Древнейший порт

Dec 01, 2016 16:41


Профессор Парижского университета в Сорбонне Пьер Талле рассказал изданию Haaretz (Israel), что в 2013 году в Египте, на берегу Красного моря, в районе Вади аль-Джарф, археологи обнаружили порт, который, по оценкам специалистов, построили 4600 лет назад. Порт, по всей вероятности, служил для доставки материалов на строительство Великой пирамиды в Гизе (пирамида Хеопса). Группа Пьера Талле нашла эту древнюю гавань недалеко от обнаруженного ими же огромного архива папирусов, который является самым древним из всех известных хранилищ. Небольшая часть этих находок была выставлена в египетском музее Каира летом 2016 года.




Папирусы были созданы во времена правления второго фараона IV династии Древнего царства Египта Хуфу, известного также как Хеопс (2580 - 2550 гг. до н.э.).
Они описывают структуру государства, повседневную жизнь строителей пирамид, а процесс доставки строительного материала из порта в Гизу. Древние документы очень хорошо сохранились: длина некоторых листов достигает целого метра. Находка окончательно опровергает наивные рассказы об использовании таинственных технологий, недоступных современному человеку.

Кроме того, в архиве лежали учётные записи - таблицы, отображающие ежедневные или ежемесячные поставки продуктов питания из разных мест, в том числе и дельты Нила. В основном перевозили хлеб и пиво для портовых рабочих. Так как гавань находится далеко от Гизы, то, скорее всего, в неё заходили корабли, гружённые медью и минералами, из которых изготавливали строительные инструменты.

Пьер Талле считает, что открытый порт даёт представление о том, как Хеопс правил, распоряжался и организовывал своих подчинённых почти 5 тыс. лет назад. Фараон был не только великим строителем пирамид, но и купцом, ведь древние египтяне торговали во всех прибрежных городах Красного и Средиземного морей. Древний Египет неразрывно связан с корабельным ремеслом, парусные лодки могли проходить в день до 80 километров и использовались не только для торговли, но и для военных действий.

Под волнами, омывающими побережье Вади аль-Джарф, археологи обнаружили монументальный пирс длиной 200 метров, построенный из больших известняковых блоков. Видимо, он служил ещё и волнорезом, обеспечивая тихую безопасную гавань для пришвартованных судов. Среди находок также 22 корабельных якоря, рядом с которыми лежало несколько больших сосудов и размещались гончарные печи. Недалеко от причала учёные нашли остатки довольно крупных каменных зданий (30 метров в длину, 8-12 метров в ширину).

Талле поделился с Haaretz соображениями, что, скорее всего, здания были складами еды и материалов для рабочих, ночлегом для моряков, а также административными центрами, которые отвечали за работу порта. Рядом с ними раскопали 99 каменных якорей с красными надписями - названиями кораблей, к некоторым якорям даже были привязаны сохранившиеся верёвки. Впечатляющая организация для столь древней эпохи!

Хеопса всегда считали суровым надсмотрщиком, заставлявшим египтян отдавать 20 лет своей жизни на таскание глыб для пирамиды, которую фараон строил для своего собственного возвеличивания. Древнегреческий историк Геродот писал, что Хеопс нанял так много рабочих, что просто держать их на редьке и луке стоило 1600 серебряных талантов (талант - это древняя мера веса, 1 талант равен примерно 30 килограммам), то есть около 48 тыс. килограмм серебра.

Однако современные египтологи сомневаются в «чёрных легендах о Хеопсе» и считают, что Геродот завысил необходимое количество строителей пирамид. По словам Пьера Талле, последние расчёты показали, что на самом деле для строительства нужно 5 тыс. человек или, если учитывать людей, которые доставляли сырьё в Гизу, не больше 15 тыс. человек. Ещё одним заблуждением является то, что на стройке к египтянам относились как к рабам. В действительности же они являлись свободными ремесленниками, служившими при царской администрации, и были, судя по записям на найденных папирусах, достаточно привилегированными особами.

ИСТОЧНИК:
1. Как строили пирамиды Гизы
2. Divers uncover world's oldest harbor, in Red Sea

археология

Previous post Next post
Up