Учеба в местной магистратуре очень отличается от учебы в родном ВУЗе. За месяц поднакопилось впечатлений - делюсь:
1. Свободный график. Чтобы получить диплом магистра, мне нужно набрать определенное количество баллов. В моем случае это 60. Каждый курс или семинар дает определенное количество баллов - обычно от пяти до десяти.
Я могу набрать себе курсов, чтобы закончить весь процесс за год, а могу и растянуть удовольствие на три-четыре. В этом семестре я делаю так называемый ratrappage (добираю баллы), поэтому взяла только два семинара, которые идут в один день - "Британская пост-колониальная литература" и "Современная американская поэзия". Чтобы получить необходимые баллы достаточно просто посещать семинары, написать за весь семестр четыре эссе и сделать одну презентацию по заданной теме. Излишне говорить, что такая учеба просто в кайф. Пришел, пообщался с умными людьми, высказал свое ценное "я так думаю" и, довольный собой и окружающими, отправился домой.
2. Объемы в моем случае небольшие - я должна читать чуть больше ста страниц в неделю.
3. Вся ответственность за занятия лежит на студенте. Никто не бегает за тобой и не подтирает. Я долго ждала письмо из университета, где мне бы сказали куда и когда приходить и когда начинаются занятия (как это было в случае с институтом французского), но ничего так и не пришло. Надо было поехать самой в секретариат, там все разузнать, оформить "подписку" на курсы, потом продраться сквозь двадцать онлайн систем, чтобы внести все свои данные и только после этого ты считаешься официально зарегистрированным студентом на этом конкретном семинаре.
4. Преподавательский состав очень сильно отличается от того, что я видела в институте французского языка и литературы. Я не знаю, что именно накладывает отпечаток - то ли профильный предмет, то ли то, что там студенты только иностранцы, а тут местные, но это небо и земля. Оба семинара у меня ведет профессор, окончивший в свое время Джорджтаун и Дэвис, а потом долгое время работавший деканом в Беркли.
Вначале было жутко. Слишком живы воспоминания о прямых репликах, адресованых моим бывшим соученикам, в стиле "ничем кроме вашей тупости я это объяснить не могу". Если это позволял себе рядовой преподаватель французского, то что же выдаст именитый профессор на обсуждении Оруэлла, к примеру? Но нет. Даже на самую несусветную чушь он одобрительно кивает и говорит - "Вы так считаете? Очень интересно, необычная точка зрения, что об этом думают другие, согласны вы или нет?"
5. Справедливости ради - чуши крайне мало. Как правило, она всплывает только на обсуждении современной поэзии, которая сама по себе местами... хм... Не будем. Очень приятное впечатление производят студенты. У нас смешанные группы: сидят и бакалавры, и магистры. Бакалавры, в большинстве своем, молоды и наивны, но искренне увлечены тем, что изучают (некоторые даже пишут поэтические дневники и участвуют в читке поэзии). Но те, кто доползают до магистратуры, просто поражают подкованностью по очень многим вопросам и общим уровнем интеллекта. Например, вчера мы читали поэзию Теодора Ретке, и пока я пыталась найти глубинный смысл в том, что на первый взгляд, никакого смысла не имело, сидящий рядом со мной паренек с ходу разглядел в мутных строфах прямые отсылки к Уитману и Шексиру, с соответствующим указанием произведений. До этого при обсуждении "1984" второй парень ловко оперировал понятиями Карибского кризиса, почему при Никсоне было плохо быть коммунистом и что Фрейд думал о нарциссах. В принципе, это неудивительно, если учитывать, что только около 10% швейцарцев поступает в университет после школы, и из этих 10% значительная часть отсеивается уже после первого курса. Остаются только те, кто действительно соображает и увлечен. Ну и страна в последнее время вкладывает огромные средства в высшее образование, потому что кадров очень не хватает. Не скупясь, покупают профессоров из лучших школ мира, есть программы обмена с Оксфордом и другими крутыми универами, а сейчас вот кантон предлагает молодым людям отправиться на год в Японию, все расходы берет на себя.
Так что впечатления от учебы пока крайне благоприятные. Такой график дает возможность и работать, и заниматься семьей и действительно получать удовольствие от учебы. Посмотрим, что будет дальше.