Знаете и вы, что такое настоящая качественная хуцпа? Нет, вы не знаете, что такое настоящая качественная хуцпа. Естественно, речь пойдёт про мою любимую Чорную Африку.
Надеюсь, все знают что такое апартеид. Но вот про детали многие наверняка не в курсе, так что я напомню. Основная и главная его идея была в том, чтобы вывести чёрное большинство из-под юрисдикции Южно-Африканской Республики, потому что в демократическом государстве (а ЮАР была демократическим государством) проводить откровенную расовую дискриминацию было как-то неудобно. И тогда на территории ЮАР было нарезано 10 автономных бантиустанов, к которым чёрное население было приписано по племенному принципу. Идея была в том, чтобы постепенно давать им независимость, переводить соответствующих чернокожих из гражданства ЮАР в гражданство бантустанов, что автоматически переводило их на "белой" территории в разряд бесправных гастарбайтеров. И все довольны.
Первым таким государством в 1976 году стал Транскей, расположившийся на трёх несвязанных собой кусках земли между Лесото и Индийским океаном. Президентом его демократическим образом (а как же иначе?) был избран некий Кайзер Матанзима, сын местного вождя, юрист по образованию и по совместительству родной племянник Нельсона Манделы. Да-да, того самого. Разумеется, ни одно государство мира, за исключением ЮАР, Транскей не признало, а поскольку на его территории не было ни мало-мальски нормальной инфраструктуры, ни богатых залежей ископаемых, новоявленное независимое государство оказалось в полнейшей зависимости от своих белых соседей.
Но Матанзима думал совершенно иначе, недаром он прозывался Кайзер. Немного оперившись и передушив своих политических оппонентов, он уже через два года предъявил ЮАР территориальные претензии с тем, чтобы объединить три разрозненных куска Транскея в одно целое. В Претории переглянулись, покрутили пальцем у виска и оставили требование без внимания. После этого Матанзима поступил, как истинный воин в леопардовой шкуре, а именно: денонсировал договор с ЮАР о мире и дружбе, разорвал с ней дипломатические отношения и изгнал белых военных советников из могучей армии Транскея, насчитывавшей в то время примерно 2000 солдат и офицеров. Хорошо хоть войну не объявил, и ладно. Когда и это не возымело никакого воздействия на правительство апартеида, Кайзер объявил что, поскольку на побережье Транскея нет ни одного морского порта, то он начинает строительство международного аэропорта с тем, чтобы дружественные Транскею иностранные войска могди попасть на его территорию, минуя ЮАР. Кого он при этом имел в виду, достоверно неизвестно. Советский Союз. который как раз тогда начал прочно залезать в соседние с ЮАР страны, не стал бы вписываться за марионеточный бантустан, ну а остальным крупным державам такое и подавно было не нужно. Вот тут-то и вскрылся изъян в изначально гениальном плане. Бюджет Транскея примерно наполовину зависел от прямых дотаций из Претории, ну а та, раз такое дело, крантик-то и перекрыла, так что уже через месяц кайзеру стало совершенно не до аэропорта.
В итоге всё закончилось совершенно благополучно. Матанзима сделал вид, что ничего не было: ни территориальных претензий, ни разрыва дипотношений. Ну а ЮАР в ответ возобновила помощь, вернула военных советников и даже не стала свергать Кайзера: демократический президент как-никак. Праввда, через нескол лет его выкинули из кресла свои же военные, но это уже другая история.