За что бьется капиталист?

May 07, 2017 08:39

Капиталист бьется только за одно, за преумножение своей прибыли. Для этого ему важно увеличение продаж. Чем больше он продает, тем больше прибыль. Поэтому он соперничает (конкурирует) с другими капиталистами в борьбе за рынки сбыта.
Но рынок имеет много этажей. Конкуренция лавочников, продающих одинаковые помидоры на базаре, осуществляется простым снижением цены. Хотя чаще лавочники просто договариваются держать единую завышенную цену и от этого выигрывают оба потому, что покупатель видит одинаковый товар по одинаковой цене и не выбирает, а покупает где придется, зная, что везде одна цена.
Но это не значит, что лавочники перестали конкурировать. Объем продаж сильно зависит от места. Например лавка рядом с автобусной остановкой может иметь в разы бОльший объем продаж, чем лавка за углом.
Лавочник за углом может конечно снизить цену в надежде на покупателя, который не поленится свернуть за угол ради меньшей цены. Но и так лавочник за углом долго не продержится потому, что лавочник напротив автобусной остановки просто снизит цену до такой, ниже которой уже торговать помидорами не выгодно. И покупатель из-за угла снова вернется к нему, чтобы не ходить за угол. Тут лавочнику за углом и конец. В конце за углом просто не будет лавки, а будет только рядом с автобусной остановкой и цена там снова повысится.
Однако, когда речь идет о крупном бизнесе, тем более, о бизнесе, контролирующем государственную власть, то в этом случае механизм извлечения прибыли существенно отличается.
В этом случае рынок сбыта уже захвачен и поделен. Им и является этот пресловутый золотой миллиард, который по покупательной способности во много раз превосходит все остальные миллиарды вместе взятые. Прибыль капиталиста на таком уровне создается за счет ножниц цен между ценой производителя (для примера будем использовать те-же помидоры) и ценой продажи покупателю.
Чем больше разница в этих двух ценах, тем больше прибыль.
Но высокая покупательная способность в странах золотого миллиарда обусловлена высокой зарплатой, которую надо платить в этих странах, поэтому есть смысл территориально разделить производство и потребление. Например, производить помидоры в Турции, где труд дешев, а продавать в Германии, где покупатель платежеспособен.
На таком уровне капиталист выносит производство из стран золотого миллиарда в страны Третьего Мира, а прибыль извлекает из диспропорций между ценой производства и ценой потребления, пользуясь разницей между низкой зарплатой турок и высокими доходами немцев, которые могут покупать помидоры не обращая внимание на завышенную по сравнению с ценой производства цену, так как доходы немцев делают эту наценку не существенной для них.
Когда-то для этих целей были созданы колониальные империи, которые потом схватились между собой в Мировой войне именно за эти рынки производства.
В наше время нет необходимости держать под контролем целые страны. Вполне достаточно контролировать собственность на средства производства в этих странах, либо непосредственно, либо через местную компрадорскую (посредническую) буржуазию.

глобализм, Капитализм, Война., собственность, капитализм, империализм

Previous post Next post
Up