Сейчас мы выясним, откуда вообще появилась христианская «крылатость».
Для этого нам придется соприкоснуться с самой ранней - и весьма специфи-ческой - Картиной Мира, поражающей нас, современных, СХОЖЕСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ древних о том, каков он есть, Космос. В их воображении Вселенная была изначально «сконструирована» как огромная Гора с необыч-ной геометрией (рис.1),
или как Дерево, вырванное с корнем (рис.2 внизу). Причем и Дерево, и гора были даже Трехчастными: Верх, Низ - и Центр, где, собственно и проживают люди. Чуть позже появились дополнительные Означающие этих космических Частей: Верх, связанный с Небом, стал «маркироваться» Птицей, Низ или Подземный мир - Змеей (рис.3).
Илл.: 1 - мировая гора; 2,3 - мировое дерево; 4 - наидревнейшее начертание китайского иеро-глифа "Дракон"; 5 -лист из иллюминированного сборника Liber Divinorum Operum, 1160; 6 - одна из многочисленных биполярных галактик PN Hb 12 в созвездии Кассиопеи, фото Хаббл (больше -
http://philosophystorm.ru/pakhtanie-molochnogo-okeana-sozdanie-galaktiki-mlechnyi-put )
Странным видится сегодня и тот факт, что уровневая симметрия Мирозда-ния как бы сама собой оказалась скоррелированной еще с двумя естествен-ными дихотомиями: День-Ночь и Свет-Тьма (рис.4). Малая и большая цик-личность, «Вечное Возвращение» космических ситуаций привели пращуров человечества к логичному предположению о том, что Верх и Низ, («Птица» и «Змея»), как две стороны одной медали, тесно взаимосвязаны, и, более того, являются составляющими Единого Космического Феномена, который мы се-годня именуем Пространственно-Веременным Континуумом. Однако более образно-ассоциативно мыслящие люди древности, живущие по обе стороны Тихого океана, поэтично нарекли его Крылатой Змеей, «ссинтезировав» Верх и Низ в одной химере, более известной под общемировым именем Дракон.
Жадно впитывающий восточные влияния эллинистический - а далее - и весь Западный (европейский) мир, переосмысливал в первую очередь культурный продукт, созданный в Древнем Египте. А вот уже тамошние эйдетики и има-жинисты, как мы к счастью имеем возможность наблюдать даже сегодня, оформляли образ Вселенной (и Матрицы, соответственно) в строгом следова-нии Первоисточнику и прежде всего - в части уровневого членения своих кос-мологических вариаций:
Илл.: 1 - Дракон (Имиш), как ЗАГЛАВНЫЙ день-знак матрицы Цолькин индейцев Мезо-америки; 2 - древнейшее богини Египта. «Две дамы» Небти, nbtj, Нехбет и Уаджет, каж-дая занимает «свою» Матричную Чашу; 3, 5 - сохраняющие принцип Верх-Низ аллегории Матрицы Древнего Египта и Древней Греции Крылатый Диск и Горгонейон (голова Ме-дузы Горгоны) - на стелле E 27113 в Лувре, 51 г. до н. э. и на античной напольной мозаи-ке с острова Кос, размещенной во Дворце Великого магистра рыцарей в Родосской крепости ; 4 - варианты «Крылатого Диска» древнего Египта согласно William Stukeley («Abury») и John Bathurst Deane («The Worship of the Serpen»)
От компактных символических изображний древнеегипетские художники и мыслители в дальнейшем перешли к смелым и расширенным композициям-аллегориям:
Илл.: 1 - двухголовый крылатый змей на потолке храма Хатхор в Дендере, ок 1500 г. до н. э.; 2 - парные крыла-тые змеи в гробнице супруги фараона Рамзеса II Нефертари (QV66), 19 династия, ок. 1230 г. до н.э., Долина цариц, Луксор
Но со временем возникает такая характерная мировая тенденция, как посте-пенное нарастание «раздражения» по поводу змеиного символического за-силья. Вот и в Стране Пирамид, после глубокого, дотошного, а главное - многоОбразного осмысления нашего Феномена, мы наблюдаем вполне ожи-даемый апофеоз: ликвидацию ползучей хтонической компоненты
с одновременной антропоморфизацией художественных персонажей его, Феномен, собою образующих/олицетворяющих. Да-да «Иже херувимы…» - это о них, ранее обещанных, пойдет дальше речь. О херувимах, отбросивших змеиные хвосты «Низа» и оставивших себе крылья, как «небесные» маркеры божественного Верха. Ах, эти распахнутые навстречу друг другу крылья - еще со времен Драконов-Уаджетов Египта, как многое скрывается за ними! Но возвращаясь к нашим херувимам, замечу: при возникновении желания глуб-же проработать соответствующий пасхальный «Херувимский» запев, реко-мендую обращаться к первосточникам, а они - греко-византийские:
«Οἱ τὰ Χερουβεὶμ μυστικῶς εικονίζοντες καὶ τῇ Ζωοποιῷ Τριάδι τὸν Τρισάγιον...», то есть, «Херувимы, тайно изображающие (представляющие) Триаду жизни…»
Триада Жизни - это… Нет, давайте-ка обо всем по порядку, слишком много вопросов сразу.
Вот, например, обязательно возникнет животрепещущий этот: откуда у автора такая уверенность, что именно херувимов мы видим на этих египетских кар-тинках? Не сомневайтесь, это действительно херувимы. На двух представлен-ных выше пекторалях из гробниц фараонов они ИЗНАЧАЛЬНЫ и носят пока что имена женских египетских божеств - сестер Исиды и Нефтиды. Но имен-но в таком виде мы наблюдаем их на крышке-капорете иудейского Ковчега завета, как о том свидетельствует иллюстрированный Бибиологический сло-варь 1912 года выпуска под редакцией «ключевой фигуры консервативной ка-толической библеистики» (А.Мень) Фулкрана Вигуру́.
https://archive.org/details/Vigouroux_DB/Vigouroux_DB_I/page/n523/mode/2up DB_I Про сам Ковчег Завета больше -
http://philosophystorm.ru/put-logosa-chast-iv-piramida-kak-kniga-s-semyu-pechatyami гл. "МИСТИЧЕСКИЕ ЦИСТЫ" и
http://philosophystorm.ru/put-logosa гл. ТКАЦКИЙ СТАНОК
Именно мощный культурный египетский след приводит нас к херувимскому истоку иудео-христианства, что и немудрено: со Страной Пирамид традици-онно связывают историю формирования еврейского народа в XVI-XIV вв. до н.э. , который поселился в Египте после падения Иудейского царства и разру-шения первого храма Навуходоносором.
А вот за ответом на вопроос, что они собою образуют-представляют в право-славной «Херувимской песне», мы отправимся… снова в Египет, с целью ис-следовать некие, ранее нам неизвестные, черты в парных портретах египет-ских богинь, которые, помимо всего прочего, были размещены не абы где - а на золотом («сокровенном») саркофаге фараона Тутанхамона.
В христианстве этот «перехлест» зафиксирован в весьма знаковой, пусть и не-много подзабытой фигуре, известной нам под именем Серафим. То есть, фактически в нем, в Серафиме, будет реализован синтез двух херувимов как двух, теперь уже крылатых, «потоков» Матрицы. И эта серафическая Двойственность НАРОЧИТО обнаруживает себя на уникальных «носителях» древнерусского и румынского Православия благодаря двум художественным приемам: выпукло-рельефному (с подчеркнутой орнаментацией крыльев) и разно-цветовому:
О том, кем - или чем на самом деле был Серафим в Православии мы можем судить по грандиозной фреске в константинольском монастыре Хора:
https://hagiasophiaturkey.com/parekklesion-chora/2/. Я расшифрую.
(Продолжение следует)