Ни для кого не секрет то, что Генри Форд и Томас Эдисон были большими друзьями. Хотя разница в возрасте у них довольно приличная (Томас Эдисон на 15 лет старше Форда), они много времени проводили вместе, дарили друг другу щедрые подарки и, со временем, даже дома их были рядом: Форд купил дом рядом с флоридской виллой Эдисона, и ворота между двумя поместьями никогда не запирались.
Многие поклонники Форда также знают, что в самом начале своей карьеры, когда он ещё только создавал свой знаменитый
квадрицикл, ставший первым автомобилем, работающим на бензине, его работодателем был Томас Эдисон, владелец «Электрической компании Эдисона» (
Edison Illuminating Company). Историки также знают, что Эдисон, когда его познакомили с Фордом на каком-то великосветском раунде и тот показал боссу свои планы бензинового автомобиля, пригласил Форда за свой стол. “Молодой человек, - сказал он Форду, - вы попали в точку! Ваша машина движется сама и несет свой собственный двигатель”. По крайней мере, так говорят.
Намного менее известно, что Эдисон и Форд работали вместе над созданием электромобиля.
![](https://ic.pics.livejournal.com/arktal/10230484/922615/922615_original.jpg)
Примерно в то же время, когда была основана
Ford Motor Co., Эдисон занялся разработкой аккумуляторных технологий и начал предлагать свою железо-никелевую батарею для различных целей, в том числе для автомобилей. В 1903 году он объявил о своих планах переоборудовать четыре большие туристические машины в электромобили (разумеется, с использованием своих собственных батарей) - план, который выглядит скорее рекламным ходом по продаже батарей. И хотя Эдисон горячо поддержал Форда с его идеей бензиновых автомобилей, вскоре он стал их критиковать:
"Электричество - самая стоящая вещь. В нем нет сбивающих с толку гудящих и скрипящих колес с их многочисленными рычагами, нет ужасно дребезжащего и стучащего двигателя внутреннего сгорания, нет системы циркуляции воды, которая выходит из строя, нет опасного и зловонного бензина и нет шума".
Тем не менее Форд, по-прежнему высоко ценивший поддержку Эдисона, не только не покинул Детройт и созданную им компанию, но и занялся разработкой магнитной системы с маховиком для Модели Т, чтобы избежать использования батарей. (Рассказывают, что однажды на прототипе Модели Т батарея перевернулась во время езды, из-за чего Форд прекратил поездку и решил вообще отказаться от батареи в своем новом автомобиле.)
Однако Форд понимал преимущества использования электричества, и к началу 1914 года стало известно, что он работает над созданием недорого электромобиля. Сообщения об этом появились в « Уолл-стрит джорнал», в специализированных журналах и газетах США и даже в Новой Зеландии. 11 января 1914 года в газете «Нью-Йорк Таймс» Форд подтвердил эти слухи:
"Надеюсь, что через год мы начнем производство электромобиля. Я не люблю говорить о вещах на год вперед, но хочу рассказать вам кое-что о моих планах. Дело в том, что мы с мистером Эдисоном уже несколько лет работаем над созданием дешевых и практичных электромобилей. Они были сделаны в порядке эксперимента, и мы удовлетворены тем, что путь к успеху очевиден. Проблема электромобилей заключалась до сих пор в создании аккумуляторной батареи небольшого веса, которая могла бы работать на больших расстояниях без подзарядки. Мистер Эдисон уже некоторое время экспериментирует с такой батареей".
Форд сказал о «нескольких» экспериментальных электромобилях и, возможно, он обмолвился, но, по крайней мере, один такой электромобиль был построен уже в 1913 году. Вот его фотография на заводе Ford в Хайленд-Парке.
![](https://ic.pics.livejournal.com/arktal/10230484/921614/921614_original.jpg)
Электромобиль имел рулевое управление, необычно изогнутую раму и аккумуляторные батареи под сидением. Водитель на фото - Фред Эллисон, инженер-электрик из Детройта, ответственный за разработку двигателя.
На следующем фото Эллисон за рулем уже второго экспериментального электромобиля, работа над которым продолжалась в 1914 году. В этом образце использовалась рама, подвеска, передний мост и руль модели Т, а также задний мост с червячным приводом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/arktal/10230484/922019/922019_original.jpg)
Говорят, что в надежде на успех Генри Форд купил электростанцию в Ниагара-Фолс и участок недалеко от Вудворд-авеню в Детройте специально для производства электромобилей Edison-Ford.
В 1915 и 1916 годах появились слухи о новом поколении дешевых электромобилей. Детали варьировались: он будет стоить где-то от 500 до 750 долларов (сегодня - от 10 000 до 15 712 долларов). Изданию "Автомобильные темы" ("Automobile Topics") в мае 1914 года, Эдисон, не разглашая подробностей, дал своё лучшее интервью:
"Это будет, только потерпите".
![](https://ic.pics.livejournal.com/arktal/10230484/922143/922143_original.jpg)
Позже General Motors развило эту мысль:
Эдисон обратил внимание на тот факт, что новый автомобиль, особенно с такими радикальными особенностями, как этот, и стоимостью 500 или 750 долларов, не может быть спроектирован и изготовлен в течение нескольких недель.
«Г-н Генри Форд разрабатывает для него инструменты, специальную технику, заводские здания и оборудование. Предстоит сделать так много особой работы, что сейчас не может быть определена дата того, когда новый электромобиль может быть выпущенным на рынок. Но г-н Форд постоянно работает над деталями, и он знает свое дело, поэтому это не займет слишком много времени.
«Я верю, что в конечном итоге электродвигатель будет универсально использоваться для грузоперевозок во всех крупных городах, и что электромобиль станет обычным средством семейных перевозок. Я убежден, что это произойдет в ближайшее время, и все грузоперевозки в Нью-Йорке будут электрическими».
К сожалению, до сих пор нет никаких свидетельств того, что пресса того времени получила фотографии или другие убедительные доказательства существования таких электромобилей. В конце концов, СМИ, казалось, совсем забыли об Edison-Ford. Некоторые любители конспирологии утверждают, что нефтяные картели добрались до Форда и Эдисона и вынудили их отказаться от идеи электромобиля. В качестве доказательства они указывают на
"таинственный пожар" в декабре 1914 года, уничтоживший мастерские Эдисона в Уэст-Орандж, штат Нью-Джерси, странным образом минуя здания, где находились горючие вещества.
Через несколько месяцев Первая мировая война поглотила Европу и, в конечном итоге, Америку тоже, и мечта об электромобиле превратилась со временем в любопытный и забытый эпизод истории.
Следует заметить, что согласно изданию
"The Ford Century" Генри Форд инвестировал в 1903 - 1910 годы в проект электромобиля 1,5 млн $US (сегодня - почти 31,5 млн $US). Но - круг замкнулся. Сегодня по сообщению
Reuters Форд заявляет, что инвестирует 135 млн. $US в развитие электромобилей, и к 2020 году
от 10 до 25%% его парка будет электрифицировано. По материалам
"Henry Ford and the electric car"