О пользе и вреде философии для жизни

Mar 27, 2013 02:25

- в том смысле, что политика в высшем образовании, для которой "Польза философии не доказана, а вред от неё возможен" - это вам отнюдь не поза-поза-позавчерашняя реакция...



17:00, 26 марта 2013
Ливанов предложил отказаться от кандидатского экзамена по философии

Министр образования России Дмитрий Ливанов предложил отказаться от кандидатского экзамена по философии, сообщает «Интерфакс». «Мое мнение - нужно исключить экзамен по философии в качестве обязательного», - заявил Ливанов 26 марта на встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с аспирантами российских вузов, которое прошло в МФТИ в Подмосковье. Два других обязательных экзамена - специальность и иностранный язык - министр предлагает оставить.
Предложение, как заявила «Ленте.ру» пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, прозвучало в ходе беседы премьера с аспирантами. Аспиранты поинтересовались, насколько необходима философия в качестве базового кандидатского экзамена, и Медведев переадресовал этот вопрос министру. После этого Ливанов заявил, что не возражает против того, чтобы кандидатский экзамен по философии был отменен. Возможные сроки внесения изменений в законодательство Ливанов не назвал.
На сегодняшний день кандидатский минимум включает в себя три обязательных экзамена: специальность, иностранный язык и философия (для всех специальностей, кроме творческо-исполнительских). Согласно приказу Минобразования РФ от 27 марта 1998 года, сдача кандидатского минимума является одним из обязательных требований для окончания аспирантуры.Читать целиком
Походу, все специальности начинают попадать в категорию "творческо-исполнительских". Кстати, а что за мутная какая-то "категория"?... Это, типа, производство креаклов на поток поставить, что ли? Ну, бишь, вместо того, чтобы они там как-то стихийно где-то в каких-то субкультурных корпоративчегах плодились, и потом свои "болотные" тусняки учиняли, наладить поточное производство, ага, "модернизировать", так сказать. Ну-ну...

Однако, шутки шутками, но, вот, обратимся ка к комментариям, что доктор прописал:
«Внимательно наблюдая за философским дискурсом современного мира, мы видим, что он претерпевает радикальную трансформацию. Если бы в ХХ веке любого студента попросили назвать какого-нибудь философа, он вспомнил бы Сартра, Хайдеггера, Камю или Ницше. В то время философия была неким общепринятым, неотъемлемым элементом общекультурного уровня любого образованного человека. Если попытаться спросить имя хоть какого-нибудь современного философа России сегодня, то не услышишь ничего. Последует ответ - "да, вроде был какой-то там, с бородой, нет, это был депутат… короче, затрудняюсь с ответом…" Действительно, современные студенты не смогут так же легко, автоматически,
как их аналоги ХХ века, сразу же выпалить набор имен... Пусть все они были известны только понаслышке. Это говорит не столько о том, что философией стали меньше интересоваться (ею и раньше не слишком массово интересовались), и не о том, что философы раньше были, а сейчас исчезли. -- Происходит нечто фундаментальное с самим местом философии и местом философа в нашем веке. Это шире, чем российское явление. Нечто подобное характерно для всех обществ.
Мартин Хайдеггер, разбирая поэзию Рильке в своей книге с непереводимым названием "Holzwege", задается похожим вопросом: "К чему поэты в скудные времена?" ("Wozu Dichter in durftige Zeit?"). Автор этой строки, безумный поэт XIX века Гельдерлин, подозревал, что что-то не так, замечая, что "в скудные времена" поэзия оказывается впервые затребованной, неочевидной и само существование поэта нуждается в новом метафизическом основании.
Знал бы он, что такое настоящие "скудные времена"! Сегодня впору поставить сходный вопрос применительно к философам: "Wozu Denker in duerftige Zeit?", "к чему мыслители, к чему философы в скудные времена?" Понятно, что это риторические вопросы. И когда их задают, начинает ясно просвечивать ощущение, что незачем они, эти мыслители, и не нужны.»

Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли (курс лекций на Философском Факультете МГУ им. М.В.Ломоносова). М., 2009.
Глава 1. Конец философии. Парадигмы и постмодерн: введение в проблематику и основы метода. К чему философы?

КАТАСТРОФА, Культурная политика, философская диагностика, Жизнь, Метанарратив, Экспертократия, Метафизические смыслы, Нигилизм, Паразитарный классовый корпоративизм, Экзистенциальный ужас

Previous post Next post
Up