Предыдущие рассказки:
Ангкор (6 частей),
Тонлесап,
Сиемреап, дороги
(часть 1) (часть 2), Сиануквиль
(часть 1) (часть 2), Пномпень
(часть 1).
Основная часть того интересного, что находится в городе Пномпене, так или иначе расположена недалеко от набережной
Тонлесапа и Меконга которые сливаются в один поток аккурат напротив Королевского дворца. В этом месте Меконг достигает преизрядной ширины. Ни одна европейская река (включая Волгу) в этом смысле и близко до Меконга не дотягивает.
С наступлением заката вся общественная жизнь Пномпеня стягивается именно на эту набережную. Здесь и многокилометровый променад, и импровизированные спортплощадки, и рестораны, и ночные базарчики. Самый крупный из таких вечерних рынков находится чуть южнее Ват Пнома (который, как я напомню, находится в северном конце набережной). Он работает только по выходным. В этом плане нам повезло - мы попали в Пномпень как раз в выходные и смогли "поклубиться" вместе с местными на открытом воздухе.
Рынок - это в первую очередь три или четыре торговых ряда, в которых продаются обычные для развлекательных мест товары - наряды, бижутерия, китайские сувениры, игрушки, мёд и проч. К нашей радости, среди ларьков затесалась и палаточка, торгующая напитком под названием "пальмовое виски", которое нам немедленно очень пригодилось. На вкус эта штука скорее напоминает хороший коричневый ром или цейлонский пальмовый арак. Пьётся в любом случае мягко и замечательно.
Кроме торговых рядов, на рынке наличествует сцена, с которой выступают местные роковые и поповые певцы и плясуны, а также обжорный угол, представляющий собой застеленное цыновками пространство, окруженное квадратом лотков с едой и напитками.
Из напитков преобладают газированные воды и традиционный для тех мест прохладительный напиток - свежевыжатый сок сахарного тростника. Для выжимки сока используется никелированный агрегат, по своему принципу действия очень напоминающий устройство для отжимания белья, популярное в ту эпоху, когда стиральные машины с сушкой были редкостью. Стебли тростника пропускают между двумя вращающимися валиками, и отжатый сок стекает в положенную для этого ёмкость. Сок этот отменно вкусен, так что удержаться от его дегустации затруднительно. Однако любознательный гурман должен всегда помнить, что он находится в тропиках, где водятся не только слоны и дикие обезьяны, но также и дизентерийная амёба, лямблия и множество других невидимых глазу друзей человечества. Впрочем, нас пронесло - слава Богу, лишь в переносном смысле. То ли продавец не забыл вымыть руки и свою давильную машинку, либо сработал антисептический эффект пальмового виски.
Выбор закусок, готовящихся тут же на жаровнях, был не очень богат - фрагменты кур, какие-то мелкие птички на вертеле (нам удобнее думать, что это перепёлки, но, судя по размеру, это были скорее воробьи), сосиски совсем уж растительного вида и нечто, похожее на фрикадельки. Так что единственное, что показалось нам съедобным в качестве закуски - это жареные свиные ушы.
Кстати, о еде. В Пномпене изрядное множество ресторанов, так что найти заведение по вкусу не представляет особого труда. Главный минус ресторанов в районе набережной - это чрезмерное обилие среди них тех, которые предлагают европеизированную еду. А нет ничего более отвратного, чем европейская еда, приготовленная в Юго-Восточной Азии. Впрочем, большую миску горячего нажористого том-яма с мясом или морепродуктами Вы получите практически везде. Это уже само по себе может быть полноценным ужином, и превкусным.
А вторые блюда нам в Пномпене понравились не особо. Собственно говоря, район между описанным выше рынком и официальным центром столицы, где находятся королевский дворец, Серебряная пагода и монумент Независимости - это район, застроенный во времена французского Индокитая и изобилующий гостиницами, ресторанами, лавками и ночными барами. Вот, кстати, гостиница, в которой остановились мы и которую я наметил как возможный вариант ещё в Москве, по путеводителю Lonely Planet. В принципе рекомендую. Недорого, чистенько и ненавязчиво.
Вообще камбоджийский гостиничный сервис весьма правилен. Когда тебе надо, персонал всегда под рукой и готов помочь. А когда тебе не надо - то их и нет нигде. После полуночи они все вообще ложатся спать, так что если ты не буянишь, не орёшь и не ломаешь стены, то никто тебе и слова не скажет и вообще на глаза не попадётся. Это его свойство очень нам пригодилось, когда мы взяли за правило заканчивать трудовой день на верхней галерее (на фото она видна) выкуриванием двух или трёх козьих ножек ганжубаса с помощью этой-вот
замечательной банкноты. Анаша, кстати, была неплоха, поскольку галлюцинировали все качественно и разнообразно. Коллега Юлий, например, уверял всех, что возле отеля вот буквально только что проехал трёхэтажный троллейбус, чьи пантографы были на уровне наших глаз и поэтому очень странно, что его никто не заметил. Я же принял топовый огонь вышки сотовой связи за аэростат и убеждал всех в этом в течение получаса.
Однако же последствия войны чувствуются и в этом туристическом районе. Полуразрушенных зданий и тут хватает
хотя отреставрированных и заселённых всё-таки больше
Естественно, не все здания заняты гостиницами. Много и жилых.
Жизнь в этом районе бурлит круглые сутки. Особенно это касается ночных баров, в которые с наступлением темноты набиваются срамные девы любого возраста, стати и пола. Такие бары очень легко узнать. Если мимо полуоткрытых дверей заведения проходит белый турист, то срамные девы, завидя его, приветствуют его нестройным хоровым "Хелло-о-о-о-о!" Мне затруднительно описать, на что больше всего похож этот звук, но тем не менее попробую. Представьте себе кошку. У многих есть кошки и сейчас, кто-то держал их раньше, но в любом случае с этими зверьми все знакомы хорошо. Вот. Представьте себе кошку, которая находится в том состоянии, когда ей очень-очень хочется любви и плотских утех. Представили? А теперь вообразите, что таких кошек собрали штук двадцать в ограниченном тесном пространстве и в его середину швырнули кота. Но даже и в этом случае разноголосое кошачье "Мяууу!".... нет, не так - "Мья-я-я-о-о-о-ао-ао!!!!" не сравнится по тембру, громкости и силе чувства с песней пномпеньских сирен. Насколько мне известно, никто из нашей компании так ни разу и не заглянул в подобного рода бар. Очень уж боязно.
При таком обилии предложения и вообще ритме жизни туристического квартала неудивительно, что некоторые местные молодые люди ведут довольно беспорядочный режим дня и во время полуденной сиесты могут спать в таких позах, в которых ни один нормальный бодрствующий белый человек не смог бы удерживать равновесие в течение всего пяти минут.
Конец второй части. В следующих сериях расскажу об официозной части города, а также о том, что же такое "русский рынок". Ну и об окрестностях.
Продолжение следует.