- как
последнем оплоте российского суверенитета
18:15 08.12.2014
Путин заявил о необходимости реформирования научных институтов в РФС.-ПЕТЕРБУРГ, 8 дек - РИА Новости. "Нужно провести необходимые структурные изменения среди научных институтов", - заявил президент, выступая на заседании совета по образованию и науки.
Важнейшим направлением деятельности академических институтов, по его словам, должны стать междисциплинарные исследования. "И главное здесь не допустить механического слияния. Принципиально важно сохранить эффективные, дееспособные научные коллективы. Надо очень бережно относиться к тому, что выстраивалось годами", - подчеркнул президент.
Он призвал внимательно отнестись к предложениям самих научных организаций, определить единые подходы к преобразованиям и расширить участие РАН в принятии решений по вопросам научной деятельности институтов.
"Считаю, что серьезную роль должен играть и научно-координационный совет при Федеральном агентстве научных организаций", - сказал Путин. Он подчеркнул, что реструктуризация в этой сфере объективно назрела. "Нельзя откладывать решения, надо объединять интеллектуальные ресурсы и научную инфраструктуру, укреплять взаимодействие ученых на стыке отдельных дисциплин, где рождаются прорывные разработки и открытия", - сказал он.
17:54 08.12.2014
Путин: нужно сохранить мораторий на вывод научных учреждений из ФАНОС.-ПЕТЕРБУРГ, 8 дек - РИА Новости. Выступая в понедельник на заседании Президентского совета по науке и образованию, Путин напомнил, что ранее по просьбе Российской академии наук был введен мораторий сроком на один год на операции с имуществом РАН.
"Мы с (президентом РАН) Владимиром Евгеньевичем (Фортовым) встречались не так давно, и президент академии считает необходимым этот мораторий сохранить. Я согласен, давайте так и сделаем - сохраним мораторий на вывод научных учреждений из системы Федерального агентства научных организаций еще на один год. Прошу агентство обеспечить гарантии сохранности имущества, ресурсов, чтобы они остались в распоряжении ученых", - сказал Путин.
Похоже на возобновление "темы" прошлогоднего добивания науки (см. по ссылке в подзаголовке о Народном собрании в поддержку РАН год назад). Но что такое тогда просьба "обеспечить гарантии сохранности имущества, ресурсов, чтобы они остались в распоряжении ученых"?... просьба, адресованная органу, который призван заниматься "объективно назревшей реструктуризацией в этой сфере" (=добиванием)... и параллельно этому - "укреплением взаимодействия ученых на стыке отдельных дисциплин, где рождаются прорывные разработки и открытия"...
И тогда, интересно, эти разработки и открытия, рождающиеся "на стыке", они "прорывные" - куда?
Вопросы, требующие научного подхода. А значит - соблюдения общенаучных принципов. Как то: системность, детерминизм, развитие.
В блоге как-то специально говорилось об этих принципах (см. о _принципах научно-философского познания_ в заключительной части
этого фрагмента), - а именно, на предмет того, как они отличаются в случае объяснительного подхода (как, преимущественно, естественнонаучного) и подхода понимающего (как, преимущественно, социогуманитарного). Теперь - в прикладном аспекте и комплексно (объяснительно и понимающе).
Значит, сначала - системность.
Вот, как раз, о чём давеча, о политико-прагматической программе минимум (см.
подробнее). Причём, другой и нет, ибо - "устойчиво-стабилизационная минимизация рисков". Ибо - редукционизм - системный принцип такой.
Ибо, ибо... Так вот, основополагающе-предельные "pro et contra" политико-прагматически редуцированной программы:
- во внешнеполитическом поле, обеспечивая соблюдение норм международного права, отстаиваем реальный государственный суверенитет - в борьбе с "конъюнктурными интересами" глобального субъекта воли к власти (ну, конъюнктурщик такой, всё одно и то ж: "вечное возвращение того же самого", - см.
по теме);
- во внутриполитическом поле, в едином порыве, типа "профессиональная репутация каждого есть условие создания общей репутации всех", преодолеваем имитационное функционирование соц.институтов.
И вот, один из таких институтов - наука. Кстати, тот институт, в связи с которым задача защиты государственного суверенитета фигурирует и во внутриполитическом поле (см. материал по ссылке в подзаголовке этого поста).
Так вот, наука как соц.институт, значимый стратегически и всячески! Но, прежде всего - мировоззренчески (см. по теме
здесь). Ибо время-то идёт, и наука стала т.ж. и традиционным институтом. Как, например, церковь. А посему, будь ты хоть "верующий", хоть "ну, я, вообще-то, не верующий, но что-то где-то там есть", хоть "а чувства неверующих тоже надо защищать", или просто "за всё хорошее", - вот, хоть так, хоть сяк, а всё же:
"Наука - это способ, притом решающий, каким для нас предстает все, что есть"
(слова философа, крайне критически настроенного в отношение научно основанного мировоззрения, - см. ниже, о _принципе единства исторического и логического_).
Однако, опять-таки, время идет, и вот, оказывается, надо уже, чтобы имелось нечто "решающее" относительно того, что есть сама наука и какой ей быть, да и быть ли. Ученые пусть о своей проф.репутации пока позаботятся... на междисциплинарных "стыках"... угу, вот, промеж, где-то там. А о науке, - дело-то ответственное, - позаботится научно-координационный совет... при агентстве (ФАНО)... Ну, и РАН до кучи... в смысле, до "системы".
Далее, детерминизм.
Нет, не про отношения между дисциплинами на "стыках". Там, где заправляет "армия удачи" (см.
о), там режим системно-хаотический... угу, "что дышло"... то бишь, совсем не дисциплинарно.
Здесь - про историософский детерминизм. И хотя детерминизм - это про _объяснение_ причин, тем не менее, в таком контексте более уместен будет понимающий подход. Плюс - диалектический принцип единства исторического и логического (см.
подробнее).
Стало быть, причинность здесь, прежде всего, та, которая про генезис. Т.е. про "откуда есть пошла" наука.
То есть:
"действительность, внутри которой движется и пытается держаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой"
(см. по ссылке выше; всё тот же философ, крайне взыскательно исследующий крайне критические состояния мировоззрения, в том числе, научно основанного).
Нет, это, конечно, не к тому, что наука - это такая "многоходовая диверсия" Запада. Дескать, "дотянулся". Если бы мы у них тогда не переняли научно-технологических ноу хау, то и многоходово дотягиваться сквозь века им незачем было бы. Тогда же они нас высокотехнологично и придушили бы. Да и вообще, "патенты/сертификаты" их, а идеи, зачастую, наши были.
Однако, если в мировоззренческом отношении... Оно ведь, конечно, "быстрых разумом Невтонов" российская земля родила, но, вот, формы-то этого быстрого рацио, они-то нами извне воспринимались. И тут, помимо каузальных моментов, такой казус имеется.
А именно тот самый:
"... душа его бурная. Ум его в плену. В нем мысль великая и неразрешенная. Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить"
(русский писатель, крайне взыскательно исследующий крайне критические состояния русской души, -
см.).
Вот, душа - идентичностно русская, а ум в плену западных идентичностных форм! Отсюда разлад: "Либо гармония, но не покупаемая через примирение с теми, кто причинил страдания. Либо, вообще, никакая гармония не нужна!". И такой разлад, что мысль "разрешается" аж до чертей в реале!...
Впрочем, разрешение мысли вскоре было найдено. Настоящее, почти Синтез!
Суть в том, что одно дело - причины страданий, они же - "царство необходимости", другое - целевая причинность, ведущая к гармонии, она же - "царство свободы". Однако, Синтез - именно что _почти_.
Не срастаются пока русская "Дубинушка" с модернизационной "Машинушкой" (не снимается противоречие, соответственно, Тезиса и Антитезиса), равно, как и
цивилизационно-религиозное - с мобилизационно-имперским (
см.), а т.ж.
удерживающе-консервативное - с авангардно-революционным (
см.) и
самодержавность - с народовластием (
см.).
Вот, и дисциплин куча, и "стыков" меж них ещё больше, а не стыкуется.
Нет, не потому не стыкуется, что куча - системно-хаотическая. А потому что нам всё как-то хочется, чтобы "ты боярин напой, а мы переймём". И "боярин" поёт... программно весьма... прагматически, консервативно... всяко разно и "всем сестрам - по серьгам".
А мы "ймём". А оно, вот, никак не получается, чтобы "вдруг как в сказ-ке ..." т.д. Да, вот, непременно, чтобы "вдруг" и "как в сказке". Само собой. "По щучьему веленью, по моему хотенью". И чтобы "всё мне яс-но ста-ло те-перь".
Так вот, ясно становится только тогда, когда НЕ по "хотенью", НО по воле, и НЕ "по щучьему веленью", НО в соответствии с вызовами Истории, в которых Смысл, как Судьба и Предназначение, и как целестремительное средоточие воли (см.
по теме)!
А иначе - аккурат промеж хаотических нестыковок - во тьму, в бездну, в никуда, в Ничто!
И вот здесь - к принципу развития.
А это как раз к вопросу о том, куда "прорывными" являются разработки и открытия, рождающиеся на междисциплинарных "стыках".
И вновь об основополагающе-предельном масштабировании и соответствующем редукционизме. Но теперь редукционизме политико-метафизическом. И с учетом историософско-диалектического детерминизма (см. выше), который, однако, уже - про целевую причинность. Плюс, самое ключевое - бифуркация - система/хаос'ный принцип такой.
То бишь, совсем коротко, о чём тоже не раз, как о миро-проектной контр-альтернативе:
_ультраколониальный быдлострой contra неокоммунистическое человекостроительство_ (см.
подробнее).
Отталкиваясь от определения науки как непосредственной производительной силы. В качестве такой базисной величины, наука может быть качественно же преобразованав поставленное на поток искусство обеспечения деградации, регресса, архаизацииcontraв сотериологическую новую науку, способную к выполнению культурообразующих функций.
п.с. Что касается междисциплинарных "стыков" - этого сложения сущностей, умноженных без всякой меры, - тут, перефразируя известное высказывание, следует констатировать следующее:
либо знания, полученные в рамках отдельных дисциплин и областей науки, будут состыкованы в новой мировоззренческой парадигме,
либо "стыки" превратят знания в калейдоскопический суррогат.