Изучение поселений юга Псковщины сегодня является необходимой задачей, поскольку проблема культурогенеза в середине второй половины 1 тыс. н. э. не может быть решена без пополнения сведений о поселенческой культуре этого периода.
Пока опубликовано лишь три памятника: городище и селище у д. Жабино (Я. В. Станкевич, 1958, 1960) и селище Узмень (Р. С. Минасян, 1972, 1979). До сих пор не введены в научный оборот результаты раскопок В. И. Михайлова на селищах верховьев р. Великой в 70-е гг. и А. М. Микляева на поселении на р. Каменная Лава в Куньинском р-не в 1969 г.
В1990 г. Северо-Западной экспедицией Эрмитажа (А. М. Микляев) начато изучение селища у д. Фролы Невельского р-на Псковской обл. Памятник расположен в 1 км к северо-востоку от дер. на северном берегу оз. Сенница и занимает террасообразное возвышение размерами 250 х 100 м, ныне полностью распаханное. Высота террасы над уровнем воды - 2,5 м. На пашне собран подъемный материал, относящийся к трем периодам: кремни и керамика раннего неолита, днепро-двинская керамика и предметы второй половины 1 тыс. н.э. (фрагменты слабопрофилированной керамики, куски шлаков и криц, железный нож).
В том же году на юго-западной окраине селища была заложена разведочная траншея размерами б х 1 м, и сделано несколько зачисток. Установлено, что культурный слой почти полностью распахан, и лишь на юго-западных склонах террасы его мощность резко увеличивается. Стратиграфия выглядит здесь следующим образом:
0-0,3 м - слабогумусированный песок (пахота).
0,3-0,9 м - аморфная черная углистая супесь, содержащая большое количество шлаков, криц, шихты, ошлакованной керамики. Найдены два железных черенка, видимо, от ножей, и целый нож с наваренным хомутиком на месте перехода от черенка к лезвию.
0,9-1,1 м - черный гумус с включениями торфа, в котором обнаружены кости животных, развалы нескольких сосудов, две миниатюрных чашечки и два биконических пряслица с широкими отверстиями.
У подножия склона оба слоя перекрыты современным торфяником, уровень воды в котором на 20 см выше материка. Видимо, нижний горизонт культурных отложений образовался в процессе естественного накопления, когда поселение занимало часть современного торфяника Верхний же слой черной супеси - результат сбрасывания отходов металлургического производства на окраину села после того, как вода в озере поднялась, и эта часть поселка оказалась подтопленной.
В 1991 г. на юго-западной окраине поселения заложен раскоп площадью 16 кв. м. Под слоем пахоты, на глубине 0,4 м, залегала непотревоженная сильно гумусированная прослойка толщиной 10-15 см, на поверхности которой выявились контуры трех черных пятен, оказавшихся затем ямами, прорезающими материк на глубину 15-25 см. Всего обнаружено пять круглых материковых ям диаметром 1-1,4 м, глубиной до 0,3 м, с прокаленными стенками. В их заполнении найдены крупные фрагменты криц и пережженные камни. Назначение ям связано с металлургией: скорее всего, это шлакоотводные ямы от небольших горнов. Сами горны были уничтожены при распашке, но сохранились обломки их стенок в виде плоских фрагментов обожженной глиняной обмазки с остеклованной поверхностью. В раскопе найдены: железные стержни неясного назначения, серп типа 1Д по Р. С. Минасяну, ладейная заклепка, посоховидная булавка, нож, 14-ти гранная бусина из синего стекла и два пряслица.
Вся керамика селища - лепная, выполнена из теста с примесью дресвы, как правило, неорнаментированная. Лишь несколько фрагментов стенок покрыты расчесами, нанесенными гребенкой. По форме профилировки венчиков выделяются 6 типов керамики, которые в целом характерны для широго круга памятников VI-VIII вв. Северо-запада (Тушемля-Банцеровщина и длинные курганы).
Полученные материалы позволяют выделить два этапа жизни селища Фролы во второй половине 1 тыс. н.э. Поселение, возникшее в начале VI в., первоначально располагалось не только на террасе, но и в пойме. С первым периодом связаны нижний слой траншеи и вещи, характерные для третьей четверти 1 тыс.: нож с прямой спинкой, посоховидная булавка, 14-ти гранная синяя бусина, пряслица с широким отверстием (хотя эти предметы могли бытовать на протяжении всей второй половины 1 тыс.). В VI-VII вв. функционировала также железоделательная мастерская, обнаруженная в 1986 г. средствами подводной археологии при обследовании А. М. Микляевым дна оз. Сенница. Остатки мастерской представляют собой срубные фундаменты постройки размерами 10 х 12 м, расположенные на глубине 1,5м, в 150 м от берега, напротив урочища "мосты". Стены срубов сохранились на высоту 3-4 венца. В пределах постройки обнаружены три крупных скопления шлаков и фрагменты лепной керамики, аналогичной керамике селища. Радиоуглеродная дата срубов - 1390180.
Приблизительно в VIII в. происходит резкий подъем воды в озере, приведший к затоплению пойменной части селища и мастерской "Мосты". Начинается второй этап, который следует датировать VIII-началом Х в. на основании ножа с наваренным хомутиком (не ранее IX в.) и лодейной заклепки IX-X вв. Верхняя дата связана с отсутствием на селище гончарной керамики. В это время поселение, видимо, играет роль ремесленного центра округи. Прекращение его функционирования произошло после возникновения в дачном регионе принципиально иных торгово-ремесленных центров, таких как Городок на Ловати, и, вероятно, связано с ним.
В заключение хотелось бы отметить перспективность поиска селищ VI-VIII вв. на заболоченных участках, в торфяниках, поймах рек и озер. Помимо Фролов, следы затопления отмечены на селище у д. Турное на р. Каменная Лава и на ряде других поселений Двинско-Ловатского междуречья, бесспорно относящихся к третьей четверти 1 тыс. н.э. Поэтому очевидно, что уровень вод был в то время значительно ниже современного, и часть памятников оказалась затопленной в конце 1 тыс. н.э.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ Институт археологии Российской Академии Наук Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА 1992 год