, не говоря уже про любителей, для которых даже один триатлон может быть делом чуть ли не половины жизни и соразмерного бюджета.
В принципе, при хорошем раскладе и некотором навыке, на это должно уйти не больше времени, чем на замену камеры у традиционного клинчера и в сравнении со временем гонки это не так много, даже если человек бьётся на время. Но, есть одно но. Клей уже высох (и это правлиьно), трубка держится на ободе без каких-либо зацепов просто за счёт своей упругости и давления. Естественно ни о каком улучшенном сопротивлении качению уже не идёт никакой речи, плюс определённый риск слетания трубки на ходу (что вообще ой, если на спуске, например).
При этом если ставить трубку изначально на двусторонний скотч, снять её сравнительно легко и даже если лента немного повредится в процессе снятия проколотой трубки, она сохранит значительную адгезию. Более того, можно даже поверх прежнего скотча по-быстрому наклеить свежий слой и поставть трубку ровно и аккуратно. Да, на это заведомо приносятся в жертву определённые ватты, да возможно поставленная в спешке трубка будет сидеть не слишком ровно, но она всё таки будет приклеена. Т.е. значительно лучше, чем ехать на вообще неприкленной покрыхе.
Ну и для длинных гонок остаётся вариант ещё клинчеры, которые сейчас очень даже неплохи. Хотя и могут немного уступать лучшим трубкам, но сейчас я понимаю, чего производители так люто и бешено развивают клинчерную технологию, да. Потому что с трубками на длинной гонке, по сути дела, есть лишь одна полноценная попытка.
И, да, (намёк на практический совет) чем тяжелее система велосипед+велосипедист и быстрее крутятся колёса (быстрее едешь), тем пропорционально больше потери от высокого коэффициента сопротивления качению и наоборот (!) Может показаться, что 5-7-10 Вт лишних потерь на колесо это всё копейки, но за 180 км набираются и более, чем ощутимые лишние минуты и общая дополнительная усталость, переходящая с триатлетом на беговой этап... про детализацию абсолютных величин потерь на это сопротивление мы поговорим в следующий раз :)