"Пагода" в Тель-Авиве

Aug 20, 2010 16:29

В центре Тель-Авива, на уютной зелёной площади короля Альберта, на маленьком пятачке, где почти как на парижской площади Этуаль, сходятся тенистые улочки, стоит единственное в своем роде здание - «Пагода». К буддизму «Пагода» не имеет никакого отношения, она была построена как жилой дом для преуспевающего тель-авивского банкира Мориса Блоха.




Морис Давид Блох эмигрировал в Палестину в 1920 году из Соединенных Штатов Америки, где было у него несколько фабрик по пошиву модной одежды. Фабрики приносили ему неплохой доход, позволивший купить "Ролс-Ройс" и иметь собственного шофера. До США он жил в Австралии, где оставался его брат, Йосеф Шмуэль Блох, бывший одно время депутатом австралийского парламента. В 1918г Мориса постигло горе - умерла жена, оставив ему пятерых дочерей. Возможно это повлияло на его решение оставить Нью Йорк и переехать в Палестину. Поселился он в бурно и беспорядочно строящемся Тель-Авиве, внеся и свою немалую лепту в этот увлекательный процесс.

Архитектура первых тель-авивских зданий особой оригинальностью не отличалась, за исключением знаменитой гимназии Герцлия архитектора Йосифа Барского. В строительстве жилых и общественных зданий преобладал европейский стиль, в котором явственно проступали образы стран исхода их хозяев: черепичные крыши и балконы - у выходцев из Германии, крепостные стены - у бывших французских подданных, деревянные дома с покатыми крышами - у выходцев из Восточной Европы. Каждый творил и строил в привычной для себя манере, но это не мешало всем вместе мечтать и спорить о том, каким должен быть «еврейский» национальный стиль.

В 20-х годах преобладающий в архитектуре стиль ориентализм, особо популярный в иерусалимской школе «Бецалель», стал сменяться эклектикой, отличающейся разнообразными интерпретациями европейской неоклассики. Дом, именуемый тель-авивцами «Пагодой», построенный архитектором Александром Леви по заказу Мориса Блоха, - может служить наиболее ярким примером этого архитектурного направления.

Александр Леви (1883 - 1942) родился в Берлине, получив архитектурное образование, в 1907 году начал работать в одной из строительных фирм города. Возможно, там он и познакомился с начинающим ученым-экономистом, а, впоследствии, одним из руководителей сионистского движения и заселения Эрец-Исраэль, Артуром Руппином (1876-1943).

В 1908 году Руппин стал руководителем Палестинского бюро Сионистской организации в Яффо. К этому же времени относится и начало его переписки с Александром Леви, который предлагал себя в качестве архитектора проекта для района государственных служащих в Хайфе. Предложение оценили положительно, однако официального приглашения не последовало, и Леви на собственные средства приехал в Палестину. Он много работает, выполняя заказы частных лиц, активно участвуя в многочисленных дискуссиях о «еврейской» национальной архитектуре.

В 1925 году Леви получил заказ от Мориса Блоха на строительство жилого дома в Тель-Авиве. Блох - богатый владелец цитрусовых плантаций, основатель банка Америка-Палестина, по стечению обстоятельств, стал невольным участником выставки «домов грёз», такое название эти романтические особняки получат впоследствии. В этих особняках, построенных с какой-то ребяческой непосредственностью, архитекторы пытались соединить все знакомые элементы разных архитектурных стилей. В «Пагоде» Александра Леви, эта попытка осуществилась замечательным образом - здание соединило такое множество стилей, что по-праву может считаться чемпионом в эклектике.

Три арки фасада второго этажа как три нефа кафедрального собора приглашают в раннее средневековье христианских базилик. Над ними, на третьем этаже - строгие дорические колонны греческого храма. Ещё выше - открытый павильон, окруженный колоннами со стрельчатыми арками в мавританском стиле. Всё это увенчано ступеньчатой пирамидой, силуэтом напоминающую японскую пагоду, отсюда и название всего дома. Фасад, выходящий на площадь, соединяет два самостоятельных крыла, параллельных улицам Монтефиори и Нахмани.

Хозяин дома, Морис Блох жил на втором этаже, в южном крыле, окна которого выходили на улицу Монтефиори. На балконе Блох имел обыкновение вывешивать три флага - Соединенных Штатов Америки, Британии и Сионистской организации. В 30-ых годах на третьем этаже здания разместилось польское консульство. Консул, Дов Хаузнер жил там же, в другом крыле здания. Тогда на крыше здания поставили флюгер в виде петуха, символизирующий правительство Ю.Пилсудского.

«Пагода» интересна ещё и тем, что в ней впервые в жилом доме Тель-Авива в 1935 году был установлен лифт. Электрик Иегуда Гезунтхайм, который для этой цели был приглашен из Лондона, помнит также как Моше (Морис) Блох попросил его оторваться на время от сооружения лифта и помочь включить стиральную машину, которая тоже была довольно необычным предметом в городе.

Появление лифта привлекло немало любопытных, а особенно детворы. Один из жильцов дома вспоминал, как все его одноклассники выстраивались в длинную очередь, чтобы покататься на нём. Кроме того «Пагода» была первым в Тель-Авиве жилым домом с центральным отоплением.

В 1942 году Морис Блох умер, и дом был продан другому владельцу. В том же 1942 году погиб и создатель этого уникального архитектурного произведения - Александр Леви. В Эрец-Исраэль он построил ещё несколько зданий, но, не найдя себе достойного применения, в 1927 году вернулся в Германию. Там он изменил имя, став Александром Ли (Lee), и организовал фирму Lee Kleinhausbau по строительству жилых компактных домов, проект которых он в свое время предлагал Сионисткой организации для Хайфы.

С приходом к власти нацистов Александр Ли (Леви) оставил Германию и поселился в Париже. Здесь он продолжал строить и написал книгу «Мы, евреи», в которой собрал и систематизировал достижения евреев в различных областях науки и техники с древнейших времен. С началом Второй мировой войны его, как подданого Германии, интернировали и отправили в концентрационный лагерь. Там он подал прошение о предоставлении ему визы на выезд в США, но ответа так и не дождался - в августе 1942 года Александр Леви был отправлен в Освенцим.

После смерти Мориса Блоха «Пагода» поменяла множество хозяев: здесь жили врачи, принимающие пациентов на дому; семья Мандельбаум, живущая на первом этаже устроила синагогу; а в палисаднике перед домом был цветочный магазин. Такое количество хозяев затрудняло решение вопроса по общему ремонту всего дома, и к началу 90-х годов его состояние оставляло желать лучшего, хотя это был первый в Тель-Авиве дом, который получил статус архитектурного памятника. Городской совет Тель-Авива по планировке и строительству ещё в 1981г объявил здание исторической ценностью, охраняемое законом.

К тому времени "Пагода" стало собственностью ювелира Отто (Якова) Биренбуха, который планировал строить на этом месте многоэтажные офисные дома. Но решение городского совета изменило его планы, и он продал дом строительному подрядчику Реувену Пелед, который перепродал его гражданину Швеции Роберту Виллу. При этом было заключено соглашение, по которому все восстановительные работы будет выполнять Р.Пелед, максимально приблизившись к оригиналу. Правда, он сделал по просьбе нового хозяина некоторые дополнения: на месте, где одно время была синагога, он построил бассейн, сауну, а также всё необходимое для жителя Швеции, спасающегося от холодной зимы на даче в Тель-Авиве.

Эта работа так вдохновила подрядчика, что он написал потом книгу - историю "Пагоды", в которую вошли многочисленные фотографии и строительные чертежи этого дома.

© АТаль

Примечание
- Публикуется под впечатлением прекрасных статей paintervic про Тель-Авив
- Впервые опубликовано на сайте Local.ru
- Фото автора.

Тель-Авив, Истории из Истории, архитектура

Previous post Next post
Up