Великая Сара.

Aug 21, 2010 22:42

Публикуется с любезного разрешения автора
Валентина ДОМИЛЬ

Даже если Сара Бернар и хотела забыть о своём
еврейском происхождении, ей об этом напоминали

Великая французская актриса Сара Бернар родилась 23 октября 1844 года в Париже. Она была незаконнорожденной дочерью учительницы музыки Юдит Харт и инженера Эдуарда Бернара (согласно другой версии, Бернар был студентом-юристом). Ещё, как пишут, на роль её отца претендовал какой-то моряк.




В силу ряда обстоятельств, скорее всего бытового свойства, дочь голландского еврея, торговца оптикой Харта, Юдит стала католичкой. И была далека, в религиозном смысле, во всяком случае, от еврейства.

Процент еврейской крови и конфессиональная принадлежность не всегда, и не в полной мере, влияют на национальную идентификацию. Вне зависимости от того, идет ли речь о еврейских папе и маме; или о еврейской бабушке, пребывающей в одиночестве, в числе прочей, никакого отношения к еврейству не имеющей родне; бдительные граждане, выносят однозначный вердикт. Как заведующий кадрами из стихотворения Александра Галича:

Вот он пишет в биографии - русский,
Истый-чистый, хоть становь напоказ.
А родился, извиняюсь, в Бобруйске.
И у бабушки фамилия - Кац.

Впрочем, и в разного рода списках и перечнях, в которых представлены известные евреи, более чем расположенные к евреям составители, сплошь и рядом, относят к их числу лиц, лишь отчасти связанных с еврейством. А иногда и вовсе к ним никакого отношения не имеющих.

Несмотря на отца француза и религию, которую исповедовала мать Сары, да и она сама, впоследствии, Сару Бернар считают еврейкой. А не француженкой - с учетом равных на то оснований.

* * *
Преподавание музыки приносило мало дохода. Кроме того, возня с детьми не привлекала амбициозную красавицу Юдит (она же Жюли) Харт. Куда больше ей нравилось очаровывать мужчин.

В числе её многочисленных поклонников и покровителей были известные представители аристократии, коммерсанты и люди искусства. Дочь мешала занятиям матери.

Какое-то время маленькая Сара жила с кормилицей в пригороде Парижа. В восьмилетнем возрасте её поместили в пансион юных девиц некой мадам Фрассар.

А затем, по протекции одного из любовников матери, герцога де Морни, отдали на воспитание в католический монастырь.

* * *
Сара Бернар росла болезненной. У неё то ли подозревали, то ли на самом деле был туберкулез легких. Наблюдались частые обмороки. Ещё она, не то запрыгивая в карету, не то, спрыгнув с неё, сломала ногу. Как-то перевернула на себя таз с горячей водой.

Сказывалась и разлука с матерью. Сара была к ней очень привязана.

Всё это не могло не повлиять на формирование характера. Деформировало его. Отсюда и крайности. Если верить, так истово. Если молиться, то до изнеможения.

Когда Саре Бернар в чем-то перечили, она впадала в неистовство. Кричала. Падала на пол. Билась в конвульсиях.

Наученные горьким опытом монахини выливали на голову беснующейся Саре ковш святой воды. И читали соответствующие молитвы. Вода, как правило, помогала.

Сара Бернар собиралась стать монахиней. Однажды, в салоне матери пятнадцатилетняя Сара громогласно сообщила о своем намерении присутствующим.
Кто-то из гостей высмеял её. Сказал, мол, дочери дамы полусвета, так толерантные французы именовали куртизанок, едва ли стоит посвящать свою жизнь служению Богу. Мол, есть другие, куда более веселые занятия.

Взбешенная Сара вцепилась гостю в голову. Окружающие с большим трудом вырвали его из рук потенциальной монахини. Находившийся рядом любовник матери герцог де Морни примирительно заметил, что никто не может запретить Саре стать тем, кем она хочет. Но с таким темпераментом, ей лучше идти на сцену, чем в монастырь.

Герцог Карл де Морни (1811-1865)

Реплика герцога, а, скорее всего, случай, коренным образом повлияли на намерения Сары Бернар. Вместе с друзьями матери она попала в "Комеди Франсез". Там шла пьеса Расина. Происходящее на сцене поразило Сару. Она потеряла представление о реальности. И особо драматические моменты сопровождала такими громкими рыданиями, что сидящие рядом зрители потребовали призвать к порядку не в меру впечатлительную девицу.

На смену сильному желанию стать монахиней пришло не менее сильное желание связать свою жизнь с театром. Сара Бернар подала заявление в Национальную академию музыки и декламации, с блеском сдала вступительные экзамены. И была принята на обучение.

Окончив Академию, Сара Бернар стала артисткой в "Комеди Франсез". Дебют Сары Бернар состоялся 1 сентября 1862 года. Она предстала перед зрителями в трагедии Расина "Ифигения в Авлиде". Зрителям дебютантка не приглянулась. Критики к её появлению на сцене тоже отнеслись более, чем прохладно.



Интерьер зрительного зала "Комеди Франсез".
Один из театральных обозревателей отметил:
- Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна".

Тем не менее, внимание к себе Сара Бернар привлекла. Правда, при других обстоятельствах. В "Комеди Франсез" было принято торжественно отмечать дни рождения Мольера. Сара взяла с собой на праздник младшую сестру. Девочка по неосторожности наступила на шлейф одной из ведущих актрис театра. Рассерженная прима оттолкнула её. Сестра отлетела в сторону. Ударилась об колонну. И расшибла себе лоб. Стоявшая рядом Сара влепила обидчице увесистую оплеуху. Скандал замять не удалось. И Саре Бернар предложили покинуть "Дом Мольера".

После ухода из "Комеди Франсез" Сара Бернар работала в разных театрах. Работала без особого успеха. Прежде всего, из-за внешности: Сара была худа. В те времена, в отличие от нынешних, худоба была скорее недостатком, чем достоинством. Согласно, легенде, когда во время какой-то сцены Бернар протянула партнеру руку, остряк из зала выкрикнул:
- Осторожно, месье, а не то она проткнет вас своими зубочистками.

Один из директоров парижского театра "Одеон", куда Сара Бернар перешла, со временем тоже не преминул заметить, мол, Сара лучше исполняет роли, чем наполняет корсет.


Как бы там ни было, именно в театре "Одеон" к Саре Бернар пришел первый большой успех. Сара с блеском сыграла роль мальчика в пьесе Корнеля "Атали". Всего в её репертуаре было больше 20 мужских ролей. В том числе роль принца Датского Гамлета.

Ещё были другие роли.

Корделия в "Короле Лире".

Главная женская роль в пьесе Дюма-отца "Кин".

Особое впечатление на зрителей произвело то, с какой изысканностью и блеском Сара Бернар сыграла роль королевы в пьесе Гюго "Рюи Блэз".

Сара Бернар в спектакле "Дама с камелиями". 1881г.

К числу ее особенных удач историки театра относят роль Маргариты Готье в спектакле "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына.

Актрисе было на что опереться. Судьба главной героини, в чём-то перекликалась с судьбой её матери.

О Саре Бернар заговорили как о театральной звезде первой величины. И руководство главного театра Франции "Комеди Франсез" предложило изгнанной когда-то актрисе вернуться.

В "Комеди Франсез" Сара Бернар работала до 1880 года. Она играла главные роли в пьесах Расина, Шекспира, Гюго. И пользовалась неизменным успехом.

Жан Кокто (французский драматург, поэт. - В.Д.) писал:
"Ее божественная игра опрокидывала все каноны. Она играла самозабвенно, порой вскрикивая в исступлении. Декламировала размеренно, сильным, трепетным голосом - и вдруг ломала ритм, убыстряя речь, чтобы придать какому-нибудь месту особый смысл, тем более поразительный, что он рождался внезапно, по наитию..."
* * *
Сара Бернар много гастролировала. Только в США она была 9 раз. Языкового барьера для нее не существовало. Американские журналисты писали, что, играй Бернар на китайском, публика, все равно, ломилась бы на её спектакли.



Сара Бернар в роли Клеопатры. Нью-Йорк. 1891г
В США Сару Бернар принимали на самом высоком уровне. Во время приезда в страну в 1892 году она была приглашена на обед к президенту Теодору Рузвельту. После обеда Сара Бернар на полном серьезе заявила:
- С этим человеком мы могли бы прекрасно управлять миром!

* * *
В Россию Сара Бернар приезжала трижды. Публика встречала её восторженно Актрису пригласили в Зимний дворец. После выступления ее представили Александру III. Сара Бернар собиралась сделать реверанс. Царь остановил её:
- Это я, мадам, должен склониться перед вашим высоким искусством.

Отзывы людей, сведущих в театре или относящих себя к оным, были неоднозначны. Станиславский видел в Бернар яркий пример технического совершенства. Не более того. С похвалой отозвался о мастерстве актрисы театральный критик князь Сергей Волконский:
"Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый "золотой голос", - la voix d'or. Последняя ступень мастерства - ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха..."
Дав высокую оценку сценическим качествам Сары Бернар, князь не преминул уколоть её. Мол, Бернар,
"...вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, - она вся была "по-своему", она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли - она создавала себя, свой образ".
Гастроли Сары Бернар не вызвали особого восторга у молодого Чехова: "Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок".


Среди прочего, Чехов не преминул обратить внимание на "семитско-парижские" черты, проступающие на лице актрисы.

Не понравилась она и более искушенному в тонкостях французского театра Тургеневу. Возможно потому, что идеалом Тургенева была другая французская актриса - Полина Виардо.

* * *
Сара Бернар не всегда ладила с театральным начальством. Будучи человеком крайне амбициозным и не терпящим возражений, она требовала к себе особого отношения. Спорила из-за репертуара, из-за ролей, которые её предлагали, из-за их трактовки. В конечном счете, она решила стать независимой от кого-либо. В 1893 году Сара Бернар приобрела театр "Ренессанс". Ещё через пять лет - театр на площади Шатле. Этот театр получил название "Театр Сары Бернар". Сара Бернар возглавляла его до 1922 года.

Афиша знаменитых артистов во главе с Сарой Бернар для Всемирной выставки 1900г в Париже

Незадолго до смерти Сара Бернар снялась в кино. В прославившей её "Даме с камелиями" она играла главную героиню, молодую женщину. Несмотря на крупные планы, подчеркивающие несоответствие её возраста с ролью, фильм с громадным успехом прошел по всему миру.

* * *
Огромные, заработки, которые Саре Бернар приносили зарубежные гастроли, давали ей возможность вести шикарный образ жизни. Банкеты и светские приемы шли буквально один вслед за другим. Гостей угощали изысканной и, соответственно, дорогостоящей пищей. Сара Бернар строго взыскивала с поваров за малейшее упущение. И повара у неё не задерживались.

Доставалась и слугам. В не угодившую ей служанку Сара могла запустить первым, что ей попадало под руку. Впрочем, она была отходчивой. И, успокоившись, компенсировала моральный, а то и физический ущерб ценным подарком.

Зная свойства своего характера, Сара Бернар утверждала, что если бы она была мужчиной, то постоянно дралась бы на дуэлях. Она метко стреляла из пистолета, хорошо фехтовала и великолепно ездила на лошади.

* * *

Сара Бернар была человеком всесторонне одаренным и увлекающимся. Писала романы, рассказы, пьесы, критические статьи. Занималась живописью и ваянием. Её скульптуры выставлялись на ежегодном парижском Салоне. Публика была в восторге.

Правда, великий Роден назвал скульптурные работы Сары Бернар откровенной халтурой. А публику - дурой. Сара Бернар не обижалась. Во всем остальном, что не касалось театра, она считала себя дилетантом. Просто делала, то, что ей нравилось. Не более того.

Портрет Сары Бернар, художница Луиза Аббема, 1875г

Девизом Сары Бернар была фраза:
- Я должна это пережить. Во что бы то ни стало.

В поисках новых впечатлений Сара Бернар ходила в анатомический театр. Усыпляла себя хлороформом. Пыталась дрессировать животных.

* * *
Сара Бернар живо реагировала на всё, что происходило в стране и в мире. И, в случае необходимости, оказывала посильную помощь, тем, кто в ней нуждался.

Когда разразилась франко-прусская война, Сара Бернар приостановила театральную деятельность. По ее инициативе театр "Одеон" был закрыт. А в его помещении начал функционировать госпиталь.



"Офелия в чертополохе", Georges Clairin, (1843 - 1919). Позировала Сара Бернар
Сара Бернар не только руководила госпиталем, но и исполняла обязанности медицинской сестры. В числе раненых, которых она собственноручно выходила, был, в ту пору молодой солдат, будущий маршал Франции Фердинанд Фош.

В 1904 году совместно с итальянским певцом Энрико Карузо Сара Бернар организовала ряд благотворительных концертов. Сборы от концертов пошли на помощь русским солдатам, раненным во время русско-японской войны.

Во время Первой мировой войны Сара Бернар выезжала на фронт и выступала перед солдатами. Вдохновляла и морально поддерживала их.

* * *
Молва приписывала Саре Бернар превеликое множество любовных романов. В этом смысле она едва ли уступала своей матери. С той лишь разницей, что в отличие от матери, Сара Бернар ни у кого не была на содержании. Более того, в ряде случаев, сама оплачивала счета севших на мель любовников.

Артист, режиссер и сценарист Лу Теллеген, (1881 - 1934)

В числе её поклонников, согласно молве, были Эмиль Золя, Виктор Гюго, Эдмон Ростан. И даже Оскар Уайльд, несмотря на его нетрадиционную ориентацию.

И каждый, если верить молве, был бы рад на ней жениться. Происходило это и в молодые годы, и в старости. В возрасте 66 лет Сара Бернар смогла увлечь 30-лектнего нидерландского актера Лу Теллегена. Их отношения длились более трех лет. Теллеген признавался, что эти годы были лучшими в его жизни.

* * *
Замужем Сара Бернар была однажды. Её избранником стал некий грек Аристид (Жак) Дамала. 27-летний красавец по прозвищу "дипломат Аполлон". Внешность у грека, и на самом деле, была выдающаяся, мало уступающая древнегреческим стандартам.

Что же до всего прочего...

Дамала собирался стать дипломатом, но не стал им. Впрочем, это не мешало ни самому Дамале, ни окружающим, считать его таковым. Репутация у несостоявшегося дипломата была отвратительная. По меткому определению, одной из парижских газет, у него были "манеры джентльмена и мозги шимпанзе". Дамала кутил напропалую. Волочился за женщинами. Был азартным игроком. И баловался наркотиками.

Фотопортрет Сары Бернар.
Фотограф Надар (1820 - 1910)

39-летняя Сара Бернар была от него без ума. Чтобы закрепить отношения она то ли дала согласие на брак, то ли сама проявила инициативу.

Ещё Сара Бернар взяла молодого мужа к себе в театр. Притом, что кроме яркой внешности, никаких сколько-нибудь пригодных для сцены качеств у Дамалы не было. Что не мешало Саре Бернар считать его гением.

Брак мало повлиял на образ жизни Дамалы. Он постоянно изменял Саре Бернар. В том числе с актрисами её труппы. Играл в карты, причем, неудачно. Сара Бернар была вынуждена оплачивать его огромные долги.

Ещё он время от времени устраивал скандалы. Оскорблял. Обзывал, среди прочего, "длинноносой еврейкой". Через полгода, пресытившись издевательствами, Сара выгнала мужа. Вскоре Дамала умер из-за передозировки наркотиков.

Сара Бернар была глубоко потрясена его смертью. И в течение года носила траур.

* * *
У Сары Бернар была ещё одна, сравнимая по силе драматического накала, любовная связь. 18-летняя Сара без памяти влюбилась в бельгийского аристократа, принца Анри де Линя. По одной из версий, это было мимолетное увлечение. По другой, отношения между молодой актрисой и принцем были более продолжительными. У Сары Бернар родился сын Морис.

В ту пору, сколько-нибудь серьезным успехом в театре Бернар не пользовалась. Денег у нее не было. И Сара обратилась за помощь к отцу ребенка, принцу Анри де Линю. С Морисом на руках она приехала в особняк к Анри де Линю. Лицо принца, как вспоминала Сара Бернар впоследствии, стало багровым от ярости. И он, в самых категорических выражениях потребовал оставить его в покое.

Много лет спустя, престарелый принц Анри де Линь выразил желание признать сына и дать ему свое имя. Судя по всему, свою роль сыграла мировая известность Сары Бернар. И совместный ребенок скорее возвышал принца в глазах общества, чем отражался на его репутации.

Морис, возможно, по совету матери, не дал на это своего согласия. О Морисе известно не слишком много. Он помогал матери в управлении театром.
Занимался театральной критикой. Судя по всему не слишком серьезно.

Сара Бернар любила сына. И потакала ему. Значительную часть своих заработков она тратила на то, чтобы покрывать непомерные расходы Мориса - завсегдатая Жокейского клуба и игорных домов.

Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, герой знаменитого "дела Дрейфуса" (1894-1906)

Их безмятежные отношения были прерваны лишь однажды. Повод был более чем серьезный. Узнав о деле Дрейфуса (Альфред Дрейфус - офицер французской армии, еврей, был привлечен к суду по ложному обвинению в измене и шпионаже в пользу Германии - В.Д.), Сара Бернар однозначно стала на его сторону. То ли взыграла еврейская кровь. То ли присущее актрисе неприятие любой несправедливости.

Говорят, что именно она обратила внимание своего друга Эмиля Золя на имевшее под собою явный антисемитский подтекст осуждение офицера французской армии. А затем, когда 13 января 1898 года Золя выступил со своим знаменитым, всколыхнувшим всю Францию, заявлением "Я обвиняю!", всеми силами поддерживала подвергнутого обструкции писателя.

Ужаснее всего для Сары Бернар было то, что её сын Морис примкнул к пресловутой, валившей на несчастного Дрейфуса все мыслимые и немыслимые грехи, Патриотической лиге. Сара Бернар прервала отношения с горячо любимым сыном и не общалась с ним более года.

* * *
В 1914 году, в возрасте 72 лет Саре Бернар ампутировали ногу.

Выступая на гастролях в Бразилии, по ходу спектакля, актриса должна была броситься с башни. Её не подстраховали. Удар пришелся на поврежденное в детстве колено. Появились мучительные боли. В конце концов, она настояла на ампутации - несмотря на протесты врачей, полагавших, что с операцией не следует спешить. И тогда не терпящая возражений актриса заявила, что в противном случае она прострелит себе ногу. Врачам пришлось согласиться.

По другой, возможно более вероятной и не столь эксцентричной, версии, вследствие тяжелого тромбофлебита у Сары Бернар возникла гангрена. И ампутация была единственным шансом спасти её жизнь

Деревянный протез Сара Бернар бросила в камин. Он ее стеснял. От костылей решительно отказалась. На сцену Сару Бернар выносили в изготовленном для неё специальном паланкине. Что, естественно, повлияло на репертуар. Она играла лишь в одноактных пьесах, неподвижно восседая на возвышении.

Сара Бернар не была склонна что-то скрывать. В том числе проблемы с ногой и годы. Она полагала, что даже преклонный возраст не мешает ей молодо выглядеть. Утверждают, что в одной из пьес Сара должна была сыграть женщину 38 лет. На роль её брата был приглашен пятидесятилетний актер.

- Его же могут принять за моего отца, - искренне возмутилась 76-летняя Сара.


* * *
Сара Бернар всегда была склонна к эпатажу. К тому, что сейчас именуют пиаром. Немирович-Данченко говорил о ней:
"Трудно сказать, чего в ней было больше: громадного сценического таланта или мастерицы собственной славы".
Фотография спящей в гробу Сары Барнар

Сара Бернар поместила у себя в спальне гроб розового цвета. Отдыхала в нем, читала и даже фотографировалась. Незадолго до смерти Сара Бернар шутливо спрашивала у гостей, не слишком ли её гроб износился.

В этом вопросе был подтекст.

Сара Бернар не только заранее, во всех подробностях, отрепетировала свои похороны, но и известила об этом прессу. По замыслу Сары Бернар, её тело следовало положить в розовый гроб. И молодые актеры, Сара сама отобрала их, должны были пронести гроб по парижским улицам.

* * *
Сара Бернар умерла 26 марта 1923 года, на 79 году жизни.

За её гробом на всем пути от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез шли десятки тысяч парижан.

Дорога была усыпана камелиями - любимыми цветами актрисы.



* * *
Французы говорили, что у них в стране есть три достопримечательности -
Триумфальная арка, Эйфелева башня и Сара Бернар.

Великая Сара.

Великая дочь Франции.

Великая дочь еврейского народа.

©Валентин Домиль,
Акко, Израиль

В заголовке - афиши чешского художника Альфонса Мухи для театра Сары Бернар "Ренессанс"

Публикуется по тексту "Домиль", Local.ru

Домиль, истории людей

Previous post Next post
Up