Он смотрел на дорожные знаки.
И совсем не смотрел на дорогу...
С.Я. Маршак
Эта эпитафия шоферу, поставленная мной в качестве эпиграфа, было первое, что пришло в голову, когда я увидел работы Клета Абрахама (Clet Abraham). Французский художник, закончивший школу изобразительных искусств в г. Ренн, Франция (Ecole des Beaux-Arts, Rennes, France), избрал своим основным занятием превращение скучных дорожных знаков в миниатюрные произведения искусства, отмеченных весёлым франко-итальянским юмором. Его работы можно увидеть на улицах многих европейских городов, таких как Париж, Рим, Лондон, Турин, Милан, Барселона, но постоянным местом жительства он избрал Флоренцию - место, где он впервые попробовал себя в этом амплуа.
Художник рисует наклейки, которые, не меняя значение дорожных знаков, делают их более живыми, человечными, придают им неожиданный, часто юмористический смысл. Его философия заключается не в том, чтобы уничтожить, разрушить или изменить символ.
Его отношение к формальным требованиям правил дорожного движения достаточно почтительное, но он считает их слишком однообразными и скучными. Небольшое дополнение, иногда провокационное, акцентирует внимание наблюдателя, создает с ним диалог и, конечно, украшает улицу.
Клет Абрахам считает, что его скромные работы способствуют развитию такого нового вида искусства как стрит-арт (street art), направлению в современном изобразительном искусстве городов во всех уголках мира. В отличие от граффити, которое появилось задолго до появления улиц, его работы невозможны без современных изобразительных средств, хотя сама идея мне помнится ещё со школьной скамьи, когда мы добавляли к портретам разных знаменитостей не свойственные им усы и бороды.
Некоторые люди называют его партизанским художником, так как довольно часто он работает ночью, когда шансы попасться меньше, потому что его действия не всегда законны, и городские власти не выражают особого восторга его деятельностью. Однако, в местах, где власть достаточно самокритична, его искусство остается (во Флоренции, например), в других - очень быстро удаляется. Много проблем у него было в Бресте, Пистойе и Осаке, где его девушка провела шесть месяцев в тюрьме.
Он привык к блужданию по улицам города на велосипеде. Остановившись около облюбованного им дорожного знака, Клет осматривается по сторонам - встреча с полицией его не очень вдохновляет, залазит на уличную тумбу, или использует раму своего велосипеда, чтобы дотянуться до вывески, вытаскивает из сумки подходящую наклейку, и по всем правилам современной технологии, клеит её на нужное место. Затем снимает верхнюю непрозрачную пленку, возвращается к велосипеду и едет к следующей цели, если его не останавливает полицейский, или просто, ошеломленный прохожий.
Click to view