Погром 1929-го года (1)

Jun 14, 2013 17:25

Среди моих френдов есть (был?) один загадочный собеседник, в блог которого я заглядывал регулярно, и ни разу не был разочарован. Звали его Саид. Русский язык его был безупречный, на уровне питерского интеллигента, хотя своим местом жительтсва он называл Nablus, West Bank, Palestine, т.е. Шхем, Палестинская автономия, а учебные заведения, которые ( Read more... )

погром, Израиль, Чужие перлы

Leave a comment

arktal June 16 2013, 07:14:54 UTC
Это немного не та память. Про Хмельницкого я ЗНАЮ, так же как и про погромы в Вормсе, Меце и Шпейере во время 1-го Крестового похода, хотя вряд ли имею отношение к погромам, ученённым Петром Пустынником. Знаю, но не чувствую так, как это чувствует современник.

В конце 70-х приезжал из Штатов дядя моей жены. Он родом из Германии, но в 1936г уехал учиться в Берн. Родители, братья и сестра остались в Германии и все прошли через Терезинштадт и погибли. В кибуце Гивъат хаим есть музей "Бейт Терезин" и там хранятся архивы этого гетто. Мы были там и нашли все записи, когда и куда отправляли его родителей. После этого он приезжал ещё много раз в Израиль, но никогда больше к этому месту не приближался. Кстати, одно время он был вайс-президент компании "Зирокс" и очень много ездил по всему миру. Ни разу он не пролетал (!) над Германией, не говоря уже о том, чтобы поехать туда. Это - память. Его два сына объездили пол-мира, но ещё не были в Израиле (об их детях позаботилась бабушка - каждого из них она на месяц отправляла сюда). Они ЗНАЮТ о трагедии, но их дети, правнуки того, чья семья погибла в Освенциме? Если очередная трагедия не напомнит об этом, в четвертом-пятом поколении всё забудется. Наверное, ТАК должно быть.

У меня есть близкий друг, который прошел Вильнюсское гетто, а после его расформирования - Майданек. Ему было 9 лет, когда их освободили. Лет 10 назад он поехал в Майданек. Когда я спросил, как он решился на такое, он сказал, что это была его мечта - приехать туда и показать, что он жив, а кости его палачей давно истлели. Это - память. Его дети с ним не поехали, а он и не настаивал. Это была его личная акция, его память, груз, который он носит всю жизнь. Немного найдется людей, которые могут разделить с ним его чувства, и это не обязательно его дети. Его записали на видео для архива Стивена Спилберга, чтобы сохранить память об этом, но его чувства уйдут вместе с ним.

Надеюсь Вы понимаете, о чем я говорю? "Знать" и "помнить" - близкие по смыслу слова, но есть нюансы. :)

Reply

i_drlis June 16 2013, 17:55:10 UTC
Конечно, я Вас понимаю. Думаю, что и говорим мы на одном языке(и в прямом и переносном смыслах), ну а нюансы... Разве нет такого понятия, как "коллективная" память, память на генетическом уровне и т.п.? Вот о них я и говорю. Называете это "знанием"? Хорошо, я согласен.

Reply

arktal June 16 2013, 18:13:42 UTC
Да, мы говорим на одном языке и, смею предположить, думает одинаково. По крайней мере в том, что касается "всенародной любви к евреям". Хотелось только уточнить. :)

Reply

i_drlis June 16 2013, 18:32:34 UTC
И нечего даже "сметь"! Будьте уверены!:))

Reply


Leave a comment

Up