По ту сторону социальной ответственности - 22

Jan 24, 2018 18:45

/ см. 21 / - ещё трагически нервного ситуации »»» ... Промедлительно присутствующее присутствует, поскольку оно медлит, медля про-ис-ходит и от-ходит. Это про-медлительное выстаивание перехода есть чинная устойчивость присутствующего. Она не настаивает как раз на простом упорствовании. Она не подпадает бесчинию. Она преодолевает бесчинство.
Мартин Хайдеггер. Изречение Анаксимандра



22.01.2018
Системность зла
  ПЛАТОН БЕСЕДИН


То, что происходит сегодня в детских садах и школах - это чёрная дыра, которая всасывает в себя остатки и ценностей, и внутреннего достоинства. Воспитатели, учители работают за копейки: у них нет средств не то что на саморазвитие - на одежду, а подчас и на еду. При этом педагог не авторитет для своих учеников. Родители всегда могут сказать своим деткам: «Да не слушай ты эту дуру». Я постоянно наблюдаю, как при детях матери и отцы общаются с учителями и воспитателями - с позиции силы, того, что они им должны. И при этом учителя, воспитатели завалены тонной бюрократической работы - у них банально нет времени на детей. Но нет времени на детей и у самих родителей, потому что они заняты погоней за успехом, а помогать никто не должен - ведь мораль такова, что каждый сам за себя.
В результате дети остаются один на один с матрицей, прививающей им кровожадность, безответственность и неуважение ко всему существующему, а ещё - странную смесь отверженности и избранности. Внутреннее одиночество рождает желание сбиваться в стаи, выстроенные по принципу соединения тюрьмы и борделя. Внутренний диссонанс раскалывает целостность мира.
Кто-то устоять способен, но делает он это не за счёт системы, а наоборот - за счёт внутренних ресурсов, вопреки системе. Но многие ломаются. И вот таких сломанных находят те, кому они будут выгодны для решения собственных задач.Подробнее »

Редкий случай, когда в содержании материала, который беру в качестве инфо.повода, я согласен почти что со всем. А то, с чем прежде всего согласен в данном случае, это утверждение о способности устоять не благодаря, а вопреки сложившейся системе (о чём в давешнем материале - см. по 2-й ссылке в подзаголовке).
Следует только добавить, что сама система устроена так, что это, на самом деле, крайне непросто - отделить тех, кто способен устоять действительно вопреки расчеловечивающим кодам и механизмам этой системы, от тех кто, делая вид, что выстаивает сугубо благодаря своим "эффективно-патриотичным" потенциалам, в действительности, ловко использует всё те же коды и механизмы.
По мне, так вообще, за любым случаем, демонстрирующим сегодня способность держаться на плаву, так или иначе, стоит случай, когда этот некто удерживающийся на плаву был просто вынесен мутными водами "свято-лихих" 90-х на определенные позиции, а потом закреплён в системе, устаканивавшейся в "тучные" 00-е. Причём, зачастую, в таких случаях, этот некто, даже перед самими собой будет твердо уверен в том, что достиг всего только своей волей и своим умом. Ну, разве где-то, для понта или из самодовольного "отмежевания от гордыни", таки признает участие чего- или кого- либо, помимо себя, - в виде "высших сил", "судьбы", "вероятностей" или всё это вместе, ёмко выражающееся "прухой".
Замечу, какой бы циничной не казалась эта точка зрения на первый взгляд, вообще-то, она не про персоналии, а про масштаб произошедшей катастрофы.
Если же акцентировать внимание на персональном, как на определенном достаточно распространённом ныне типаже, сложившемся в пост-катастрофической ситуации и в то же время несущем в себе нечто катастрофо-генное, тогда вот какие черты "лица необщего выраженья" можно обозначить.
Да, этого типа некто, как правило, в любых конфликтных и даже неконфликтных ситуациях, стремится занять позицию силы, поворачивая ситуацию так, что окружающие "должны". Причём, не обязательно - лично ему. И, как правило же, "должны" оказываются не ему, но чему-то "общественно значимому" - в соответствии с имеющейся квази-нормативной конъюнктурой (правовой, моральной, идеологической и проч., но всегда квази-). Но, в любом случае, этот некто разворачивает это "долженствование" в ключе своих личных интересов. Ведь в системе, функционирующей в соответствии с корпоративно-зоологическими кодами и механизмами, погоня за личным успехом не обязательно должна совпадать с либерал.демократическими "убеждениями". В том и состоит ловкость адаптации к этой системе и залог эффективного существования в ней, что мотивация и мировосприятие должны основываться НЕ на убеждениях и вере, ценностях и идеалах, НО на "принципе": _кто смел, тот успел, а кто успел, тот и съел_.
По сути, то же и в материале о системном характере зла в современном российском обществе.
Зло сохраняется, личный подвиг и ценности устраняются - воцаряется тотальное равнодушие, кровожадная мораль, где доминантой становится фактор успеха, которого необходимо достичь любой ценой. Растолкать, уничтожить окружающих. Изменено само отношение к другому человеку, понимание себя в обществе, ответственности за происходящее.
Отсюда - принятие новыми поколениями симулякров грядущего рая. Достаточно пообещать нечто материальное - и они поверят. Для этого необязательно приводить реальные аргументы. И главное - сиюминутность достижения результата.
Это желание навязано настолько же, насколько навязано и покаяние за прошлое. То прошлое, что было кроваво и неправильно. Покайтесь за это. Вина и гордыня идут рядом - они вводят человека в когнитивный диссонанс, создавая и в нём самом, и в обществе разрывы: между мыслями, людьми, поколениями.Кстати, в качестве живой иллюстрации - дежурная порция концентрированной мизантропии в этом посте из ТОПа ЖЖ.Боже, как же меня раздражают медленные люди. Те, которые медленно говорят, медленно думают, медленно переходят дорогу, медленно паркуют автомобиль, медленно расплачиваются на кассе. <...>
Нет, я, конечно, сдерживаю себя от насилия, ограничиваясь комментарием о том, что медленные действия -- прямой показатель медленного ума, а, может быть, даже и его отсутствия. <...>
Кстати, темп -- одна из самых важных вещей в успехе человеческих взаимоотношений. Наблюдая за людьми, я пришла к выводу, что медленные хорошо общаются с медленными, а быстрые -- с быстрыми.
Никогда медленный не уживётся с быстрой, а быстрый всегда будет раздражать медленную.
Так было, есть и будет во все времена.
Так вот, ТОПовые ЖЖ-блогеры ни в чём себе не отказывают по части рассказов городу и миру о своей самости, которая раздувается, тоже не испытывая особых преград - на мутных волнах вновь поднятых в текущем десятилетии. Но то, что у этих опрометчиво выбалтывается, как есть, у многих других, тоже присутствуя в реальных действиях и отношениях, резонно умалчивается, камуфлируется внешней "непритязательностью", конъюнктурно адекватными риторикой и поведением. Можно сказать, эти предусмотрительные молчуны оказываются по жизни даже ещё быстрее, чем те болтливые торопыги.
И вот, что по поводу выболтанного о темпах погони за успехом можно заметить, увязывая эту информацию с темой материала, послужившего инфо.поводом.
Что касается медленных действий, как "прямого показателя медленного ума, а, может быть, даже и его отсутствия", нет, как раз таки с точностью до наоборот: чем быстрее, тем тупее. Причём, тупее не столько интеллектуально, сколько эмоционально и экзистенциально. То есть.
Мысль, её бытийная возможность, причем, в неотъемлемой связи с чувством, всё это суть нечто более глубокое и качественно иное, нежели интеллектуализм, интеллектуальная комбинаторика и т.п. И насколько в интеллектуально-комбинаторном мышлении оказывается важна скорость, настолько в экзистенциально-эмоциональной возможности помыслить, напротив, оказывается необходимо помедлить или, вообще, остановиться, застыть... Причём, речь не столько о телодвигательной активности, сколько о том, что требуется, в целом, так остраниться действительности, в которую ты включен, чтобы, вычленив себя из её потока, тем не менее, продолжать оставаться в ней. И это - именно для того чтобы мысль, непосредственнейше и проникновеннейше соприсутствуя действительности, стала соразмерна её собственному темпу. Даже если этот темп будет весьма стремительным. И, в любом случае, промедление, составляющее возможность помыслить, как раз должно по необходимости содержать в себе возможность поспевать. Как и вообще - возможность быть соразмерным времени, то есть, в буквальном смысле, быть современным!
А некто самодовольно-спесивый, с одной стороны, кичащийся своей "прогрессивностью", своими "оперативностью" и способностью "вертеться (желая жить)", с другой стороны, раздражающийся по поводу "отстало-медленных" окружающих, на самом деле, самим фактом эти своих притязаний свидетельствует экзистенциальный факт полной обездвиженности своего существования (см. по теме). В свою очередь, этот кич, молчаливо камуфлируясь или открыто выбалтываясь, но всяко становясь чем-то "ТОПовым", "трендовым", "мейнстримным" и проч., свидетельствует о ситуации безвременья.
В этом смысле, те, кто в этой ситуации медлят, они тем самым, возможно, пытаются остановиться взглядом на каком-то просвете, на какой-то лазейке, через которую можно было бы вернуться во время, чтобы жить в темпе истории! Причём, возможно, эти попытки они совершают не намеренно. Но речь всё о той же экзистенциальной фактичности, на фоне которой наши экзистенции ищут смысл - как определенную возможность помыслить, пережить, поступить. Ищут, по преимуществу, подспудно, в том числе, ввиду того что они находятся в плотном облаке той кичливой суеты, которую учиняет некто "быстрый" (см. в тему: _секто-образующее против субъекто-образующего_).
Стало быть ситуация безвременья длится усилиями этих "быстрых", обустраивающих под себя всю нынешнюю социально-культурную реальность. Коль скоро мысли, чувства, поступки отчуждены от своей экзистенциально-эмоциональной возможности, жизнь превращается в конвейер. Потому что, дескать, "уже всё про всё ясно", и посему "не надо париться", а важным оказывается максимально "преуспеть". Где-то вопреки сложившейся системе, где-то благодаря ей, но преуспеть лишь для того, чтобы занять "выгодные" позиции в соответствии с установившейся и меняющейся квази-нормативной конъюнктурой.
Значит, есть мир человеческий - тот, в котором находится место и применение разным людям, то есть людям с разными типами личности, характера и темперамента, образом жизни и мысли. И это - со-временный мир, призванный вобрать разные уклады и разномерные темпы жизни, но основанный на одном начале - человеческом.
Точнее, такого мира сегодня нет, но он возможен - ровно в той мере, в какой он может реально строится на сущностно человеческом осново-начале. В наличии же его пока нет. И даже в проекте этого мира нет - именно потому что в наличии есть "мир", который устроен "быстрыми" и который самим своим наличием совершенно параллелен реальному миру в его возможности. "Мир" эффективных инфантилов, живущих только своими желаниями, воспринимающих только свои собственные идентификации и способных держаться на плаву только в единственно доступном им режиме дрейфа по мутным волнам безвременья (см. в тему - о _контр-позиции детство-1 vs. детство-2_).
Эффективно-инфантильный некто превращает человеческий социум в зооциум. Который, в свою очередь, порождает моральные уродства и звериную агрессию. И вот тут - вновь к основному инфо.поводу.
Вот, что в заключительных абзацах материала говорится о мерах противостояния системному злу.
Эта угроза гораздо опаснее, нежели враг внешний. Она находится внутри и будет лишь разрастаться. Противостоять ей необходимо как в поле фактическом, так и в поле ментальном. Необходима ударная работа спецслужб, но главный вопрос: готово ли общество, от верхов до низов, переформатировать свой нынешний мироуклад?
Если нет, то любая борьба бесполезна: насилие в школах перейдёт в насилие над народом, над страной с дальнейшим её распадом. Если да, то подступаться к этому надо уже сейчас: перекраивать не только систему образования, безопасности, медицины, но и систему ценностей, смыслов. Нужен не просто диалог о будущем России, но своего рода колоссальный Совестной суд, в который важно вовлечь как можно большее число людей.
Последняя идея, на первый взгляд, фантастична и больше напоминает прожект. Но и то, что происходит сейчас - кошмарная фантастика. Дети убивают детей не из-за ярости, а сознательно, продуманно, и система убийств эта управляема. Она пока что видимая (откроется и другое) часть тотального нигилизма и жестокости. И чем больше это будет представляться как норма, обыденность, чем больше этому злу будет потворствовать трусливая ложь, тем убийственнее станет далее происходящее.
Резни, убийства, насилие в школах - это логичный этап утраты нацией смыслового кода, но это и начало нового этапа - утраты человечности и целостности страны. Решить данную проблему невозможно на одном уровне - здесь, повторяю, необходимо массовое вовлечение. Работа эта колоссальна, тем страшнее, что она жизненно необходимо<а>. От частностей, которые мы замылили, необходимо перейти к глобальному переустройству.
Против системы зла важно выстроить систему созидания. Иного выхода у России нет. И, возможно, этот вызов - сильнейший и страшнейший за всю нашу историю.Детская агрессия, как и агрессия взрослых (не забываем и о ней - см. подробнее - вопрос: человек человеку кто?), становятся нормой, ввиду того что нормо-образующим основанием становится бессовестная жизнь, поставленная на поток. Точнее, теперь речь о ловкой имитации совестливости - при её "экономии" в условиях эффективно-поточного производства "вставания с колен" и прочего "делания дел" в процессе создания впечатляющего представления о "трудозатратах" на "принесение пользы" (см. 18-й блок данного цикла: заключительные абзацы в заключительном же фрагменте). Самая возможность реально совестного внятия подменяется самоутверждаением тех, кто "побыстрее", посредством морального подавления тех, кто "помедленнее".
"Дело техники" - против дела мысли; -физика, пожирающая мета- (см. в тему: _Хайдеггер или другие_). И это - к слову о тех катастрофо-генных факторах, которые, будучи связаны с утратой идентичностно-кодового содержания, неизбежно влекут утрату человечности и целостности страны.
Далее, актуально-политическая суть этих политико-метафизических свидетельств состоит в следующем.
Вновь согласимся: да, трусливая ложь, - дескать, "не надо преувеличивать проблему" и т.п., - отвратительна. И вновь добавим, что ещё более отвратным является активизм, ускоряющий превращение со-существования людей в ад. И это, собственно, к вопросу о "готовности общества, от верхов до низов, переформатировать свой нынешний мироуклад". А также - к практическим попыткам ответить на этот вопрос посредством "фантастических прожектов" учреждения "колоссального Совестно́го (или Со́вестного) суда, в который важно вовлечь как можно большее число людей".
Самое гнусное в сложившейся ситуации состоит в том, что, по факту и на деле, система способна решать нарастающий вал проблем, связанных с агрессивным поведением людей, по сути, только в формате "закручивания гаек". Причём, отправляясь "сверху", в виде ужесточения законодательства, увеличения контроля и т.п., полицейские меры будут соразмерным образом форматировать "низовой" активизм, как в вариантах протеста, так и в вариантах поддержки. А это, очевидно, усугубляя состояние социально-экзистенциального ада, будет лишь больше питать и распалять отчуждение и агрессию.
Какими бы "пораженческим пессимизмом" и "диванным резонёрством" эти свидетельства не представлялись для стремительно скользящего по поверхности взгляда, напомню, речь, строго говоря, об осознании масштаба произошедшей катастрофы и актуально имеющих место факторов, чреватых новой катастрофой. Соответственно, как бы "издевательски парадоксально" не прозвучало то, что возможность ответа на вызов этой катастрофы состоит в попытке помедлить, чтобы встретить этот вызов во всеоружии, эта возможность является предельно адекватной ситуации - в том, чтобы действительно изменить эту ситуацию, повернув её в спасительном направлении.
Бессмысленно пытаться спрашивать здесь о технической стороне реализации этой возможности. Ибо при самых что ни наесть семимильно-шаговых продвижениях в совершенствовании интеллектуальных технологий и оснащении ими себя, как мыслящих субъектов, самое субъекто-обазующее - бытие Человеком, как осново-возможность мысли, - по определению, остаётся нетехнологизируемым.
Причём, именно в силу означенного метафизически предельного обстоятельства, возможность _помедлить, чтобы помыслить_ является осново-возможностью и для того чтобы совершенствовать техно-средства и при этом действительно оставаться субъектом их применения. И ровно то же относится к осново-возможностям общественно-политического активизма и государственно-политического управления, а также нормативного (правового, морального, идеологического и др.) регулирования социально-политической системы и функционирования ключевых институтов (воспитания, образования, здравоохранения, науки и др.).
Помедлить, чтобы дать человеческому при-сутствию сбыться в согласии с тем, к чему оно призвано - как пребывание при Сути исторического События Истины Бытия. Без этого, все справедливые и своевременные призывы - выстроить систему созидания, обретая собственные смысловые коды, учреждая совестные суды и т.д., - на деле воспроизведутся как нечто прямо противоположное тому, к чему они призывают.

Самоопределение Народа, Мировоззренческий паразит, Политическая психоаналитика, Проектная методология, Императивы развития, философская диагностика, Метафизические смыслы, государственное строительство, Исторический смысл, Сущность человека, Хайдеггер, Гражданский Мир, Слова и Дела, Нигилизм, Субъект развития, Экзистенциальный ужас, Идентичность

Previous post Next post
Up