Копирайтное

Nov 16, 2013 17:06

Это был у нас тут в общем-то бытовой разговор с тов. Дарготом (http://dargot.livejournal.com/229973.html#comments). Разговор на тему взаимоотношений, которые сейчас складываются между людьми, когда идёт делёжка т.н "интеллектуальной собственности" - какие они и почему такие? И навёл меня этот разговор на мысль, что я никогда толком про этот вопрос ("охотник и заяц, писатель и пират, кто прав, кто неправ") и не думал. Даже не могу вот так однозначно ответить на настороженный вопрос "а на чьей ты стороне и почему?".
Для меня вообще все эти копирайтные истерики в интернетах, оно что-то вроде грязной, вонючей, семейной свары. "А ты! - А ты!" - на два прокуренных голоса с визгливым и публичным выворачиваем нижнего белья (больше половины из которого сочиняется на ходу и искренне в это верят тут же). Так что хочется поморщиться и быстрее пройти мимо, если уж нет права и возможности рявкнуть, заставить замолчать.

Вообще, если бы меня спросили: "Саныч, а тебе что в этой истории больше всего не нравится? То, что какие-то мутные хмыри распространяют бесплатно чужие тексты, обваливая тиражи и срезая гипотетические выплаты ударникам от клавиатуры? Или то, что другие мутные хмыри норовят сторговать очередную порнушку про вампиров по нездоровым ценам и при этом стараются реальную конкуренцию заменить мнимой, где у читателя будет выбор только между Васей П. и Писей В.?". Я бы ответил, что это две половинки одной жопы, единые и плохо делимые, чтобы говорить мол если одну убрать, то другая сразу переродится и станет прекрасна.

Нет, меня в этой ситуации угнетает и раздражает то, что люди дружно оправдывают собственную подлость - подлыми или там некрасивыми поступками других людей. Причём даже и не в отношении друг-дружки, а вообще каким-то причудливым вывертом сознания в стиле "Вон у меня сосед Петрович бухает, дома не появляется, а когда появляется, то все плачут. Ну так я и обманываю, ворую у своих подчинённых и не потому, что я говно и мелкий крадунок, а просто другого они не заслуживают!".

Одни пишут хуем потому, что "в этойстране всё равно всё скачают на халяву, если смогут скачать". Другие качают потому, что "за то, что писано хуем - платить западло!", но не западло тратить время на поиск, сканирование, выкладывание, а главное прочтение того же хуяненко. И всё это подписываясь под гипотетические риски попасть в непонятное за свои действия.

Какая сторона должна победить из перечисленных? Да никакая не может и не сможет там победить потому, что это одинаковые люди:

И по сущности равные шельмы
и по глупости полностью схожи
те, кто хочет купить подешевле,
те, кто хочет продать подороже.
И. Губерман

Какой образ действий я при этом считаю правильным? Тот, при котором человек борется не с "цоперайтом" или "пираццтвом" (причём борется ещё посредством грязных свар), а с душевной педерастией. В первую очередь - собственной.

Как писателю способ существования видится один: писать. Не опускаясь до уровня истеричных свар в стиле дурной гормональной бабы. Писать, зная, что денег на этом деле не поднять.
Или уходить в другую профессию. В рамках того же "составления букв в слова" - журналисты, сценаристы, редакторы, кописрайтеры, там платят деньги. Только это уже не называется "писатель" - это в лучшем случае "литератор". Но зато деньги есть - всё по-моему честно, "или крестик, или трусы".

"Пиратам" - да оставить в покое тех, кто мечтает и требует, чтобы их в покое оставили и не распространяли их книшшки. Хочет писатель хуяненко издаваться на бумаге и требовать по миллиону за каждую копию - кто ж ему запретит? И, главное, зачем запрещать? Хай бегает по переходам с баулом книг и пристаёт к прохожим "дай миллион! дай миллион! ну что тебе, жалко чтоли? ну дай миллион!". Его право. А если кому-то так нестерпимо жжётся почитать именно свежего хуяненко - так компресс из пяти - десяти сотенных ассигнаций не такая страшная цена за утоление того зуда. И все участники процесса - "солидные, состоявшиеся, способные платить мужчины"(tm) довольны друг-другом.

А на общественных началах выискивать, сканировать, чистить, распознавать, хранить, гонять по форматам и пр. имеет смысл с морем разливанным той же самой художки, свободное распространение которой не ущемляет ничьих "прав и обязанностей". Это и т.н "общественное достояние", и произведения авторов вроде коллектива "Самиздата" (который прекрасен как явление, но имеет ряд своих недостатков) и произведения на которые сравнительно легко получить официальное разрешение на некоммерческое распространение.

Лично был свидетелем как разумные люди не поленились, разжившись подшивкой некоего журнала списаться с редакцией и спросить "Вы там в таких-то годах публиковали серию рассказиков из зарубежной фантастики, как смотрите если мы их оцифруем и выложим в свободный доступ?" - ответ был "Нормально смотрим, только если укажете откуда это взято - журнал такой-то, номер такой-то от такого-то числа". А оно уже просто никому не нужно, денег заработать реально примерно как на продаже гамбургера, который кто-то уже один раз сьел. Зато кто-то возьмёт "на халяву" почитать, узнает, что есть такой отличный журнал - далее понятно.)
Да, денег на этом тоже не поднимешь - это не свежего хуяненко впаривать, обвешавшись рекламными блоками за три копейки пучок, но вроде "блаародные пираты" не цели заработков себе ставят?) Был бы помоложе, не таким уставшим от постоянного общения с разновсяческим народом (я отдыхаю в одиночестве) - сам бы, наверное, такой балалайкой занялся.

Вот как-то так. Если у кого-то есть точка зрения отличная от моей - был бы безмерно рад слышать. В идеале и тех, кто с продажи товара сам жил и правила эти знает, что там срабатывает, а что нет. И тех, кто сам тот продукт производил) И просто тех, кто "а я бы хотел вот так и вот почему...".

глазами большого флегматичного котэ, книги

Previous post Next post
Up