Metro Exodus, постап и немного хохлосрача

Feb 27, 2019 15:50



Я всё собираюсь с мыслями чтобы ебануть что-нибудь такое продуманное по какой-то из компьютерных игралок, как вариант ММО (да! докатился...), но всё что-то то сил нет, то вроде интересного и сказать нечего. А тут несколько знакомых параллельно высказались по-поводу Metro Exodus, чем сподвигли на минутные размышления.


Про ME как про игру особо по тарелке размазывать не вижу смысла. Техническая часть - нормальный такой "шутер от восточноевропейской студии", где ИИ тупой как три хуя вместе взятых, но это маскируется относительной нехваткой ресурсов (патронов, аптечек) и живучестью противников. Довольно симпатичная первая часть игры, где видно, что постарались и посидели, что-то сделали. Вторую часть просто целиком и до мелочей стянули с немецкой "Mad Max" - та же цветовая гамма "выжженая однотонная пустошь" на месте высохшего моря, где тут и там разбросаны ржавые корабли по которым копошатся полуголые рабы и рейдеры, больше похожие на "smokers" из Водного Мира.

От сценария и диалогов при этом выхватили все. Скажем так, если бы сценарий взялся в шутку писать "Лев Щаранский", максимально стилизуя его под свои манифесты о том, что свобода лучше несвободы наличием свободы и как именно русские орки будут в панике убегать от всемогущих американских рэмбо - даже это, наверное, не было бы настолько по идиотски и настолько смешно.
Я, когда играл, всё время было ощущение что вокруг меня летает такой маленький хохол в вышиванке, с пылающей жопой и непрерывно верещит от лютой ненависти.

Скажем так, если вы думаете, что я шучу, если скажу, что в игре есть сцена, где бесстрашный и несгибаемый американский морпех стоит с шестиствольным пулемётом и хуярит как Шварценеггер в известной сцене, выкашивая толпу русских орков в ушанках и кирзачах, которые бегут на него страшно воя, рыча по звериному и размахивая дубинами и топорами - то я не шучу.
И это не одна сцена, где типа "пошутковали", там вся игра такая, до деталей.

У кого-то из наших, знаю, слегка по этому поводу подгорело, я местами поржал, местами сплюнул от брезгливости, но в целом как-то так.

Я, на фоне этого дела, задумался о другом. О таком жанре как "постапокалипсис" в целом, поровну в видеоиграх и в литературе. И о том как разные люди для себя это видят.

Потому, что "постап" (именно как поджанр современной "фэнтези" чтоли, а не попытки мрачной реконструкции или моделирования "что будет когда все нахуй умрут, а кто не умрёт тот неизбежно деградирует") - это ведь не про то как "все умерли или умирают и всё пиздец". С подачи американцев, как родоначальников или, по крайней мере, популяризаторов жанра - это всё ближе к сказке о том "как мы заживём когда эта нудная утомительная бодяга кончится". Сказка эта иногда мрачная, иногда весёлая, но в целом любопытная.

И вот интересно, в американском постапе много внимания будет уделено достижению материального благосостояния и почти обязательно торговле. И куча всего будет на этом завязана, на каких-то "темках", "схемках", сделках, договорённостях вида "ты - мне, я - тебе". В видеоиграх почти обязательно должен присутствовать способ "решить проблему с помощью денег" или "свести конфликт к компромиссу и обмену услугами". Люди в целом в таком мире или дружно ищут "место под солнцем", или нашли его и много и тяжело работают и обороняются от бандитов и индейцев.
А герой такого постапа - это не "убийца", не "солдат", не "государственник" даже (хотя я бы от американцев ждал именно этого, но это как обычно, мы друг-другу приписываем свои собственные черты, а чужих не видим), а это путешественник, первооткрыватель, "герой нового фронтира", хитрый барыга, который знает все ходы-выходы и умело договаривается. При этом "кольт" у него в кобуре тоже не для красоты и берётся он за него без заминки и внутреннего противоречия, но - только когда припёрло. В этом смысле, если герой даже условный "шериф", то он не столько слуга закона, сколько "охотник за головами" или "решала". Он "решает вопросы" - стараясь не забывать при этом о себе любимом -, а не кладёт голову за справедливость и торжество закона.
В этом смысле книги Андрея Круза как раз ближе всего к американской модели. То есть антуражи да, наши берёзки или вообще какая-то условная фантастика "в параллельном мире", но сама логика событий, логика персонажа, то как он видит мир, как он поступает - это логика скорее "американца" (плюс-минус поправки на ветер).

Русские в своём постапе наоборот довольно быстро преодолевают стадию выяснения "а ты кто такой?", собираются вокруг самого вменяемого персонажа, находят склад с кирзачами и "калашниковыми", поднимают знамя подходящего цвета и начинают строить более справедливое общество, чем то, что было до этого. При этом не без удовольствия хуярят появившихся абреков, более мирным абрекам выдают под роспись грабли, вилы и лопаты и пристраивают к мирному созидательному труду, бьют редко и в основном за дело. Вместе с немцами пытаются строить мирный трактор, получается почему-то Т-34 с башней от "королевского тигра".
Герой такого постапа - это, конечно, тоже первооткрыватель, но при этом он неизбежно солдат империи. Даже если империи пока нет, всё равно есть внутреннее понимание, что "надо жарить, империя будет". Стрелять любит и умеет, обладает некоторой страстью к большим калибрам, но не как к фаллическим символам, а с трезвой мыслью, что с СГ-43 строить и оборонять империю намного лучше, чем с "винтовкой мосина", а с ДШК гораздо лучше чем с СГ-43. Страстью к шкурному накопительству особо не страдает, если есть французский коньяк во фляжке и немецкий шоколад в рюкзаке - хорошо, а нет ну и хрен с ним, переживём, не ради того всё это затевалось.
Практически химически чистый пример - книги Вадима Денисова, серия "Стратегия".

Европейского постапа знаю мало, по моим ощущениям они скорее склонны "играть в американцев", с поправками на ветер и с обязательным выяснением кто тут bydlo безрогое, а кто пусть незаконнорожденный (бывает), но сын самого маркиза Карабаса и верный слуга Его/Её Величества. Важными являются вопросы корпоративной/цеховой солидарности и чести.

Смотрю на небратский постап, как пример то самое Metro Exodus, но и тот же Ждалкер в этом смысле можно считать "постапом" на отдельно взятой территории. И что бросается в глаза первое - "критическое неуважение к любой власти"(с), кроме пана атамана. Единственная приемлемая форма организации общества - маленькая банда единомышленников в которой "центр принятия решений" вещь очень размытая. Вроде есть "пан атаман", но это пока он вроде бы всех устраивает. А если не устраивает, то можно послать его нахер и делать то, что ты лично хочешь. Пан атаман это прекрасно знает и поэтому постоянно болтается как говно в проруби, пытаясь как-то "наощупь" выбрать ту стратегию, которая позволит в первую очередь сохранить своё положение.

Ни с кем эти ребята не пытаются договориться, предложить какие-то компромиссные решения или там вступить во взаимовыгодное сотрудничество. Да хрен с ним "договориться" они, попадая в абсолютно для них новый мир, вообще не делают попыток что-то как-то понять, разобраться, уяснить для себя что тут к чему и почему оно именно так. Всё, что они видят, они для себя маркируют в первую секунду и дальше уже ведут себя так, будто что-то знают и понимают до конца (при этом объективно не понимая толком нихуя). Увидели какую-то религиозную общину, занятую в основном крестьянским трудом, рыбной ловлей и охотой. Персонажам сразу всё ясно - "о, ёбаные мракобесы, христанутые, безмозглые сектанты, верят в какое-то чучело, гыгы!". Единственное, что гипотетически могут сделать персонажи - это "не убивать всех поголовно", получив за это "плюс в карму".

Хотя сама по себе исходная ситуация - есть некая сельская община, занятая мирным трудом и имеющая в активе несколько ржавых берданок, вокруг этой общины бегают злобные "рейдеры", похищают селян, отжимают ништяки и вообще всячески гадят. И тут появляется банда бодрых хлопцев с автоматами, гранатомётами и прочей зброей, но у которых при этом нечего жрать. Что хлопцы могут сделать чтобы поправить своё положение? Правильно, частично шугануть бандитов чтобы те не мешали конкретно банде, потом, под угрозой оружия отжать у торгашей, которые приехали торговать с селянами, баркас, на нём скрытно проникнуть в самое логово мракобесов и дальше, под угрозой оружия заставить их отдать ништяки и сделать всё, что нужно хлопцам, после чего уехать помахав ручкой. Варианта "попытаться не вести себя как ёбаные мудаки" - не предусмотрено изначально.

При этом персонажи ведут возвышенные диалоги в стиле
- ах, какие они здесь вообще все уёбки и деграданты

- да вообще люди ли это? вот смотрю на них и думаю, что мы-то получше будем!

- а то! и как вообще люди могли до такого дойти, не понимаю. вот мы в метро крыс жрали, а остались настоящими людьми! у нас есть свинья, трактор и гранатомёт!

Что вообще делают персонажи, куда они идут? Они ищут место где ещё не насрано и где им лично будет суперзаебись.
При этом они не пытаются найти это место с целью, например, потом эвакуировать туда же своих же товарищей, медленно дохнущих в метро под радиоактивными развалинами и построить, например, то самое Правильное Общество (если все вокруг "неправильные"). Нет. Они прямо говорят мол "Идея, конечно, очень гуманная, но как мы их будем вытаскивать, да они ещё, наверное, не поверят, и мы охуеем столько человек кормить." Притом, что все эти вопросы очевидно решаемы. Но нет. Для себя - да, можно постараться. Все остальные - да нехай хоть сдохнут, нам-то что? Была охота на своём горбу тащить в рай каких-то левых перцев!

К окружающим относятся заведомо враждебно, особенно враждебно к любой организованной группе людей. С позиции "мы-то здесь свободные и Продвинутые, а они там, очевидно, рабы поэтому и говорить нам, Продвинутым, с ними не о чем!".
Как уже сказал, ноль попыток с кем-то договориться на уровне "сообществ". Одиночку, если это смазливая бабёнка, необходимый технический специалист или "полезный чурка" - да, можно взять до кучи, если они согласны въёбывать на подчинённых ролях. Всё остальное - нет.

Проявление сострадания к очевидно угнетаемым персонажам в основном на уровне "ну, так и быть, не страну на тебя патрон тратить.. забью прикладом!". Никто не пытается этот мир сделать лучше (пускай в своём понимании). Окружающий мир как они считают населён уёбками - отлично, значит уёбков можно и нужно ебать и грабить. Единственный дискуссионный вопрос нужно ли их после всего ещё и убивать или нехай живут уж.

В этом смысле забавно, что во второй части игры главный герой проявляет благородство как он его понимает - освобождает рабов. При этом прямо заявлено, что рабам глобально деваться некуда, они находятся в пустыне, единственный источник пресной воды держит под контролем банда местного центрового пацана, а рабов даже особо не охраняют - потому, что деваться им всё равно некуда, охранники только следят, чтобы рабы друг-друга не перехуярили и работали, а не в теньке валялись. И главгерой убивает охрану, "отпуская рабов на волю". При этом вообще не заморачиваясь куда они пойдут, далеко ли дойдут и что с ними сделают когда узнают о том что произошло. Он их освободил, он молодец, проявил почти неуместное благородство, остальное проблемы тупых чурок.

Понятно персонажи ничего руками не делают и делать не собираются. Руками работают в банде только подчинённые персонажи, центровые пацаны либо "чистят зброю", либо звенят стаканами. Всё необходимое либо по ходу пьесы отнимают у тех кто слабее, либо "находят на заброшенном советском заводе".

И это не я придумал. Это главные герои истории, причём герои "хорошие". И вот они именно так думают, так видят мир вокруг себя, так поступают.
И, наверное, недоумевают - а чо не так-то?

То есть получается центральная идея этого воображариума - найти место где ещё не насрано, успеть его застолбить для себя лично и после этого будет полная дольче вита. При этом круто быть центровым пацаном в мире тупорылых примитивных чурок, которых можно и нужно бить палкой по голове. А всё необходимое или отнимается силой у тех самых чурок или, если хорошенько пошукать, можно найти на старом заводе или не до конца разграбленном складе. Автомат и рюкзак патронов - это круто! Чурки, объединившиеся в сообщества бывают опасны когда их много, но они пожизни рабы и всегда проигрывают настоящим вольным хлопцам.

Мило, мило. Не то чтобы очень, но мило.

игровое, глазами большого флегматичного котэ, мыслишки

Previous post Next post
Up