Баргузинская долина, Янжима и Умхей

Mar 26, 2021 18:43

Продолжение. Ранее было Иволгинский дацан и ламаизм Бурятии

13 сентября - выехали на север, в Баргузине были только к 18 вечера. Чтобы попасть в Баргузинскую котловину (долины р. Баргузин), нужно перескакать хребты - дорога длинная. По пути достопримечательности: скала черепаха - обычный останец с деревцем наверху, обросший байками; песок и сосняки по берегу; небольшой скалистый участок - вроде перевала; пляж узкой песчаной полосой. Высота в Баргузинской долине около 500 метров, поэтому она встретила тепло - вчера был первый иней. Деревья ещё зеленые.

Баргузинская котловина. Западная дорога (вдоль Баргузинского хребта)

От Баргузина уже не уехали. Простояли час, скоро уж и ночевать. Тут откуда ни возьмись автобус с дорожными рабочими, то ли пересменок у них, то ли конец дня. Дорожники это тепло + ужин, завтрак + баня. Подошли, поговорили. Говорят: подождите. Мы подождали, поголосовали ещё. Тут и сумерки, приехал начальник: «У меня мест нет!». А у рабочих неожиданно нашлись. Спали в комфорте.

Долина реки Баргузин уникальна своими ландшафтами. Это степь и горы на заднем плане - особенно красиво осенью. Синяя река вьётся по долине, а ближе к горам степь уступает место лесу.

Дороги протянуты по обеим сторонам долины, то есть - реки Баргузин. Если вы поедете по той, что ближе к Байкалу, то Баргузинский хребет потеряется среди лесов - однако, здесь все достопримечательности и игра света по вершинам и скалам. Если же выберите более дикий, длинный - восточный путь, то в ясную погоду увидите панораму Баргузинского хребета через степь.

Мы в целях экономии времени, - 26 мне нужно уже было вернуться, - и просто по наитию, ехали по западной дороге. Южная половина Баргузинской котловины,  до Курумкана, это то заболоченные участки, то степь. Горные хребты поджимают долину с обоих сторон, самый красочный конечно западный - Баргузинский хребет. Он серебристо-серый, до стального, с прожилками фиолетового, обрывистый. Островерхий и заоблачный. У подножий хребтов лес, но уже не такой роскошный сосновый, который был там, ближе к Улан-Удэ. А мелкий и частый. Берег реки Баргузин отдельно своеобразен: это лесисто-степной ланшафт, на котором встречаются участки песков, протяжённостью иногда в сотни метров. Есть даже барханы. Севернее берега реки Баргузин это песчаные холмы. Где-то там, в пучках травы и горках прячутся манулы!

Баргузинский залив

Достопримечательности в долине самые разнообразные. Это и ковыль, и минеральные озёра, и лёд. Здесь есть посёлок Турка, который провалился под землю. Посёлок Суво, вписанный в скальные ландшафты. Именно здесь, в Баргузинской долине зарождаются ветра, которых на Байкале несколько наименований: баргузин, култук и сарман - самый опасный. С п-ва Святой Нос отличный вид на южную часть Байкала и Баргузинский залив - но лучше всего идти пешком на Байкал через Баргузинский хребет.

В последние года климатические явления убили лес на многих участках южной и средней частях Баргузинской долины. Это пожары и даже засухи. Последние иссушили почвы и умертвили березняки, сосняки даже не штучно, а площадями. То же коснулось и п-ва Святой Нос  - его превратил в погорелище крупный пожар.

Сосны, погибшие от засухи в 2015 году

Долина реки Алла считается самой живописной из-за ущелий. Я планировал подняться по ней на перевал Дуван, перевалить Баргузинский хребет и выйти на озеро Байкал. Но увы - уже не хватает запаса времени. Погода позволяет: в прошлом году в это время на Баргузинском хребте уже лежал снег, а в этом запоздание чуть ли не на месяц. Но мы всё равно не успеваем уже по срокам - у меня билет в США, а впереди ещё не известно, что будет на 110-ой дороге, то есть - сколько мы будем добираться до БАМа. Если пешком, это считай неделя. И нога... А хочется краем глаза ещё успеть и на Кодар заглянуть. Так что, никакого покоя в этих путешествиях. Вечно планы, решение текущих задач, ведение фото и текстовых дневников.

14 сентября мы поехали дальше на север, и здесь началась самая красота - открылся Баргузинский хребет. Северная часть Баргузинской долины, постепенно сужающейся - упирающейся в горы, располагается уже выше. Поэтому чем дальше на север, тем меньше пойменных болот и больше лесных озёр, которые в осенний период окружены хороводом из цветных осин, берёз, лиственниц.

От Баргузина мы конечно же заехали посмотреть святилище богини Янжимы возле села Ярикто. Янжима - местное имя индийской богини Сарасвати, которой здешняя молва приписывает реального персонажа этих мест. Считается, что Янжима покровительница семейного счастья и особенно деторождения, провоцирует беременность. Так что, решил родить - мигом сюда!

Дорога к святилищу - вид на хребет. Измененный паломниками лесной ландшафт.

Само святилище это большой камень в лесу, расположенный на лесистом подступе к Баргузинскому хребту, в километре от трассы, среди курумника. Сквозь деревья проглядывает Баргузинская степь.

Подле камня была найдена буддийская реликвия, оставленная здесь монахами ещё прежде разрушения дацана в 1930 г. На плоской стороне камня и в самом деле можно различить лик. Однако, именно находка реликвии в 2005 году сделало это место священным.

Вот, ищите!

Лес вокруг камня густо увешан разноцветными лентами, горы мелочи и женских украшений - которые яко бы так любит Янжима...  На самом деле, в лесу буквально горы мусора. С моей точки зрения, ничего духовного и близко нет в завешивании стволов деревьев лентами: насекомые и их личинки лишаются привычной среды обитания. А лик на камне при желании можно различить много где.

Святилище - экологическая катастрофа

Подле тропы, у дороги на фоне гор, красуется восстановленный, открытый 15 февраля 1991, Баргузинский дацан.

Хорошо смотрится!

Далее дорогой на север попадаешь к реке Улюгна. Перед бродом налево в Улюнхан (это посёлок и тупик), направо Умхей (только курорт) и далее по 110-ой дороге на БАМ. Нам направо.

Баргузинская котловина после Алла. Мост через Баргузин, на том берегу песчаные холмы, покрытые соснами

После брода до Умхея остаётся ещё 20 км. Дорога превращается в грунтовую. Здесь за Улюнханом лес уже настоящий, деревья высокие - как в Центральной части России. Общее расстояние от Улан-Удэ около 550 км, добираться два полных дня.

Умхейские термальные источники оказались лучшие в моей жизни. Ну после Итурупа конечно! Рядом с Улюнханом источники тоже есть (Кучигерские термальные), но туда мы не заехали.

Чем приятны Умхейские источники? 1. Это тёплая ванная с горячим песком, куда можно закапываться. 2. Собственно горячий источник, в котором и 5 минут не высидишь. 3. Ледяная река в двух шагах. Плюс скалы. Мошка и комары в довесок (даже в помещениях).

Объявления в Баргузинской котловине тоже попадаются уникальные:

Однако, горячий источник своеобразный. Согревает он быстро - за пять минут. В нём содержатся фториды, и ощущения необычные. Буквально начинаешь чувствовать кости. Залезаешь, и начинается словно разваривание конечностей. Как будто находишься в кастрюле на бульон. Кожа покрывается слишью (видимо, щёлочь). Вылезаешь - в глазах темнеет, в голове звенит. Общая слабость до предобморочного состояния. В реку ни в коем случае нельзя ходить, ибо ледяная вода может скрутить колени так, что не разогнёшься и до костылей.

Улюгна

Улюнхан. Вид на Баргузинский хребет с реки Улюгна.

Для моей больной ноги добраться до источника это было здорово. Однако, на броде через Улюгну мы оказались под вечер, и проехать ещё 20 км нам просто повезло. Сначала УРАЛ прошёл в обратную сторону, а потом вдруг вернулся - водитель решил заехать на источник. Видимо, чтобы мы не шли пешком эти 20 км. И чтобы нашлась вписка в Северобайкальске - я, как говорится, подсуетился на ходу.

На Умхее нас расположили под крышей, бесплатно, в отапливаемом помещении. Было это приблизительно так.

- Как это бесплатно? У нас всё занято.

- Мы на полу спим.

- Одеял лишних нет!

- У нас спальники.

В итоге нашлось не только большое тёплое помещение, но и кровать с матрасом в углу. А также хлеб, картошка, супом покормили... помидорки с огорода, варенье, печенье.

Люди здесь светлые, добрые. Из природных материалов они ваяют причудливые жизненные композиции, сюжеты которых нас привели в большое воодушевление. Несмотря на в целом серьёзное отношение к жизни, я очень люблю такие вот пасторальные её моменты, которые порой наполнены жизненным смыслом больше, чем технологии.

Изготовитель этих композиций Ольга Николаевна и её сын Артур. Живут в красивом, чистом месте, и творят!