Символ Веры. Ч. I

Nov 06, 2024 10:23


Сегодня проанализируем христианский «Символ Веры» в его визуальном варианте.





Здесь я представила тот самый Прототип Логоса в русском (и в Византий-ском изначально) Православии. С этого  надо начинать. Именно с него. С анализа Символа Веры - с ее, Веры, квинтэссенции.

Обратите внимание на сам факт - НЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ, текстово-вербаль-ный, а  ВИЗУАЛЬНЫЙ вариант Символа Веры, что просто непривычно для нас. Сама икона "Изображение символа Веры" - редчайшее двухметровое полотно, о котором известно лишь в узких кругах. Для широких слоев  верую-щих предусмотрен довольно скромный ряд икон, из которых мы сейчас знаем разве что Богородицу с младенцем Христом на руках. В лучшем случае - еще "Троицу" и Сошествие в Ад ("Воскресение"). На самом деле Православие рас-полагает более 50 иконическими типологиями. Нам, после "Культурного Раз-рыва" просто неизвестными.

Деконструкцию необходимо начинать именно с этого, визуального  ряда, а не с текстов Библии  и Евангелий. Именно по этой причине в свое время проис-ходило Иконоборчество - иконы "говорили" слишком прямо, их содержание "схватывалось" моментально и целиком.



Обратие внимание на необычную конфигурацию раннеитальянского "Небесного Иерусалима" 8-10 веков (рис.3) из церкви Св. Петра в Монте-Чивате, провинция Леко

Перед вами - интереснейший ряд иконических претворений этого Прототи-па, русский (1,2,5,6, 7) и итальянский (3,4).  Анализируя отечественные икони-ческие образчики - мы вправе отнести их к византийским, т.е., своим проис-хождением  не менее древним, чем приведенные, уже ставшие редкостными, итальянские - можно заметить, что "сводный образ" в них разбивается на час-ти: "верхний - "Трон" и нижний - "Иерусалим". Обратите внимание, мой Чи-татель, как очертания Новозаветного «Трона» повторяют очертания «подно-жий» изначальной,  Ветхозаветной Троицы (8) , это - "шпалы" в форме буквы V. И фиксируют разницу, очевидную ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (ибо два цвета, две "силы", маркируемыми ДВУХцветными новозаветными херуви-мами) этих по природе физических ,«силовых» феноменов, назовем их «по-токами», собственно, и образующих  данные "троны".

Здесь, очевидно, необходимо глубже проясним нашу мысль о «троицынском Двухцветии». И поговорим мы о Двухцветии «шпал» уже Троицы Ветхоза-ветной.



Изъятый из Третьяковской галереи шедевр Андрея Рублева - или изначаль-но, или после многочисленных реставраций - существенно онтологически обеднен именно в части этих самых V-образных «шпал»-подножий. На них, как свидетельствуют редчайшие  на сегодня иконы «исходящей» для них ти-пологии «Гостеприимство Авраама и Сары», зафиксирована Двухцветность опорной, «фундаментной» основы таких икон - двух элементов, на которые опираются сидящие слева и справа от центральной фигуры композиции анге-лы Троицы. Один из ярких примеров - икона из Троицкой церкви  села Озно-бишино 17 века, находящаяся с 1939 г. в государственном музее-заповеднике «Коломенское» (рис.1), а также не менее уникальная  греческая икона (рис.2).

Подтвердим данную тенденцию достаточно широким рядом икон, выставлен-ных в разные периоды  на европейский художественных аукционах:



https://www.vitber.com/en/lot/41410 https://www.martelmaidesauctions.com/auction-lot/a-19th-century-icon-of-the-old-testament-trinity_D9E46ED80D https://www.invaluable.com/auction-lot/a-russian-icon-of-the-hospitality-of-abraham-or-t-198-c-b6c4ff9875 https://russianicons.wordpress.com/2017/11/18/unexpected-guests-a-detailed-old-testament-trinity-icon/ https://www.oodegr.com/english/ekklisia/praktikes/depiction_of_holy_trinity.htm

И вот теперь - и только теперь - мы подключим Евангелие. И только одно. От Иоанна. И именно в части "Трона" - это в "Апокалипсисе".

Продолжая докапываться до основной - но скрытой за многослойными ко-дами-шифрами Космологической Идеи Православия, мы обратимся к самому откровенному, что есть в христианстве - «Откровению» Иоанна Богослова. Тем более, что «Апокалипсис» идеально вписывается в теорию Деконструк-ции Жака Деррида. Той самой Деконструкции, которую французский фило-соф считал основным методом философствования, побуждая нас «вскрывать» философию и метафизику путем анализа НЕ традиционных их тем, а перифе-рийных, уникальных, носящих характер случайных - а иногда - из ряда вон выходящих. Именно таков «Апокалипсис». Он уникален, ибо представлен лишь в одном Евангелии из четырех канонических. Его сюжеты, а особенно образы



Дракон передает Зверю, вышедшему из моря, "силу, и ТРОН свой, и власть великую" в "Апокалипсисе Гетти", 1255-1260 гг., лист 23v, Центр Гетти, Лос-Анджелес, США и на "Гобелене Апокалисиса" №40, 1377-1382 гг., Шато д'Анжер, Франция

выходят за пределы библейского повествования, и тем не менее, именно эти сюжеты и образы выглядят впечатляюще-ярко на фоне всего остального в Святом Писании. Весьма прямолинеен русский философ Сергей Булгаков, полагающий, что первоисточники образов, которые явил христианскому миру Иоанн, следует искать - внимание!

по обычаю,  за пределами иудейской апокрифической письменности, в да-лекой языческой древности... Астрономические и астрологические черты знамения заставляют искать их происхождения в вавилонских, персидских, греческих, египетских мифах". Апокалипсис Иоанна. Гл. XII. Жена облечен-ная в солнце и война на небе

Языческие персонажи  в прямой связи  с божественными лицами «Символа веры» ? А почему бы нет!



1 - икона "Сопрестолтие", Москва (?), ок. 1650-1700, написана в традициях поздней Строгановской школы; 2 - https://macdougallauction.com/en/catalogue/view?id=3064 «Сопрестолие» на ф-те поморской иконы 18 века, MacDougall Auctions,Лондон, 2009 г.; 3 -"Сопрестолие" на фр-те иконы "Изображение символа веры"

Деконструируя  визуальный вариант «Символа Веры», мы оттолкнулись от его верхнего  регистра с троном-престолом, на котором восседают два основ-ных антропоморфных персонажа христианства - Христос и Бог-Отец, «ста-рец, ветхий денми». Это вполне самостоятельный иконический сюжет, собст-венно, икона, носящая имя «Троица Новозаветная СоПРЕСТОЛие» . Опять же редкий сюжет, уже в Православии. Причем запрещенный Московским Со-бором - по истечении столетия после его имплементации в русскую духовную среду патриархом Никоном - факт сам по себе удивительный, заслуживаю-щий отдельной темы. Тем более, что именно с этим «престолом»  связан са-мый громкий мировоззренческий скандал в русском Православии ,т.н. «Дело дьяка Висковатого»,  того самого дьяка, что прикладывал  свои лапы к искоре-нению  это «престольного» сюжета из русской иконографии - так сказать,  ог-нем и мечом. Кстати, кое что у него получилось, «Троица Новозаветная» была выброшена из канона, однако непостижимым  образом  продолжала свою жизнь  в русских церквях. С «Престолом-троном» на ней, правда, стало со-всем худо, остались его единичные экземпляры Возможно, виною тому был именно Прямой Языческий  След.

Бог-Отец передает Богу  Сыну  свой престол и власть - земную и небесную. Два могущественных, коронованных  - буквально! - на иконах, персонажа «Откровения» также осуществляют передачу «своего ТРОНА и Власти Великой» друг  другу.

Не спешите возмущаться, поскольку  это только начало. Завязка на ТРОН-Престол. Ведь мы еще не обнаружили его языческую ВИЗУАЛИЗАЦИЮ! По-этому я продолжу.



Приму возможные возражения по поводу того, что ближе всего к паре христи-анских богов - и географически и по времени - стоит двуликий Янус древне-римской религии и мифологии. Совпадений предостаточно: Янус - первый бог Рима, "Патер", то есть, "Отец". С другой стороны, с ним напрямую связан день зимнего солнцестояния, совпадающий с католическим Рождеством Христовым.  Янус вообще бог времени, открыватель и "закрыватель" (своей Двоичностью) годовых Врат, стоящий "на пороге" года. А главное - "портрет-ное" сходство, то есть Образ, очень близко повторяющий христианскую "кар-тинку" Отец-Сын. И можно было бы здесь уже ставить итоговую точку, если бы не одно НО: в иконографии Януса НЕТ ТРОНА - и нет "Сопрестолия". То есть, Янус - промежуточный по времени символ, имеющий СВОИ, более ран-ние истоки. Тем не менее, мы остановимся на минуту, чтобы зафиксировать на будущее две особые, хоть и обходимые нашим вниманием, онтологические "вешки", просматриваемые через данный Образ: 1) его связь со временем и с календарем, в частности, годовым календарем; 2) абсолютную соединен-ность, Единство в Двойственности, за которыми скрывается некий Единый, Неразделимый Феномен.

Кстати, на планете сложно найти подобное "соединение двух голов" богов и божеств, вот только разве что эта, совершенно обескураживающая ЕГИПЕТ-СКАЯ композиция- композитность (египетская символическая образность и культура, как известно, имели значительное вляние на формирование куль-туры греко-римского мира).  Речь идет о необычном соединении двух основ-ных богов-антагонистов Страны Пирамид, Гора и Сета в едином «сосущест-ве»,  Хрвифи,  "hrwyfy" - «он с двумя лицами», и этот Хрвифи маркирует тот же космологический Феномент, что и Янус, и Христос с Богом-Отцом!



Вверху справа - Хрвифи из «Дома Вечности» царицы Таусерт и царя Сетнахта, KV 14, Долина Царей, Западный Уасет-Фивы, XIX династия

И все-таки, искомый трон-престол и два разновозрастных мужских персонажа в его контексте...  Но ведь есть, есть такой, расширенный языческий образ "околопрестольных"  старика и юноши! Всеми напрочь позабытый , но - па-радокс!  - прекрасно знакомый своим названием: "Рождение Афродиты". Это - совместный космологический (да, именно так!) проект греков и римлян, интересный своей САМОЙ РАННЕЙ версией, до сих пор существующей на чу-дом сохранившихся мозаиках римских вилл в восточном и северо-африкан-ском Средиземноморье (рис.1,2):



1 -музей мозаики Зевгмы, Шехиткамиль/Газиантеп, Турция; 2 - археологический музей Сетифа, Алжир

Пожилой мужчина с бородой по имени Бифос и свежий юноша Афрос с обеих сторон поддерживают-окружают ТРОН в форме створки морской раковины-жемчужницы, в центре которой - юная богиня красотыи любви Афродита-Венера.

Подождите-подождите, однако на приведеных мозаиках изображены не совсем обычные мужчины... Да, вот здесь как раз и проходит граница между антропоморфными и ПОЛУантропорфными фигурантами религий и мифов. Но мы ее обнаружили, эту границу, и отныне именно от сюжета "Рождение Афродиты" мы будем двигаться к соответствующим Эйдосам чистого язычества.

Мужчины-драконы - и центральная женская фигура, "аффилированная" -ас-симилированная! - с... ЖЕМЧУЖИНОЙ. Пусть вас не смущает ОДНА створка раковины-жемчужницы, их было две, как и в Природе. Потрясающая архе-ологическая находка из Фанагории (рис.3), которая сейчас хранится в Эрми-таже, тому свидетельство. А Драконы... - так они и в КИТАЕ - Драконы! Два дракона - и Жемчужина между ними, знаменитая киайская триада! (рис.4,5).

Напомню Вам, мой уважаемый Читатель, о широком мировом ряде значений, которые скрываются в символе Жемчужины (Философском Камне, Зерне, Ро-де - в последующих своих символических переосмыслениях): а) женский принцип, бессмертие, потенциальность (Китай); б) любовь и брак, эмблема Афродиты-Венеры (греко-римская традиция); в) податель жизни, рождение и смерть, долголетие (Иран); г) божественное Слово, небеса (ислам); д) непо-рочное рождение и чистота, спасение, крещение, скрытая сила гносиса, не-обходимая для спасения, драгоценная жемчужина, ради которой человек дол-жен нырнуть в воды крещения и подвергнуть себя опасностям (христианство).

Вполне вероятно, что в древнем Китае решено было разъяснить содержание центрального фигуранта триады, представленного в минимализированной, буквально «предельной форме» путем замены его на антропоморфное ЖЕН-СКОЕ божество - королеву-мать Си-ван-му. И впоследствии это Содержание, как «Подателя жизни», «Рождения и Смерти», «Бессмертия» («спасения») и «Потенциальности», переняли на себя не только Афродита-Венера, но и все остальные мировые богини - Великие Матери. Однако о них чуть позже.

Отметим, что процесс антропоморфизации затронул и драконов Поднебес-ной...  Хотя новая полу-антропоморфная драконья пара - это только один вариант окружения Си-ван-му. Мы с удивлением наблюдаем и другой, не менее распространенный тандем, где одного из драконов заменяет тигр. И теперь старейшая китайская богиня восседает на троне, который образуют… два «Зверя» «Апокалипсиса»!



Каменные рельефные плиты гробниц династии Хань

(Продолжение следует)
Previous post Next post
Up