Ударим «Дженерал Моторс» по бездорожью и...

Nov 13, 2008 19:31

Открытие американского открытие $300-миллионного автозавода Дженерал Моторс в России показывает, что бизнес пока еще побеждает негативные тенденции в российско-американских отношениях.

Россияне и другие жители СНГ готовы покупать американские автомобили, а Президент России Дмитрий Медведев поприветствовал откытие завода Дженерал Моторс как знак укрепления российско-американских экономических отношений.

Он назвал новое предприятие «хорошим примером сотрудничества» отметив, что это современное производство, в которое инвестированы большие средства.

Уверен, что у этого предприятия очень хорошие перспективы, несмотря на те сложности, которые переживает планета... Приятно, что все, о чем мы договаривались, случилось.

И это всего через несколько дней после резкой критики внешней политики США, озвученной им в первом обращении Президента Медведева к Федеральному Собранию России ( смотри мой блог). Как видно, бизнес более успешно ищет точки соприкосновения между двумя странами, и менее подвержен идеологическим издержкам.

В настоящее время российско-американские двусторонние отношения пребывают в надире даже по сравнению со временами горбачёвской перестройки и окончания Холодной войны. Однако, пока политики спорят между собой на языке взаимных обвинений и недоверия, страдает бизнес. Деловые круга по обе стороны Атлантики заинтересованы в потеплении двусторонних отношений, поскольку расширение торговли и увеличение взыимных инвестиций сулят большие выгоды как россиянам, так и американцам. США может предложить необходимые России современные технологии, а Россия, в свою очередь, обладает огромным ресурсным потенциалом, в котором нуждается Запад.

Более того, по убеждению экспертов, тесные экономические связи поведут за собой и сближение позиций по другим вопросам. Так в 2007 году известный эксперт в области российско-американских отношений, заместитель директора Московского центра Карнеги, Дмитрий Тренин написал в журнале The Washington Quarterly, что основная надежда на улучшение отношений заключается в расширении двусторонних деловых связей, которые создадут крепкий фундамент для политического диалога и будут способствовать сближению интересов.

Высокие темпы роста российской экономики сделали страну привлекательным рынком для американского экспорта и для роста инвестиций в сферы производства и услуг.

Растущее благосостояние россиян позволяет им, в свою очередь, приобретать более дорогие и качественные импортные товары. Чем более интегрирована Россия в паутину всемирных торговых и инвестиционных потоков, тем больше у них выбора товаров, цен и услуг.

С начала 1990-х, Соединенные Штаты были ведущим инвестором в развивающуюся российскую экономику. Сегодня, несмотря на глобальный финансовый кризис, стратегические американские инвесторы продолжают работать на российском рынке и увеличивать там свое присутствие. Эндрью Сомерс, президент Американской Торговой Палаты (АТП) в России, сказал в интервью на «Эхо Москвы»:

Говоря «о бегстве капитала из России», следует понимать, что «бежит», в основном, спекулятивный капитал. Инвестиции в России осуществляются стратегическими инвесторами, крупными корпорациями. Сумма этих инвестиций составляет более 15 миллиардов долларов. Эти деньги из России не уходят.

В Санкт-Петербурге открывается завод «Дженерал моторс», во Владимире запущен новый завод «Дау Кемикал»... это дает основания полагать, что американские стратегические инвесторы не готовы менять «коней на переправе». Собственно, такие инвесторы на то и являются стратегическими, чтобы придерживаться собственных умозаключений, сделанных на длительный срок при учтенных рисках.


Высокая доля импорта в Россию приходится на иностранные бренды автомобилей, в том числе американских производителей Форд и Дженерал Моторс, которые лидируют по числу продаж. Неудивительно, что крупнейшие мировые автопроизводители стремяться укрепить свои позиции на рынке страны. В России уже с 2002 года работает завод Форд, и в 2008 году компания заявила о планах строительства второго автозавода.

Несколько дней назад под Санкт-Петербургом был запущен и автозавод Дженерал Моторс. Ранее, компания уже производила в России автомобили совместно с АвтоВАЗом и калининградским Автотором.

По иронии судьбы, открытие автозавода в России произошло в тот же день, когда компания Дженерал Моторс опубликовала финансовый отчет за 3 квартал 2008 года с операционными убытками в 4.2 миллиарда долларов. Сильно пострадав от удара финансового кризиса по карману американских потребителей, компания надеется получить пакет финансовой помощи от американского правительства во избежание банкротства. Однако, вопреки общему спаду продаж GM  в мире, компания стала лидером среди иностранных автопроизводителей в России, где по итогам 3 квартала 2008 года рост продаж составил 44 процента. В таких условиях, российский рынок становится важным фактором для выживания одного из крупнейших мировых автопроизводителей:

Россия быстро становится одним из наиболее значимых рынков для компании Дженерал Моторс. Доля рынка ДM в России, по результатам 2007 года, увеличилась до 9.5%, тогда как на конец 2006 года она составляла 6.6%. Chevrolet стал в России первым по продажам иностранным брендом. Opel вошел в десятку самых продаваемых иностранных брендов.

В Штатах работает 1600 бензоколнок Гетти и ЛУКойл, принадлежащих российскому ЛУКойлу. Абрамович и Мордашов инвестировали в американскую сталелитейную промышленность, а Боинг покупает у Рособоронэкспорта большую часть российского титана.

Если американцы будут ездить на российском бензине, а россияне - на американских автомобилях,  -- может быть и удасться избежать новой Холодной войны.

США, Форд, Мордашов, Дженерал Моторс, Россия, Медведев, ЛУКойл, Эхо Москвы, Абрамович

Previous post Next post
Up