начало
тут Президент суверенной Перу
Листья коки жуёт поутру.
Не такой он маньяк,
Чтобы тёплый коньяк
Пить с похмелья в такую жару.
(с) я
В двухдневную поездку в горы наша экспедиция собралась в неполном составе, поскольку
obskurant несколько прихворнул. Вернуть обратно деньги мы даже и не пытались, но это оказалось к лучшему, поскольку перуанский экскурсионный автобус на поверку оказался чем-то вроде маршруток, которые в последние несколько лет возят пассажиров по Ленинскому проспекту и прочим вылетным магистралям столицы, так что лишнее место нам очень помогло расположиться с относительным комфортом. Коллектив туристов подобрался самый разношёрстный - половину составляли внутренние туристы из разных городов Перу, вторая же половина представляла страны от Австралии до Нидерландов. Первая остановка на маршруте воспоследовала ещё в черте города, у лавочки, которую наша экскурсовод, бойкая дама бальзаковского (в первоначальном его смысле) возраста, объявила лучшим местом в городе. в котором можно запастись водой, а также листьями коки для жевания. Листья коки, пояснила она - это лучшее в мире средство для бодрости духа вообще и от горной болезни в частности, ведь не далее как через три часа мы с вами, синьоры, окажемся на высоте 4900 метров над уровнем моря. Пришлось воспользоваться её методическими указаниями, ибо пакетик листьев, которых хватает примерно на три полноценных зажёва, продавался за сумму, эквивалентную двадцати пяти рублям.
Тут же, прямо на месте, был проведён мастер-класс: к щепотке листьев, по размеру и форме напоминающих лавровые, добавляется кусочек известняка (входит в комплект), а потом вся эта конструкция тщательно разжёвывается и постепенно проглатывается в течение 20-30 минут. Должен сказать, что эффект действительно есть, по крайне мере на высоте становится легче дышать ну и вообще бодрит. Прочих наркотических эффектов обнаружено не было. Но вообще на мой взгляд мнение о распространённости жевания коки среди аборигенов довольно сильно преувеличено - за всю поездку я встречал таких всего пару раз.
На выезде из Арекипы мы потеряли минут десять, поскольку по нашей улице навстречу двигался крестовый поход детей - учеников местных школ. Что именно они праздновали, мы так и не поняли из-за слабого владения местными языками, но сидевший с нужной стороны
deselen по крайней мере сделал несколько снимков:
Окраины Арекипы и её ближайшие пригороды выглядят совсем не так, как исторический центр и никаким "белым городом" там не пахнет и в помине. Кстати, обратите внимание на то, что из плоских крыш вполне себе жилых зданий торчат пучки арматуры. Это делается для того. чтобы можно было выдать дом за недостроенный и таким образом сэкономить на налоге на недвижимость. судя по всему, эта практика характерна для всех развивающихся стран: от Турции и Филиппин до Уганды и Боливии, ибо везде я видел ровно одно и то же.
По мере удаление от города и подъёма по высоте ландшафт начал постепенно меняться, хотя по-прежнему оставался полупустынным. Картину разнообразили разве что изобильно растущие кактусы
Через некоторое время подъём временно прекратился и мы выехали на довольно обширное сухое плато, на территории которого расположился природный заказник. Здесь нам устроили ещё одну остановку с тем, чтобы мы могли понаблюдать за местными верблюдами. Нет, я не обжевался коки, как вы, наверное, решили. Дело в том, что копытные Южной Америки, а их четыре: дикие викунья и гуанако и произошедшие соответственно от них одомашненные альпака и лама являются ближайшими родственниками верблюдов. При этом все четыре вида свободно скрещиваются между собой и иногда даже дают жизнеспособное потомство. А сам верблюд, чтоб вы знали, родом из Америки и мигрировал в Евразию через Чукотку во временя ледникового периода. Впоследствии тех, кто решил остаться дома, сожрали расплодившиеся североамериканские чингачгуки, а вот перебравшихся в Старый Свет как-то пронесло.
В данном конкретном случае это были именно викуньи, особо почитаемые в Перу и даже являющиеся его тотемным животным, изображённым на гербе страны. Правда, это не помешало перуанцам почти полностью истребить это животное, но сейчас благодаря охранным мерам их численность восстановилась, хотя и далеко не полностью.
Говорят, что во времена инков индейцы устраивали большие облавные охоты на викуний. При этом их не убивали (это было категорически запрещено), а загоняли в специальные ловушки, остригали налысо и выпускали на волю. Говорят, шерсть у викуний лучше, чем даже у альпак.
А через некоторое время мы познакомились и с их одомашненными родственничками - на том же плато, но за пределами границ заказника выпасают многочисленные смешанные стада лам и альпак.
Несмотря на взаимную небезуспешную похоть, эти два вида заметно отличаются друг от друга: лама значительно более крупна, длинноморда, имеет относительно грубую шерсть и вообще очень похожа на овцу-переростка. Но это именно что относительно, потому что шерсть альпак занимает первое место в мире по качеству, лама же получила в этой дисциплине серебряную медаль.
Альпака же заметно мельче и изящней и вообще представляет собою совершеннейшее мимими, особенно это касается, конечно же, ягнят.
Особенно позабавило то, что у некоторых особенно ухоженных альпак уши были любовно украшены яркими шерстяными ленточками. У меня есть версия на этот счёт, но я не стал уточнять у нашей экскурсоводши, чтобы ненароком её не обидеть.
Дело в том, что в своё время завоеватели-конквистадоры были очень озабочены проблемой скотоложества среди покорённых народов, так что дело даже доходило до аутодафе со всеми соответствующими последствиями. Вообще злые языки утверждают, что овцееблей в той или иной мере грешат все скотоводческие народы, особенно в изолированных горных обществах, но здесь этот грешок имел особый размах. По правде говоря, посмотрев внимательно сначала на альпак, а потом на местных дам, я задумался о том, что и инквизиторы, и преследуемые ими были не так уж и неправы в своих пристрастиях.
Продолжение следует.