КЛИН - ГОРОД ЧАЙКОВСКОГО (январь 2023)

Feb 05, 2023 23:25


В этом Новом году капризы зимней погоды испортили все праздники и планы на поездки куда-нибудь далЁко. Пришлось перестраиваться на ходу и использовать запасной вариант. Т.е. ехать тоже куда-нибудь, но поближе. Ближе всех из не окученных ещё Однодневным Путешественником городов оказался Клин. Город Чайковского.

Так то Клин город хоть и не большой (меньше 100 000), но глубоко исторический, настолько, что удивительно было узнать, что основан он не Юрием Долгоруким. Хотя первое упоминание под 1317 годом (почти через 200 лет после кончины «серийного основателя») как бы намекает...

В XIV веке Клин, входивший в состав Тверского княжества (главного конкурента Москвы в деле объединения Северо-Восточной Руси) и находившийся на самой границе с владениями Москвы, был превращен тверичами в сильную крепость и, даже, стал центром небольшого удельного Клинского княжества. Но победа в длительной и тяжелой борьбе осталась всё-таки за Москвой и город при Иване III (1482 год) отошел к Москве. Где начал быстро хиреть, т.к. потерял своё военное значение.

Но Клину повезло в начале XVIII века, при Петре I, когда он оказался прямо на столбовой дороге между Новой и Старой столицами. Ну и занялся тем, чем обычно занимаются такие селения - стал почтовой станцией (ямом). Уездным городом, как и многие другие нынешние подмосковные города, Клин стал уже при Екатерине II, в 1781 году. И хотя в 1851 через город прошла Николаевская железная дорога - первая большая «железка» России, это не сильно изменило его жизнь. Так что Клин всегда был тихим захолустьем, практически - большой деревней.

И тут вдруг такая «гигамегасуперстар», как один из величайших мировых композиторов (хотя этим не исчерпывается перечень его талантов), Петр Ильич Чайковский, уставший от блеска, суеты и шума столиц и многочисленных заграничных поездок, выбирает Клин для жительства. Ну как тут не загордишься?

Чайковский очень любил Клин. Ему здесь было хорошо и спокойно. Почти деревенский быт и близость природы, которую композитор просто обожал, возможность побыть в одиночестве, тишине и покое, совершать длительные пешие прогулки по живописным окрестностям, давал ему новые силы. Благодаря этому в Клину были написаны или завершены многие его великие произведения, жемчужины русской и мировой музыки. Спасибо Клин!

Так что Чайковский вполне заслуженно здесь везде. Сидит на лавочке с книжкой (пардон, партитурой) в парке возле своего дома…





Стоит, задумавшись о чём-то, на главной площади…



Или внимательно рассматривает прохожих со стены дома…



Но, на мой взгляд, абсолютно лучший «клинский» Чайковский - всё-таки первый, который у его клинского дома, сегодня работающего домом-музеем великого композитора и «Шамбалой» для всех любителей музыки.



Кстати, у Петра Ильича за всю его жизнь ни разу не было собственного дома. Только съемные и казённые квартиры, гостиницы и дачи. Вот и перебравшись в Клин в 1885 году и прожив в городе последние восемь лет своей жизни, Чайковский успел сменить три съемных дома. В последнем из них, арендованном вместе с небольшим парком у клинского мирового судьи Сахарова, Петр Ильич прожил всего-то полтора года.

Но именно он стараниями младшего брата композитора Модеста Ильича уже в 1894 году (всего через год после смерти самого Петра Ильича), был выкуплен у хозяев и превратился в дом-музей. Первый мемориальный музей в России, посвященный композитору, и всего третий в мире (такой памяти на тот момент удостоились только Моцарт в Зальцбурге и Бетховен в Бонне).

Чтобы не разрушить ауру места, для себя Модест Ильич, ставший первым директором музея, построил небольшую пристройку к дому, в которой и жил вместе с любимым племянником композитора - Владимиром Давыдовым, унаследовавшим все авторские права великого дяди. Владимир был сыном старшей сестры Петра Ильича, Александры, заменившей брату рано умершую и горячо любимую мать.



Пристроечка - это где окошки зарешеченные и небольшой шпиль на крыше. Именно через неё входят в музей. Первый директор до сих пор всё контролирует.

Создавая музей брата, Модест Ильич не рассчитывал, что он просуществует достаточно долго. Но, к счастью, ошибся. В 1916 году музей, после смерти своего основателя, по завещанию перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества. Через год грянула Революция и, хотя музей таки изрядно тряхнуло (говорят, в нём год прожил анархист Дорошенко, имевший неприятную привычку по утрам расстреливать из маузера портрет папы римского, висевший в комнате Модеста Ильича), но в целом он прошел горячие деньки почти без потерь.

Уже в 1918 музею Чайковского центральной властью была выдана охранная грамота, уберегшая его от несчастий. А наиболее ценные экспонаты, библиотека и архив Петра Ильича были укрыты в Московской консерватории еще осенью 1917 тогдашним директором музея Жегиным. Он же, кстати, и вернул всё обратно в 1924 году, когда снова был назначен директором уже государственного дома-музея П.И. Чайковского.

Интересно, что финансировалось его создание и развитие не только за казенный счет, но и путем передачи части отчислений, получаемых от исполнения произведений П.И.Чайковского и от постановок пьес М.И.Чайковского. Да-да, Модест Ильич в свое время был довольно известным в России драматургом, театральным критиком и переводчиком. Из самого известного - написал либретто для опер брата «Пиковая дама» и «Иоланта» и его первую биографию.

Второе рождения музея случилось во время Великой Отечественной войны. Клин был захвачен и три недели (с 23 ноября по 15 декабря 1941 года) был «под немцами». К счастью все основные экспонаты были к тому времени вывезены в Воткинск, на родину братьев Чайковских. Но не все… Сам дом прилично пострадал (в нем были устроены гараж и казарма для солдат), но уцелел.



Что оставили после себя в доме представители «культурной европейской нации» можно увидеть на фото с сайта geroigorodov.ru. Да ещё и «на память» с собой прихватили немало ценного.

Немедленно после освобождения города музей начали восстанавливать. Уже 1 марта 1942 года он был снова открыт, а к 6 мая 1945 года окончательно отреставрирован. А ведь казалось бы - до музея ли во время такой войны?!

Вернули и всё, вывезенное в Воткинск. В том числе и рояль знаменитой на весь мир питерской фирмы «Якоб Беккер» - подаренный фирмой Петру Ильичу в 1885 году (маркетинг и PR высшего класса, я считаю). На нем, по установившейся после войны традиции, дважды в год - 7 мая (день рождения Чайковского) и 6 ноября (Всемирный день его памяти) играют лучшие виртуозы страны и мира.



Фото с сайта kraeved1147.ru

А с 1958 года к ним добавились и победители конкурса Чайковского по классу фортепиано. Первым из них был до сих пор не забытый в нашей стране американец Harvey Lavan "Van" Cliburn младший (Ван Клиберн по-нашему).



Вот как в 1958 году девушки слушали классическую музыку! Почти как сейчас попсу. Только не танцуют при этом в партере, а внимательно и вдумчиво внимают. Фото с сайта classicalmusicnews.ru

В послевоенные годы размеры территории музея увеличили почти в два раза. Построили новый выставочно-концертный зал,…



В котором, как вы можете видеть, с удовольствием выступают лучшие артисты страны (и не только нашей)…

…разбили новый парк, главным украшением которому служит «Аллея музыкантов».



В общем, сегодня музей чувствует себя прекрасно и не обижен посетителями.

Чего не скажешь о его филиале - соседнем имении Демьяново, последним владельцем которого был Владимир Иванович Танеев, брат любимого ученика и друга Петра Ильича, композитора и директора Московской консерватории Сергея Ивановича Танеева.

Демьяново - большое старинное поместье (известно аж с 1624 года), раскинувшееся на живописном берегу Сестры, в 70-х годах XVIII века тогдашними его хозяевами было превращено в великолепный образец садово-паркового искусства. В нём было целых два парка - верхний в регулярном французском стиле и нижний, в более близком к природе английском. В бесполезном овраге устроили до сих пор существующие каскадные пруды с водопадами. Выстроили большой господский дом.

В этом гостеприимном доме, по дороге из одной столицы в другую, гостили многие знатные проезжие. А в 1785 году его даже удостоила своим вниманием Екатерина II, вместе с внуком Александром (будущим императором Александром I). После императрицы в имении побывали Державин, Загоскин, Вяземский и даже юный Саша Пушкин, в сопровождении дяди направлявшийся поступать в Царскосельский лицей.

При Владимире Ивановиче, известном адвокате и философе, не лишенном деловой сметки (как и положено адвокату) Демьяново пережило свой второй расцвет, превратившись на рубеже XIX-XX веков в один из центров интеллектуальной и культурной жизни. Имение, часть которого на лето сдавалась под дачи, пользовалось большой известностью и популярностью у русской интеллигенции того времени. Его с удовольствием посещал не только сам Чайковский. Здесь жили (и работали, как ни странно) биолог Тимирязев, физик Столетов, художник А.М. Васнецов, уникальная даже по меркам того времени музыкальная семья Гнесиных, поэт Андрей Белый, композитор Скрябин, профессура Московского и Петербургского университетов.

После революции, не смотря на «охранную грамоту», полученную В.И. Танеевым от самого Ленина, судьба Демьяново была печальна. От большого имения осталось немного. Большой барский дом - руина такого жалкого вида, что я даже не стал её фотографировать. Остальные здания тоже не в лучшем виде.

Но восстановление уже началось. И началось с домовой Успенской церкви (1746 год). Сегодня сама церковь и прилегающая к ней территория выглядит не в пример лучше остального имения.



Кстати, кладбище Успенской церкви - семейная усыпальница семей В.И. Танеева и П.И. Чайковского. Здесь похоронены младшие братья композитора Модест и Ипполит (моряк, генерал-майор, закончивший жизнь в статусе ученого секретаря дома-музея старшего брата), племянник Владимир Давыдов. Сам Петр Ильич тоже хотел упокоиться здесь, но судьба распорядилась иначе и могила великого композитора - в Санкт-Петербурге.

Успенскую церковь не только полностью восстановили, но и недавно (2016 г.) украсили чудесной ажурной часовней Царственных страстотерпцев, построенной над одноименной мозаичной иконой на небольшом искусственном острове на одном из демьяновских прудов.



А оставшийся от усадьбы парк с его 100-200 летними деревьями послужил прекрасной основой для отличного современного Сестрорецкого парка, занимающего оба берега реки. Парк мне настолько понравился, что я хочу рассказать о нем не спеша, «с чувством, толком и расстановкой», как говорится. И, поэтому, отложу рассказ на вторую часть. Потому что я уже явно не вписываюсь в один пост.

А сейчас продолжим тему клинских храмов, чтобы уже к ней не возвращаться.

Самый старый и, на мой взгляд, самый красивый из них - Храм Успения Пресвятой Богородицы в Клину (заложен в 1572 году). Это всё, что осталось от Успенского монастыря, когда-то стоявшего в тогдашнем центре города.



Говорят, здесь в 1672 году крестили Петра I, когда его мама, Наталья Нарышкина вместе с мужем Алексеем Михайловичем отправилась в окрестные леса на охоту и досрочно родила будущего императора. И даже, якобы, где-то в глубинах кремлевских архивов кто-то когда-то находил письмо самого Алексея Михайловича с подтверждением этой версии. Но это не точно. Есть ещё как минимум два места крещения Петра Алексеевича.



Особенно хороша небольшая звонница Успенской церкви. Не смотря на свой «старинный» вид она вполне молода - 1994 года постройки.

После закрытия Успенского монастыря при Екатерине II, храм многажды перестраивался, пока не обрел вот такой, совершенно не соответствующий исходному, вид.



Дореволюционных фото не сохранилось, вот только этот рисунок (изображение с сайта uspenskiy-chram-klin.ru)

Как ни странно, тяжелая судьба храма при Советской власти (частично разрушен в 1931 году и на тридцать лет превращен в склад соли, чуть не «сьевшей» стены изнутри) в конце-концов пошла ему на пользу. В 1962 году Клин и дом-музей Чайковского (по традиции, сложившейся ещё с первого конкурса 1958 года), вместе с жюри и лауреатами конкурса имени Чайковского посетила его почетная гостья - бельгийская королева Елизавета.



Королева, как не сложно догадаться, в центре, вся в белом, у того самого беккеровского рояля. А справа от неё на заднем плане не знаменитый ли наш министр культуры Фурцева Екатерина Алексеевна выглядывает? Импозантный мужчина слева, судя по всему - главный хранитель музея и ещё один племянник Петра Ильича, Юрий Львович Давыдов. Фото с сайта https://riamediabank.ru/

Королева пожертвовала приличную сумму на восстановление Успенского храма, который любил посещать Петр Ильич. Благодаря этому в 1962-1967 годах церковь была отреставрирована и восстановлена практически до состояния XVI века. Фактически «вытащена» на свет божий из под наслоений времени. Как говорится - не было бы счастья, да несчастье помогло. Стоял бы храм целенький и королевских денег бы не увидел. А окончательно Успенская церковь была «приведена в чувство» уже в 1996 году, после возвращения её в лоно РПЦ…

Хороша и модерновая (1907 год) бывшая тюремная Тихвинская церковь (Тихая, 7).



Здание тюрьмы тоже сохранилось - вот оно справа. Тоже беленькое такое. Только высокий кирпичный забор заменили на современную «сеточку»

Построена церковь в благодарность за избавление императора Николая II от смертельной опасности, каковая имело место за 18 лет до закладки церкви, во время его визита в Японию. Опасность была без шуток смертельной. На тесной улочке масенького городка Оцу, запруженной толпами любопытствующих горожан, на ехавшего на рикше наследника напал местный полицейский, за несколько секунд успевший нанести Николаю два сабельных удара строго по голове. Спасла будущего императора твердая шляпа-котелок и быстрота ног, а также недосамурайство недотепы полицейского (ну кто ж так рубит!) и вмешательство сопровождавшего его в поездке по Азии греческого принца Георгия, вооруженного только бамбуковой палкой. Но раны были всё-таки приличные и визит пришлось досрочно завершить.



Оглянемся ещё разок - уж больно хороша!

В самом центре города расположилась ещё одна красавица, но уже краснокирпичная - Скорбященская церковь (1860 г.). Кладбищенская церковь посвящена иконе Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" и никогда, даже в годы советской власти не закрывалась. Хотя и было несколько попыток это сделать.



Скорбященская церковь хороша не только снаружи, но, как оказалось, и внутри



Я, к сожалению, в неё так и не зашел, так что пользуюсь чужим фото. Спасибо за него коллеге по ЖЖ - vladimirdar.livejournal.com. Кстати, если заинтересуетесь городом - почитайте vladimirdar он знает о Клине удивительно много…

Построенный когда-то на окраине города, сегодня храм оказался в самом центре Клина. А на территории бывшего кладбища разместились жилые дома, клуб стекольного завода, рынок и много чего еще.

А также симпатичный сквер и большой воинский мемориал и Аллея памяти, посвященные не вернувшимся с войны клинчанам и воинам 30-й и 1-й Ударной армий, в декабре 1941 года освободившим город.



Вход на Аллею памяти



Памятник бойцам, погибшим при освобождении города

Главный храм Клина (как и «настоящий», исторический, центр города) находится в паре кварталов от Скорбященской церкви. Как и положено - на высоком берегу Сестры.



Нет, я не ошибся, уважаемые, не смотря на очевидную надпись «Дом культуры». Троицкий собор (1802-1836 гг. постройки) сильно пострадал во время войны и после неё был перестроен во Дворец Культуры. Сегодня в храме идут большие восстановительные работы. А то, что в итоге должно получиться становится понятней, если взглянуть на него с Советской (бывшей Соборной) площади…



…или на старое фото.



Троицкий и Воскресенский соборы - вид с Торговой площади (предположительно 1910-1915 год). Фото с сайта klin-troicksobor.cerkov.ru

Более возрастным Воскресенскому собору (1712 год) и колокольне, составляющим с Троицким собором единый комплекс, повезло больше. Сегодня они уже в полном порядке…



А бывшую Торговую площадь перед Троицким собором занимает сквер, украшенный не только уже ранее виденным вами памятником Чайковскому, но и памятным знаком «Клин». На «аверсе» («решке», если монетные аналогии вам ближе) которого представлены все исторические персонажи, связанные с судьбой Клина, а на «реверсе» (он же «орёл») содержится его краткая история. «Раму» для сквера составляют симпатичные сталинки и восстановленные Торговые ряды.



Торговые ряды - законная гордость Клина. Появились они после большого пожара 1885 года, уничтожившего 2/3 города и все деревянные торговые лавки. Тогда пожар тушили практически все горожане, выстроившись цепью от реки и передавая друг другу ведра с водой (кстати, вместе со всеми работал и Петр Ильич Чайковский, только-только переселившийся в город). Но спасти почти ничего не удалось.

Местные купцы решили построить что-то более надёжное. И всего через 2 года в центре города появилась вот такая краснокирпичная красота в модном тогда псевдорусском стиле, которой не могут похвастаться даже многие бывшие губернские города нашей страны.



А для большей надежности здания cоединили аркой с мозаичной иконой Николая Угодника, покровителя и защитника торговли.



Торговым рядам досталось во время войны, да и советская власть их не особо баловала вниманием, так что сегодняшнее их прекрасное состояние заслуга реконструкции и реставрации 2000-х годов. Хотя и не все удалось спасти…



Из всех исторических железных ворот, которыми лавки закрывались на ночь, остались только эти…

…но всё равно Торговые ряды выглядят прекрасно и уверенно работают по специальности, радуя и жителей и гостей.



А замыкает Соборную площадь неплохо сохранившееся здание первого клинского «бизнес-центра», построенное в том же стиле, что и Торговые ряды, но значительно позже (1904-1912 гг.). Первый этаж здания занимали городская управа, банк и женское приходское (начальное) училище, а весь второй - женская же гимназия.



На этом описание центра и первую часть рассказа о Городе Чайковского позвольте считать завершенными. Разрешите откланяться. В следующий раз встретимся в Сестрорецком парке!

клин, путешествиепороссии

Previous post Next post
Up