May 05, 2008 15:53
В 1983-1984 гг. осуществлена паспортизация археологических памятников в с. Старая Ладога и его ближайших окрестностей. Данные о 55 местонахождениях (25 поселений, 26 погребальных памятников, 4 храма) позволяют выделить этапы освоения округи и основные элементы раннегородской структуры древнерусской Ладоги.
Ладожская округа занимает пространство 5x3 км по берегам р. Волхов от д. Подол на севере до д. Извоз на юге. Первичное освоение прибрежной территории произошло в эпоху неолита - раннего металла (III-II тыс. до н. э.). На втором этапе - в VIII-X вв. происходит расширение освоенной зоны, которая затем остается стабильной до XII -XIII вв., когда формируется основа городского ансамбля Ладоги (крепость, посад, кончанские храмы). Третий этап освоения округи (XIV-XV вв.) связан с формированием церковно-монастырского землевладения. На четвертом этапе (XVI-XVIII вв.) граница освоенной зоны вновь расширяется в связи с развитием поместного земледелия. Следующее расширение хозяйственно используемой зоны относится уже к советскому времени. На протяжении тысячелетий развитие округи проходит плавно в равномерно. С VIII по XVII вв. оно определяется существованием крупного городского центра - Ладоги.
Археологические данные, дополненные топонимией, позволяют реконструировать основные элементы архаической раннегородской структуры Ладоги VIII-X вв. Выделяются три взаимосвязанные зоны градообразования. Первая, условно - «княжеская», объединяет памятники южной части возвышенности Победите (Княщино): княщинская группа сопок, грунтовый могильник, селище, клад 808 г., а также сопки и селище Лопино на правом берегу Волхова. С юга «Княщину» ограничивает Парамонов ручей (ср. новгородский «двор поромонь» 1015 г.), на запад расположена «волость Силосари», как и Лопино, видимо связанная с неславянским зависимым населением «ладожской волости» (предположительно, протокарельским и саамским).
Вторая - «городская зона», включает площадь поселения по левому берегу Волхова и обоим берегам р. Ладожки, ограниченную двумя могильниками (по более поздним монастырям, Никольским па юге и Успенским на севере). В первом представлены длинные курганы, круглые курганы с сожжениями, курганы приладожского круга, сопки, грунтовые трупоположения XI-XII вв. Во втором - открыты сожжения и трупоположения в грунтовых могилах, известны курганы и сопка. Третье городское кладбище находилось на правом берегу Волхова, в урочище Плакун и состояло из сопок и курганов с погребениями по скандинавскому обряду. С могильниками предположительно связывается святилище на горе «Висельник», господствующее над городским пространством.
Третья зона, условно - «сакральная». Главный ее объект маркирован топонимом «Велеща» (притяжательная форма от мужского имени собственного «Белее»). Святилище Велеса в низовьях Волхова соответствовало Перыни у истоков реки близ Новгорода. Оно также имело общеплеменное (если не надплеменное) значение. Сопки, курганы, поселения третьей зоны связаны с «сакральными путями», соединявшими культовые места с раннегородским поселением. Наряду с Велесом, предположительно реконструируются места поклонения Яриле-Купале (Малышева гора с монастырем Рождества Иоанна Предтечи в XIII в.) и, возможно, «Криве», а также иерархия трудноидентифицируемых божеств отдельных частей города: кварталов, улиц и т. п.
Деление Ладоги на две части - северную, ориентированную на сакральный центр, и южную - на княжеско-административный, отражает дихотомию племенной власти, княжеской и жреческой, характерную для племенной структуры словен новгородских. Преодоление этой дихотомии выразилось в строительстве (по летописи, при Рюрике, вероятнее всего ок. 864 г.) крепости, а особенно ярко проявилось в деятельности Вещего Олега, выполнявшего функции князя-жреца.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Краткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции
1985 год
могильник,
Лебедев,
Ладога,
1985