May 02, 2020 03:22
Главная проблема сколь угодно маленького портрета Сталина в сколь угодно большом православном храме заключается в том, что это - создание уникального прецедента, на который потом будут ссылаться в оправдание коммунизма и сталинизма как идеологических позиций, якобы весьма совместимых с православным христианством.
И именно поэтому такой портрет - это то самое маленькое "окно Овертона" неявной рекоммунизации, с которого раскроется целая анфилада куда более широких окон.
Ведь обратите внимание, как в современной псевдобогословской риторике оправдыватся любая ересь и любое беззаконие в Церкви - всегда ссылаются на прецедент терпимого отношения к такой ереси и беззаконию в прошлом. То есть не на Библию, не на отцов Церкви, не на Вселенские Соборы, а именно на какие-то случайные прецеденты.
Вот в каком-то храме был когда-то изображен Платон или даже Гермес. Следовательно, делают выводы незамутненные умы, платонизм и герметизм в Церкви вполне легальны, это уже чуть ли не "часть Предания", да и вообще "подлинное Православие". А умы весьма замутненные, желающие оправдать платонизм и герметизм как истинные учения, обязательно сошлются именно на такие изображения. И совершенно неважно, почему именно и в каком контексте они появились - главное сам факт изображения любимого кумира в храме, а дальше уже с этим "можно работать".
Между тем, изображение каких-либо врагов и гонителей Церкви в православном храме вполне возможно - именно как врагов и гонителей, в процессе своего враждования и гонения или уже после оного, в адских мучениях. Где вполне возможны и Сталин, и Ленин, и Троцкий, и кого там еще можно вспомнить.