После монастыря мы залезли в гору, чтобы посмотреть на маленькую сельскую церковь. Я не знаю, кто и когда её строил, но и церковь эта, и человек рядом с ней (наверное, он старик, так хочется думать, хотя он, видимо, вполне молод) похожи на вечность.
А потом, через деревню Гош, пошли мы наверх, к маленькому одноимённому горному озеру. Лесному озеру.
Дело в том, что все горы, которые я видела в Армении, - либо высокие заснеженные вдали (Арарат, например), либо выжженные солнцем. И только горы Дилижана - густой зелёный лес из дубов, сосен, клёнов, буков, с грибами, ягодами и зверями (впрочем, звери и в выжженных солнцем горах тоже живут). Здесь же - заповедник, а в советские времена был туберкулёзный санаторий, о котором и сейчас с тоской вспоминают армяне.
Так вот, пошли мы, значит, наверх. Владка сначала честно спросила, куда мы больше хотим, на большое озеро, куда семь километров альпийскими лугами без изменения высоты, или на маленькое. Два с половиной, ага. Лесом. Только не сказала Владочка, что ровно круто вверх по битой в хлам и доступной исключительно джипам и ногам дороге. Не знала. В общем, наверное, спускаться легче, чем подниматься, хотя я не уверена - этот кремнистый путь скользит под ногами.
Так бывает: тащишься в гору и проклинаешь всё вообще, считая метры по навигатору и мечтая о конце пути. А потом - рад, ужасно доволен, и так всё красиво кругом! Красиво маленькое лесное горное озеро Гош. А я смотрю на мир ногами, очевидно. И чувствую запахи (хотя в гору - дышать тяжело), слышу птиц, встречаем мы с Владкой грибы... Лес живёт вокруг нас. Горы живут.
Я всё думаю, как эти средневековые люди ходили по горам. И не то, чтобы только пастухи, а и философы, правоведы, учёные-историки... Все эти монахи большую часть своей жизни читали, писали, учили. Но с лёгкостью ходили по горам.
Недалеко от Гошаванка, всего примерно в пятнадцати километрах по горам, монастырь Агарцин. В самом конце XII - начале XIII века настоятелем здесь был Хачатур Таронаци (Таронтский), богослов и философ, поэт и - главное - музыкант, чей духовный гимн "Тайна глубочайшая" ("Таинство великое", "Глубочайшая заповедь") сейчас звучит в армянских церквях и концертных залах (очень красиво!). Запись музыки - буквы-слова-ноты - была создана в Армении вместе с алфавитом в V веке, а хазы - тексты, записанные армянской нотной грамотой, - VII- IX вв. И в XII - XIII вв. - никак не могу в это вникнуть - человек записывал тексты и музыку одновременно!
И, наверное, Хачатур Таронаци дружил с соседом - Мхитаром Гошем, - и они ходили друг к другу в гости, эти немолодые учёные люди, для духовных бесед и наслаждения музыкой. Примерно пятнадцать километров. По горам. Надеюсь, что на ослике или лошади.
Агарцин - Игра орлов, по одному из преданий, наиболее популярному (кто-то увидел орлов, парящих над рождающимся монастырём в момент закладки храма). По другой версии, агар - дикая кошка, а цин - размножение, так что, может быть, это место случки диких кошек, - строится и развивается в XI - XIII веках, и расцвет его связан со святым вардапетом Хачатуром Таронаци, который пришёл сюда в 1191 году. Монастырь как бы прячется в горном ущелье, поэтому очень красиво открывается, когда подходишь к нему по дороге, круто извивающейся среди поющего птицами и речкой леса.
Слышу от разных людей, что армянские храмы похожи, просто вписаны в разный ландшафт. А в одном из своих прошлых путешествий я слышала, что датские города - все одинаковые. К этому могу добавить, что готические соборы... романские... И русские. Армянские храмы одинаковы настолько же, насколько одинаковы собор Парижской Богоматери и Руанский собор, настолько же, насколько Покрова на Нерли и, например, Спас на Нередице. Ничего общего, в общем, кроме традиции. Ещё и ландшафт разный, да. Все эти храмы действительно по-разному вписаны в горы.
Но вернёмся к Агарцину. Здесь у нас есть маленькая церковь Сурб Григор, построенная в XI веке (нынешний вариант), а на самом деле раньше, церкви Сурб Аствацацин и Сурб Степанос XIII века. Сурб - святой, Сурб Аствацацин - Пресвятой Богородицы. Самые распространённые престолы в Армении. Еще здесь есть древняя трапезная и много хачкаров. Сам монастырь из светлого розоватого камня, и всё это очень нежно.
Хачкары, надписи на стенах древних храмов, орнаменты из надписей, граффити разных веков... Кроме крестов и орнамента, изображений практически нет, и вообще нет икон и стенных росписей. Армяне почитают божественные изображения, но... Почти не молятся перед ними, разве перед образом Божьей Матери. По преданию, созданный прямо перед Успением и наделённый божественным духом лик Божьей Матери апостолы передали апостолу Варфоломею, который и пришёл с ним в Армению (Варфоломей и Фаддей - святые апостолы, принесшие в Армению христианство). Отсутствие же изображений на стенах храмов... Здесь и сложные отношения с Византией, особенно неприятие решений Халкидонского собора (армяне-халкидониты, то есть армяне, живущие в Византийской империи, расписывали церкви, их росписи сохранились, например, их можно видеть в Ани, древней столице Армении, которую раскапывал Николай Марр. Сейчас это - территория Турции). И многочисленные завоевания, особенно арабы. Мне кажется, здесь есть и персидское влияние. Росписи были - их остатки сохранились, но их очевидно было мало, они были совсем не везде, сейчас никто не расписывает новые церкви. И священники обучают свою паству, что для молитвы достаточно святого евангелия да книги Григора Нарекаци "Книга скорбных песнопений"(о ней позже). То есть Слова. Молятся словом и слово исполняет функцию изображения - и эстетическую, и информативную, и - главное - сакральную. Слово, например, часто заменяет изображение на тимпанах церквей. Слово может быть и цифрой, и нотой. Алфавит сакрален. И предание - информация - сакрально (сакральна), поэтому в орнаментальных священных надписях в храмах и на них можно и нужно писать то, что происходит, - из древних надписей на храмах узнается история, священная история, а историки, создавшие книги, как и поэты, и музыканты, становятся святыми. К слову, армянский алфавит был создан в 405 году Месропом Маштоцем (святым), состоит из 36 букв и не принял никаких реформ, то есть всё это время существует фактически без изменений. И мне кажется, что только в Армении есть в церковном календаре праздник святых переводчиков. Боже! Как же я понимаю Мандельштама, который мечтал учить армянский! Страна, народ, у которого есть осознанная вечная ценность! Она - язык.
Полностью исписанная церковная стена
В церкви. Вполне привычно для Армении
Тимпан
Когда штукатурки нет, граффити оставить трудно, но возможно. Церковные стены вообще для того, чтобы на них писать.
Это алтарь в действующей монастырской церкви.
Вышла я из монастыря Агарцин и пошла среди пронизанного солнцем и шумом речки лесом вниз по серпантину мимо древней руины-часовни, с интересом поглядывая на проезжающие машины. Идти мне по навигатору часа полтора до места, откуда можно будет вызвать такси, это нестрашно, но мне не хочется, потому что хочется и в музей, и в кафе с друзьями. Впрочем, шла я недолго - метров шестьдесят прошла от силы - тут же рядом остановилась машина, и меня довезли. А вскоре я поняла, что в Армении можно доехать бесплатно автостопом, и вообще люди стараются помочь. В этом смысле Армения мне напоминает страну Македонию, Северную Македонию: Не проблема, - говорил нам всегда македонский мужчина, какой бы вопрос мы ему ни задавали. Здесь я не задавала вопросов, здесь меня сами спрашивали, чем помочь.
Часовня в лесу