Начало
тут Общественный транспорт на Филиппинах заслуживает отдельного слова. Конечно, там есть и обычные автобусы, и такси, а в Маниле есть даже метро, только надземное. Но всё же основную массу пассажиров перевозят так называемые джипни - местная разновидность маршрутного такси. Название это является комбинацией двух слов: Jeep и Jitney - американского названия маршрутного такси. Почему в названии фигурирует джип - достаточно очевидно. После второй мировой войны на островах осталось громадное количество завезённых американскими войсками джипов, которые было дешевле продать местным за символическую цену, чем утилизировать. Поскольку транспорт как таковой к концу войны в стране существовать перестал, ушлые филиппинцы нашли джипам новое применение: удлиняли кузов, навешивали крышу и стали использовать для перевозки людей по принципу "сколько влезет" и "куда скажут". Ну и для красоты расписывали свои драндулеты яркими красками и навешивали на них всякие блестящие побрякушки типа бамперов и спойлеров. Сейчас, конечно, джипни делают уже не из армейских внедорожников, а в основном из закупаемых в Японии старых грузовиков, но название осталось. Осталась и традиция разрисовывать маршрутки в меру своей фантазии. Так что двух одинаковых джипни, похоже, не сыщешь на всех Филиппинах.
Первые десятилетия после войны рынок перевозок на джипни не регулировался вовсе, но впоследствии власти всё же несколько окоротили невидимую руку рынка и навели в этой сфере хоть какой-то порядок. Сейчас водители маршруток должны иметь специальные права, ездить по определённым маршрутам и брать фиксированную плату за проезд. Впрочем, внешне, даже несмотря на прописанные под лобовым стеклом маршруты, никаких признаков упорядоченности в передвижении джипни нету и человеку неместному самостоятельно разобраться в том, что куда едет, затруднительно. Поэтому надо уточнять у водителя.
Военное прошлое джипни чётко просматривается в способе посадки и размещения пассажиров. Залезают в них сзади, а сидят лицом друг к другу на скамейках, размещённых вдоль бортов. Точь-в-точь как в военном грузовике. Кондукторов нету, деньги (если мне не изменяет "Память" - десять песо) передают водителю. Ну как у нас в маршрутках, в общем.
Заработок водителя зависит только от оборота, поэтому они напропалую лихачат, сидят за баранкой по 14 часов в сутки и используют своих железных коней до тех пор, пока они уж совсем не разваливаются. Печальные параллели с нашими маршрутками - налицо.
На этом фоне надписи типа How is my driving? смотрятся довольно-таки цинически, однако же это подобие жалобной книги размещено на всех без исключения джипни: очевидно, это какое-то местное законодательное установление. Помогает, судя по виденному мною, не сильно. Впрочем, универсальность правила "за неимением гербовой пишем на простой" никто не отменял - при нынешнем уровне благосостояния более качественный общественный транспорт на Филиппинах попросту невозможен.
Тем более что личные автомобили может себе позволить мало кто. Джипни - это едва не половина транспортных средств, перемещающихся по городским улицам.
На острове Себу (забегая вперёд) джипни выглядят несколько иначе, чем на Лусоне. Сырьём для их производства служат не списанные японские грузовики, а микроавтобусы, причём явного старья на дорогах поменьше. С чем конкретно это связано - не имею понятия.
При этом способ посадки и трамбовки пассажиров точно такой же, как и в случае с "грузовой" моделью.
Разумеется, джипнями местный транспортный колорит не ограничивается. Встречаются в большом количестве и обычные для всей Азии тук-туки, называемые на Филиппинах трициклами или трайками, которые также разрисовывают как могут.
Если джипни - это автобус для бедных, то трайк - это такси для бедных. На нём часто ездят как за продуктами,
так и за товарами более длительного пользования.
Но всё таки тук-туки (они же трициклы) уже продукт глобализации, в то время как джипни - чисто филиппинское явление.
Продолжение следует.