Жанна Ланвен и Дом Lanvin

Aug 03, 2022 19:09





Рисунок знаменитого Поля Ириба. Жанна и ее дочь, одеты в вечернике платья от Дома Ланвен. Рисунок Жанна выбрала в качестве эмблемы дома.

Жанна Ланвен - основательница французского Дома Lanvin. Ланвен прошла путь от модистки до бизнес-магната, пережившего своих конкурентов. Она основала старейший на сегодняшний день Дом моды, специализирующийся на шляпках, женской одежде и парфюмерии.

«Я действую импульсивно и верю в инстинкты. Я не продумываю платья заранее. Мною овладевают чувства, а технические знания помогают воплотить всё в реальность»

Жанна Ланвен





Жанна Ланвен

Дом Lanvin, названный в честь своей основательницы Жанны Ланвен, является старейшим на сегодняшний день Модным домом, непрерывно продолжающим свою деятельность. Lanvin, как и все главные французские люксовые дома, изначально был семейным, и дольше многих других оставался в руках этой семьи. Жанна Ланвен родилась в 1867 году - она была старшей из 10 детей. Ее отец был журналистом. Несмотря на то, что Жанна была умной и сообразительной, конец XIX века был не самым легким временем для девушек (пусть и из среднего класса), желающих построить карьеру. Поэтому в 13 лет она устроилась рассыльной в мастерскую по пошиву одежды. Всю свою юность она просидела в учениках модистки, а затем стала помощницей портнихи, после чего наконец почувствовала себя готовой работать самостоятельно. Жанна Ланван успела поработать модиcткой у знаменитой мадам Феликс и портнихой у не менее знаменитого Тальбо.

Для модистки, Жанна сделал вполне головокружительную карьеру, достойную какого-нибудь романа Золя, - вышла замуж за итальянского графа ди Пьетро, родила дочь, развелась с ним и вышла замуж за модного журналиста Ксавье Мале, ставшего впоследствии французским консулом в Манчестере. Он всячески поддерживал все ее начинания и во многом благодаря этой его поддержке, а также его светским связям, мадам Ланван в 1909 году вступила в главную корпоративную организацию парижских домов высокой моды, Syndicat de la Couture, и стала полноправным кутюрье.

В 1885 году, когда ей было всего 18 лет, Ланвен открыла на собственные сбережения небольшую мастерскую головных уборов на улице Марше Сент-Оноре - это и стало скромным началом карьеры творческой личности, которая в 1920-е годы превратится в одного из самых коммерчески успешных кутюрье Парижа. В отличие от другого популярного парижского дизайнера 20-х годов, Вионне, Жанна Ланвен никогда не считалась ультрасовременной. Ее одежда была не модной, а красивой. Но она была успешной благодаря тому, что ее наряды помогали женщинам почувствовать уверенность в себе. Платья Lanvin никогда не перегружали силуэты женщин, которые их носили, и в хрупком мире 20-х годов, когда на первом месте стояло изящество, это было настоящим достижением. Если Коко Шанель всё упрощала, то Ланвен, наоборот, добавляла в дизайн больше украшений, потому что знала, что это понравится женщинам, которые хотят выглядеть умно, но в то же время живо, а не как плоская картинка. Из-за этого у Жанны Ланвен никогда не было какого-либо конкретного «образа», который бы характеризовал ее видение в определенный сезон. В каждой коллекции клиенту предоставлялся широкий ассортимент одежды, подходящий людям самых разных возрастов и типов фигур. Всё, что она предлагала своим покупательницам, должно было усилить их женственность - не только в их собственных представлениях, но и в глазах обеспечивающих их мужей и любовников.



Эскиз платья Lanvin Scintillante, 1939 год



Вечернее платье Lanvin Scintillante из крепа, 1939 год

Ланвен была не просто творческой личностью. Она была еще и сообразительной бизнес-леди, которая знала, как продвинуть себя на растущем рынке высокой моды начала 1920-х. Интересуясь средневековым и ренессансным искусством, а также Египтом и античностью, она придумала мягкий, но яркий синий тон, который отлично подходил к большинству типов кожи и волос. Оттенок под названием «Fra Angelico blue» практически стал ее фирменным цветом. Еще в 1923 году она инвестировала в красильную фабрику для того, чтобы получать именно те цвета, которые были ей нужны: идеальные оттенки розового, зеленого и синего, драматичное сочетание красного и черного и широко использовавшийся серебристый. В 30-х ее платья Robe de Style получили пышные юбки с кринолином - прямо как на портретах Веласкеса. Как и другие образы дизайнера, эти наряды были романтично женственными.



Жанна Ланвен

Случилось так, что главной моделью Жанны Ланван стала ее единственная подрастающая дочь Мари-Бланш. Все ее отрочество и юность Жанна шила ей платья, в которых Мари-Бланш блистала в обществе и в итоге тоже вышла замуж за графа, Жана де Полиньяка. Так, с одной стороны, она была отличной рекламой стиля своей матери, а, с другой, - платья Lanvin привлекали к ней внимание, делали ее особенной и выделяли даже среди избалованных Жаком Дусе, Полем Пуаре и Мадлен Вионне звезд парижского света.



Жанна Ланвен

Всегда оставаясь в курсе событий и быстро реагируя на изменения, в 1922 году (после выхода книги Виктора Маргерита «La Garçonne», или «Холостячка») Жанна Ланвен осознала, что ее вечные шляпки, утяжеленные отделкой, уже не соответствовали духу времени. Она с готовностью приспособила свою эстетику к более спортивному, мальчишескому образу, которого жаждали изысканные парижане, предложив им шляпку-клош - одну из самых долговечных форм в мире головных уборов, любимую за свою элегантность, а также за ощущение свободы, которое она придавала своей носительнице. Она почти 10 лет оставалась стандартом модной шляпы. В головных уборах, как и в одежде, Ланвен нравилась мягкость шлейфов, шарфов и вуалей, привносивших в образ загадку и очарование. Однако были у нее на счету и абсурдные моменты - в 1938 году все заговорили о ее шляпе в форме сидящей в гнезде курицы, напоминавшей что-то в стиле самой Скиапарелли.



Жанна Ланвен

Одна из лучших идей Ланвен пришла к ней в тридцатые годы, когда королева Елизавета заказала у нее платья для принцесс Елизаветы и Маргарет. Вместе с заказом Ланвен отправила им куклу в таком же наряде - этот жест стал традицией в совместных образах матерей и дочерей, однако не распространился на мужские костюмы.

Собственную парфюмерию Дом Lanvin стал выпускать еще в начале двадцатых годов, но только с приходом швейцарского парфюмера Андре Фрейса добился настоящих успехов на этом поприще. Фрейс любил говорить, что «Как и любовь, духи должны покорить женщину сразу». Его первые духи My Sin - «мой грех» - пользовались огромным успехом. Говорят, когда он собрался приступать к работе над следующим парфюмом, он пришел к мадам Ланвен за указаниями - и та, показав на дочь, которая играла на рояле, сказала лишь: «Думайте о Мари-Бланш!» Удивительные духи, изысканный аккорд розы, жасмина, чубушника, ландыша и жимолости, переливающийся подобно фортепианным пассажам, Мари-Бланш назвала Arpege - «Арпеджио», ныне считающийся одной из вершин мировой парфюмерии, легендой и вечной классикой.



Первые духи Lanvin «Arpège» в форме шара, 1927 год

В 1927 году перед выпуском парфюма Arpège (который и по сей день остается одним из самых популярных ароматов в мире) она поручила разработку дизайна его упаковки - черного стеклянного шара - одному из лучших архитекторов Франции. Его звали Арман Альбер Рато, и до этого он уже проектировал ее парижский дом, ее бутики и загородную виллу. Рато создал для Arpège необычный, изысканный в своей простоте флакон, украшенный золотым рисунком знаменитого Поля Ириба. Этот художник, работавший для Коко Шанель и Поля Пуаре, еще в 1922 году создал несколько рисунков Жанны и ее дочери, одетых в вечернике платья от Дома Ланвен. Один из них Жанна выбрала в качестве эмблемы дома: на нем Жанна и Маргерит протягивают друг другу руки. Рато стал частью ее бизнеса. Он управлял линией Lanvin Sport, и вместе они создавали предметы для дома, которые теперь можно найти у коллекционеров антиквариата.



Жанна Ланвен

Жанна Ланвен скончалась 6 июля 1946 года, в возрасте 79 лет в своем доме в Париже, на руках у дочери. На протяжении большей части двадцатого века она оставалась во всех отношениях ведущей фигурой французской высокой моды, и ее имя по-прежнему чтят и помнят. Графиня Полиньяк, унаследовавшая дом моды своей матери, заботливо руководила им до самой своей смерти в 1958 году, а после передала его племяннику Иву Ланвену. При ней главным модельером дома стал испанец Антонио Кановас дель Кастильо, которого в 1960 году сменил Жюль Франсуа Крахе. Работал на Дом Ланвен и прославленный Клод Монтана. И ныне, как и десятилетия назад, имя Жанны Ланвен означает изысканную красоту, утонченную роскошь и превосходный вкус.

Книга о Жанне Ланвен

Ретро Стиль, Дизайнеры, Легенды из прошлого

Previous post Next post
Up