Кузьмин С. Л. К вопросу о погребальной обрядности носителей культуры сопок

Feb 13, 2009 13:58

Сопки являются специфическим культурным феноменом раннесредневекового Северо-Запада. Однако, до сих пор источниковедческая база, на которой строятся выводы об их внутреннем устройстве, хронологии и этнической принадлежности оставившего их населения, остается весьма узкой.
Трудно выделить критерии, характеризующие исключительно сопки и отчленяющие от них другие высокие насыпи данного региона. В настоящий момент основными способами, позволяющими отличать сопки, являются внешний вид насыпей и их ландшафтная приуроченность. В связи с этим, особенно актуальным представляется определение специфики погребальной обрядности носителей культуры сопок, основание»6 на проработке имеющихся материалов и результатах целенаправленных полевых исследований.
В ходе работ Плюсского отряда Ленинградской областной археологической экспедиции ЛОИА была исследована сопка 2, входящая в состав комплекса памятников (городище, селище, четыре сопки). У д. Сковородка Струго-Красненского р-на Псковской обл. в результате раскопок получен ряд качественно новых данных. Первоначально насыпь представляла собой четырехугольную амиду из специально нарезанных кусков дерна, поставленную округлую в плане подсыпку из плотного моренного песка и суглинка. Диаметр подсыпки 11 м, высота 0,4-1 м. К центру подсыпка тоньше, к краям утолщается, образуя валик. Внутрь ограниченного валиком пространства легли нижние ряды дернин, из которых возведена пирамида. Размеры пирамиды по основанию (на верхнем уровне подсыпки)-7X8 м; ориентирована гранями по сторонам света. С севера, востока и запада выявлены камни обкладки в один ряд с небольшими промежутками. С юга валик подсыпки поднимался до высоты 1,6-1,8 м от верха древней почвы и смыкался с южной гранью пирамиды. Внешний край валика здесь покатый, а слои дерна пирамиды сильно уплотнены и деформированы, очевидно, в результате утаптывания. Вероятно, что именно здесь, с юга, находился всход на верхнюю площадку пирамиды. Общая высота сооружения достигала 3 м; размеры верхней площадки пирамиды 2,5X2,5 м. На ее северо-западном углу обнаружено сооружение в виде деревянного (дубового) ящика размерами 1X1,2 м. Ящик был сдвинут с первоначального места в центре верхней площадки. Основание ящика - два бревна с выбранным в 1/4 диаметра пазом, куда вставлялись толстые доски. С других сторон ящик имел бортики высотой не более 15-20 см, снизу его подстилала береста. Верхнее покрытие сохранилось плохо. Черная органическая масса его может быть остатками коры или луба. Вся внутренняя площадь ящика была заполнена слоем кальцинированных костей толщиной до 10 см. Часть костей сползла вместе с разрушенными деталями ящика вниз по склону. Общая масса костей достигала не менее 15 кг (для определения удалось взять около 12 кг). Среди костей найдены 3 трапецевидные подвески, железный двушипный втульчатый наконечник стрелы, бусы-лимонки, желтая двухчастная пронизка, четырнадцатигранная сердоликовая бусина и глиняное подражание ей, слитки стекла и бронзы, фрагменты гончарной керамики. Дата комплекса по вещам середина X - начало XI в. Косвенно ее подтверждают находки в насыпи лепного и гончарного фрагментов керамики, оселка, материалы селища, жизнь на котором началась не ранее распространения гончарной керамики (т. е. 930-х гг.). Интересной деталью являлось наличие в основании сопки, на поверхности почвы Ритуального костра, сложенного «шалашиком». Кострище смещено по отношению к центру пирамиды и располагалось примерно в ее юго-западном углу.
Как уже отмечалось, ящик был сдвинут с первоначального места, очевидно, в результате преднамеренного действия. После этого сопка была сразу перекрыта слоем аморфного серого песка толщиной 0,3-0,5 м, который и спас древесные остатки от разрушения.
Ближайшей аналогией сопке у д. Сковородка являются насыпи у д. Ерусалимская (Лыбутский погост) в нижнем течении р. Великой. Остатки поверхностных захоронений в виде россыпей кальцинированных костей на вершине насыпей открыты и в другой сопке у д. Сковородка (1); в сопкообразной насыпи у д. Которск. Как подобные захоронения можно интерпретировать россыпи костей в целом ряде сопок (Старая Ладога, Селяха, Коровичино и др.). Необходимо отметить и наличие основных захоронений внутри этих насыпей (сопка 2 у д. Сковородка стоит в данном случае особняком).
Деревянные сооружения с остатками кремаций, сходные с изученными в Сковородке и Ерусалимской, имеются в курганах вятичей, радимичей и северян IX-XI вв.
Таким образом, обобщив находящиеся в нашем распоряжении материалы и подтвердив их результатами раскопок, можно уверенно констатировать факт существования у значительной части носителей культуры сопок обряда помещения кремированных остатков умерших на вершинах сложных культово-меморативных комплексов - сопок. Этот обряд представлен в славянских древностях IX-XI вв. и нашел свое отражение в «Повести временных лет», а также других письменных источниках.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Краткие тезисы докладов научно-практической конференции (сборник 2)
1988 год

Кузьмин, могильник, 1988-2, культ

Previous post Next post
Up