Фрагмент комментариев Шри Шри Рави Шанкара к йога сутрам Патанджали.

Aug 08, 2010 18:40

Патанджали отмечает, что всех людей в мире можно отнести к 4 категориям:
1 - счастливые люди,
2 - несчастные люди,
3 - люди, которые совершают добрые дела, хорошие поступки,
4 - люди, совершающие не совсем добрые дела, демонические поступки, грешные люди.

И как с ними обращаться?

1 - Со всеми, кто счастлив - будьте дружелюбны. Если вы не дружелюбны с теми, кто счастлив, вы испытываете к ним зависть. Вы завидуете, потому что кто-то более счастливый, чем вы. Но вы не станете завидовать, если почувствуете, что эти люди принадлежат вам. Вы ведь не завидуете тому, кто вам очень дорог, очень близок и кто очень счастлив, это вас не беспокоит и не вызывает зависти. Но если вы думаете, что кто-то очень счастлив и у вас с ним нет тесной связи, то возникает зависть. Поэтому сказано: «Будьте дружны с ними, относитесь к ним с дружелюбием».

2. А как быть с несчастными людьми? Что произойдет, если вы будете дружелюбны с несчастными людьми? Вы также становитесь несчастными. Поэтому он говорит: «С несчастными людьми не будьте дружны, но будьте к ним сострадательны». Патанджали дал этот сильно действующий метод (каруна) - относитесь с сочувствием и состраданием к тем людям, кто несчастлив, страдает, но не попадайтесь на крючок дружелюбия, потому что вы сами станете несчастными. И когда вы несчастны, они несчастны, то какая тогда от вас польза? Кто окажет им помощь? Если вы думаете, что должны разделять несчастья со своими друзьями, хорошо, делайте это, но тогда будете ли вы способны поделиться с ними своим счастьем? Это невозможно. Итак, не будьте дружелюбны с несчастливыми людьми, а относитесь к ним с состраданием, в этом есть различие. Не говорите: «Бедняга, как это могло с тобой случиться». Говоря: «Да, Бог так несправедлив к тебе, бедняга, природа обошлась с тобой так жестоко, ты так страдаешь» - мы еще больше укрепляем их веру в это. Мы не приносим им никакой пользы, мы пытаемся помочь, а сами все усугубляем. Получается это у нас бессознательно, потому что мы думаем, ведь они мои большие друзья, я должен что-то сделать. Не жалейте тех, кто страдает. Между жалостью и состраданием есть разница. Жалея человека, вы не оказываете ему поддержку, вы тянете его еще больше вниз.

3. С людьми, которые выполняют прекрасную работу и имеют множество заслуг, с теми кто блаженен - будьте счастливы. Будьте счастливы и становитесь с ними одним целым, будто вы делаете с ними одно дело. Тогда к тем, кто совершает добрые дела, пропадает чувство соперничества, уходит ревность и исчезает придирчивость. У людей существует склонность придираться к людям, достойным уважения, совершающим хорошие дела. Люди пытаются найти недостатки у тех, кто делает полезную работу и говорят: «Они могли бы сделать это лучше». Но ведь они по крайней мере сделали, то что сделали, вы не сделали даже этого, а говорите, что им следовало сделать что-то лучше, организовать что-то лучше. Чаще всего критика исходит от тех людей, которые обычно мало что делают. Вы замечали, люди, которые сами ничего не делают - критикуют других? Это происходит в большинстве случаев. Не ищите недостатков в людях, кто делает полезную работу. Радуйтесь за таких людей и будьте сами счастливы. Если кто-то выполняет служение, порадуйтесь за него и не указывайте, что он или она могли бы сделать это лучше, не ищите недостатков в организации того или иного мероприятия. Предположим, что организация какого-то мероприятия имеет много недостатков. И что же? Но ведь это мероприятие принесло большую пользу в духовном развитии людей. Почему бы вам этого не заметить, вместо того, чтобы уделять внимание тому, что кто-то чего-то не сделал? Вот так человек может оказаться в ловушках, отыскивая недостатки. Будьте счастливы с теми людьми, кто совершает добрые дела и не ищите в них недостатки. И это получается у вас, когда вы чувствуете себя с ними одним целым. Подобно тому, как левая рука оценивает добрые дела правой руки. Моя правая рука смогла написать прекрасное стихотворение. Левая рука не знает, как это делать и никогда не напишет, но она не должна мешать правой руке. Левая рука понимает, что она часть правой руки. Она может делать что-то другое, например придерживать лист бумаги на столе, чтобы было удобнее писать правой руке. Точно также и вы - чувствуйте себя частью выполняемой кем-то хорошей работы, радуйтесь этому.

4. Что касается людей, совершающих злые дела, греховные поступки - игнорируйте их. Если кто-то говорит о чем-то далеком от истины, то не обращайте на это внимания. Не стоит даже думать о таких людях, принимать их во внимание. Но мы делаем наоборот. Мы не слишком много внимания уделяем людям, которые совершают достойные поступки, мы постоянно думаем о тех, кто совершает греховные поступки. И вместо того, чтобы игнорировать их, мы упорно держим их в своем уме. Во многих газетах печатаются сообщения о совершенных убийствах, грязных преступлениях, помещаются фотографии и даются подробные детали. Конечно, сейчас люди все больше пробуждаются и пишут о хорошем в мире, но это так мало по сравнению с упомянутым. Когда вам встречаются люди, совершающие плохие поступки, обучайте их и игнорируйте. Не просто игнорируйте, но обучайте. Обучайте их с чувством сострадания, а затем игнорируйте. В противном случае, ваш ум цепляется за это и вы начинаете беспокоиться. Вы считаете кого-то несовершенным и постоянно думая об этом, сами становитесь несовершенны. Вы не в меньшей степени, а в равной, даже большей степени несовершенны, чем тот человек, но вы думаете, что неправ тот человек, а вы абсолютно правы. Посмотрите на себя, вы совершаете даже большее преступление. Когда вы пальцем указываете на кого-то, кто совершил ошибку, запомните, что 3 пальца указывают на вас. Итак, один против трех. Ваша ответственность выше в 3 раза, именно ваша.

Если вы так поступаете, тогда ваша память, ваш ум остаются в приятном состоянии и вы становитесь великодушными. При таком великодушном состоянии ума, целенаправленность возникает намного легче.

сею разумное доброе вечное

Previous post Next post
Up