Плодотворный анализ сообщений саг, извлечение исторически достоверного и ценного из них, могут быть достигнуты лишь на базе синтеза этих сообщений и наших исторических знаний. В данном сообщении рассматриваются некоторые сведения о кореле в сагах, переведенных на русский язык, надежность которых как источников уже обсуждалась применительно к русским или иным названиям.
«Хеймскрингла». В «Саге об Олаве Святом» говорится, что на тинге в Упсале (согласно восстанавливаемой абсолютной хронологии описываемых событий - в 1019 г.) лагман Торгнюр произносит речь, в которой говорится о покорении Эйриком, сыном Эмунда ряда земель на Востоке, в том числе и Кирьялаланда. Это свидетельство саги подробно рассматривала Т. Н. Джаксон. Исследовательница показала, что речь может идти не более как о разовых сборах даней, которые действительно могли иметь место в IX-X вв. наряду с викингскими набегами и торговыми сделками. При этом Т. Н. Джаксон опирается на комплекс сведений западных и русских источников об эстах и куршах. Мы не располагаем подобными сведениями о кореле и можем привлечь лишь археологические материалы. Данные археологии позволяют говорить о посещениях скандинавами Северо-Западного Приладожья. Этническая принадлежность некоторых погребений конца I - начала II тыс. н.э. может быть определена как скандинавская. Говоря о норманнских древностях на территории корелы, необходимо учитывать, что река Вуокса до XVI в. представляла собой сквозную водную магистраль, шедшую через Карельский перешеек от Выборгского залива до современного Приозерска, Картографирование археологических памятников и ряд исторических данных свидетельствуют, что и в древнерусское и в новгородское время наряду с Невой для сообщения между Финским заливом и Ладожским озером использовался и путь по Вуоксе.
«Фагрскинна». Как сообщает этот свод саг, около 1016 г. ярл Свейн, сын Хакона Хладоярла, находясь в викингском походе на Востоке, осенью оказался в Кирьялаланде, откуда пошел в Гардарики «с боевым щитом». «Хеймскрингла» описывает тот же поход ярла Свейна, но не упоминает Кирьялаланд, ограничиваясь штампом «на востоке в Гардарики», призванным заполнить недостаток сведений о локализации действия. Проведенный Т. Н. Джаксон анализ сообщений исландских королевских саг о «восточном пути» показал, что под этим термином имелись в виду земли поморских славян и Восточная Прибалтика, в частности - и Кирьялаланд, так что некоторые известия об экспедициях по «восточному пути» могут подразумевать посещение Северо-западного Приладожья.
«Сага об Эгиле» говорит о столкновениях норвежцев, квенов, корелов и колбягов в Финнмаркев конце IX в. Это известие подробно разобрано Э. Антони доказавшим что в IX в. перенесены события, происходившие много позднее. Сходные конфликты из-за лопарской дани рисует «Сага о Хаконе, сыне Хакона», записанная исландцем Стурлой Тордарсоном по свежим следам событий в 1264-1265 гг. «Сага об Эгиле» была записана между 1200 и 1230 гг., следовательно, описываемые в ней столкновения не могли происходить позднее конца XII - начала XIII вв. и эта сага является древнейшим письменным указанием на проникновение корелы в Финнмарк. Начальные этапы этого проникновения документированы находками вещей XI в. северно-русского и карельского происхождения в лопарских жертвенных местах Северной Швеции и в кладах северных районов Финляндии (Куусамо) и Карелии (бывш. Кемский уезд).
«Сага о Хальвдане, сыне Эйстена» неоднократно упоминает Кирьялаботы (Финский залив). Время описываемых событий неопределенно. В одной из шведских рунических надписей XI в. Финский залив Балтики, возможно, назван Новгородским морем, так что название Кирьялаботн, вероятно, более позднее. Его фиксация в саге может быть связана с большой внешней активностью корелы в XII-XIII вв.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1986 год