psy_photo нарыла классный материал по круговым танцам. Размещаю у себя тоже.
Мунирова А. Круговые танцы. Из исследований Танца, материалы и тезисы доклада.
1. Истоки ритуального танца.
Жест, движение, танец - являются первым языком, возникшим задолго до появления письменной речи и даже музыки. Индивидуально или в группе люди выражали и проживали различные внутренние состояния через движение.
Танец являлся естественной частью религиозных церемоний и основной формой сообщения человека с высшим, а также высшей формой выражения внутреннего опыта, поиска единства с собой и божественным.
В танце первобытный человек воспринимал, проявлял и выражал планетарные и космические ритмы и процессы, входил в контакт с духами природы, ощущал себя частью огромного, живого Космоса.
Самые древние ритуальные танцы очень просты, они выражают собой вечные архетипы мироздания: круг, квадрат, спираль, линию, точку.
Каждое событие индивидуальной жизни или жизни племени понималось как отражение космических процессов в индивидуальном пространстве. Тело человека - живая форма проявления через себя космических сил. Воплощение в себе того или иного космического принципа через движение.
Не существовало разделения на танцы социальные и церемониальные - мышление людей было «религиозным», а вся культура и быт людей отражали заданное место во всеобщем.
2. Круг - один из первых символов архетипической азбуки, олицетворяет объединение и целостность, порядок, силу и общность.
3. Значение кругового паттерна в танце:
Древняя мифология:
Круговые танцы повторяют движение Солнца в небе и могут, кроме того, закрывать, заключать святое место.
Когда танец совершается вокруг какого-то объекта, его тем самым закрывают, заключая в магический круг, защищая и придавая силы. Если в центре, как это часто бывало, была девушка, целью танца было достичь объекта и центра, что приобретало смысл либо инициации, либо обретения рая.
А) Древние считали, что все в мире развивается по кругу. Каждая вещь имеет свое начало и конец, но эти полярные понятия связаны в непрерывном круге жизни. Смерть на земном плане переходит в рождение на потустороннем, а потусторонняя смерть имеет продолжение на Земле в виде рождения. Символически этот процесс представляли видимым с Земли движением Солнца. Такие аллегорические представления о Солнце сохранились у некоторых народов по сей день.
Б) Символизм круга, как образ бесконечности и завершенности. Круговой танец - это микромистерия, в которой каждый из участников, отожествляя себя с бесконечной силой жизни, символизирует собственное бессмертие. Различные варианты круговых танцев известны всем народам без исключения. Цель танца довести себя до состояния экстаза, приблизившись тем самым к виденью шамана. Когда тело полностью покидает физическая сила, её сменяет сила духа, которая и вызывает экстатические переживания. Человек начинает воспринимать иные ипостаси бытия, встречаться с духами, совещается с давно умершими предками и т.д.
Амели Ноак. Юнгианский подход к Танцевально-Двигательной Терапии.
Первоначально, ритуал и танцевальный ритуал - это всегда круговые танцы, явленные в круговом паттерне, ограждающем пространство священного, защищаемая территория, где и может произойти изменение на весьма глубинном уровне - трансформация.
К.Г. Юнг вводит понятие циркумамбуляции: концентрация на одном единственном пункте, являющемся центром круга.
Движение по ходу часовой стрелки говорит (по Юнгу) о стремлении к осознанию; а против хода часовой стрелки - о спиралевидном движении обратно в царство бессознательного. Центр - место творческих метаморфоз.
- Движение вокруг центра, очерчивая этот центр, направляет на него энергию. Это - священный процесс, который помогает усилить чувство контроля и безопасности.
Нойман(1959) приравнивает вращательное движение к процессам зарождения, роста и развития. Для раннего человечества установление чувства групповой идентичности через процесс кругового танца могло быть вопросом выживания, т.е. сохранения вида. Уже в доисторический период Шаман, Маг или Врачеватель племени следовали модели самосохранения и формирования себя, вращаясь в состоянии транса вокруг собственной оси.
- экстраверсия наружу, интроверсия вовнутрь, центроверсия - развитие и объединение Эго и стабилизация сознательного. Эго как центр сознательного помогает личности определиться, придает ей чувство целостности.
4. Круговые танцы народов мира
Во многих танцах народов мира присутствует круговой паттерн движения:
«Танец солнца» - обет и поиск силы для мести (Американские индейцы):
1. Не поклонение Солнцу, но поиски силы: человек выполнял обет, чтобы получить специальное видение, которое покажет, как отомстить за мертвого родственника, получить силу, чтобы убить его. Это делалось очень редко.
2. Выполняющий обет (свистун) шел к шаману, который давал ему куклу - Лицо Солнца - средство, через которое он получал видение, оно помещалось в центр круга.
3. Свистун голодал, пока строилась палатка, и собирали языки бизона для угощения.
4. предварительно курили и жгли священную траву снаружи палатки.
5. Тогда совершающий обет и все другие танцоры медленно двигаются к главной палатке.
6. Другие выполняющие обет привязывают себя к шесту в центре, прокалывая плоть, и затем они танцуют, пока не оторвутся.
7. Но давший обет этого не делает - он пристально глядит на чучело и танцует, в то время как другие рассказывают о своих подвигах, и пародируют сражения.
8. Они все танцуют, пока выполняющий обет не получает свое видение.
Суфийские кружения: Вращение - это практика молитвы в движении, которая основывается на Зикре - повторении имени Бога. Дыхание, молитва и движение сливаются воедино. Традиция берет начало из Ордена Мевлеви. Персидский мистик и поэт Джалал ад-дину Руми в своем учении говорил об открытии и проявлении через экстатический танец вращения тайн мироздания. Со временем кружения стали основой суфийского ритуала Сема (слушание). Исполняя ритуал, дервиши кружатся вокруг оси своего сердца и одновременно двигаются по кругу.
Проходя сквозь усилия по очищению себя душа растет, встречается с Истиной и движется к Совершенству.
5. Различие между народными и сакральными танцами
6. Что такое сакральный танец?
М.-Г. ВОЗИЕН «САКРАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ - ЭТО МОЛИТВА В ДВИЖЕНИИ»
• Молитва в движении - поиск единства тела, духа и ума.
• Его истоки повсюду - где угодно.
• Все может быть сакральным: восход, заход, лунный свет - и их могут выражать движения.
• Можно развести огонь и сказать, вот центр, это мой бог.
• Сакральный момент - это момент откровения, осознания, который ты никогда не забудешь.
• Естественный алфавит движений - нечто общечеловеческое, общерелигиозное.
7. История сакральных круговых танцев
Возникновение сакрального танца. Лаура Шеннон
На вопрос о возникновении сакрального танца нет однозначного ответа.
Возникновение сакрального танца связывают с одной стороны с периодом эллинизма, а с другой - к мистической традиции Востока, например, к суфизму.
Есть и те, кто относит рождение сакрального танца к периоду неолита. Храмы неолитического периода были центрами образования, где искусство, религия и познание были одним. Здесь рождались предшественники современной науки. Возможно, именно здесь родился и священный танец. Были храмы, танцевальные церемонии в которых не прекращались годами! Танец являлся одним из первичных способов, которым древние сохраняли сакральное время.
Роль женского сакрального танца была наиболее сильной в культурах, почитающих богинь, где женщины справляли обряды и богослужения, что наблюдалось в культурах всего мира.
Именно с почитания богини начинается путь сакрального танца в мире.
Космическая Мать-Богиня символизирует силу и гармонию самой жизни. Женщины резонируют с образом богини как женского аспекта божественного - вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности.
Постепенно с развитием рационального мышления, танец был исключен из очень многих религиозных обрядов, однако вскоре он обрел новую жизнь в рамках духовных практик и психотерапевтических групп.
Многие относят возникновение современной традиции хороводного сакрального танца к работам Бернарда Возиена, немецкого философа, историка и танцора балета, жившего в начале 20 века, в которых он смог собрать и обобщить богатый материал танцевальных культур древности. Б. Возиен занялся исследованием происхождения и значения европейских народных танцев и организацией исследовательских групп в странах Средиземноморья и в 1976 году представил первую дюжину танцев холистической коммуне Финдхорн на севере Шотландии.
Б. Возиен верил, что целительский характер народной танцевальной культуры могут внести свой значительный вклад в установление мира на Земле, оздоровление людей и общества в целом. Движения всех танцев очень просты, за основу взяты оригинальные движения народных танцев разных стран, музыка, как правило, тоже национальная. Правда, с развитием системы, в нее включается все больше и больше современных и классических мелодий.
М.-Г. Возиен. является родоначальницей возрождения забытой и почти исчезнувшей традиции медитативного сакрального танца.
Все ее детство прошло в театре, но она хотела найти свой собственный путь в творческом процессе. Поворотным моментом для меня стало изучение движений Гурджиева и суфийских кружений, потому что я поняла, чего я хочу - двигаться в молитве, это было началом пути.
Когда мой отец стал старше, он оставил сцену и стал преподавать различные двигательные практики, разработал практику, которую назвал танцевальной медитацией медленные движения под классическую музыку. Эту новую дисциплину он практиковал со своими учениками. Никогда не думала, что мой отец окажется моим учителем! Мария-Габриель имеет несколько сотен прямых учеников, возрождающих и развивающих традицию сакрального танца в наши дни.
Оставаясь практически неизвестной в России, традиция сакрального танца широко распространена в Европе как направление танцевальной терапии, а также как самостоятельное медитативное течение.
8. Особенности и основные принципы сакральных круговых танцев:
9. Терапевтическое значение.
Группа Сакрального кругового танца А. Харитоновой в Москве:
http://www.protanec.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=43:2009-03-31-23-46-00&catid=11:2009-03-27-17-57-21&Itemid=27