Продолжение. Ранее
Рынок ведьм в Ла-Пасе и знахари аймара 9 апреля, Потоси. Все отлично, проспал и приехал в Потоси в 7 утра. Сразу купил билет на вечер в Сукре на 18-00, что обеспечило мне сохранение багажа. Попил кофе через кипятильник (ох, как же он тут меня уже выручил! Не зря столько таскал с Буэнос-Айрес). И отправился в центр города.
Атмосфера Потоси
Автобус привез меня на дальнюю автостанцию, где и билет в Сукре стоит не 9$, как в центре, а 3$. На маршрутке за 1.5 боливиана я добрался в центр, доехал до самой высокой точки и стал спускаться по городу.
Вид на Потоси с высоты собора Сан-Франциско. Во времена Конкисты собор разделял город на две половины: испанскую и индейскую.
Потоси отличный! Неплохо сохранился и приличнее Ла-Паса будет. Центр на широкой возвышенности, главный фон - это гора Потоси в виде вулкана (серебряные рудники Cerro Rico). Колониальная застройка хорошо проглядывает. Вокруг города горная пустыня, зелени почти и не видно.
Вот они, колоритные улочки Потоси!
Первое это конечно особнячки. Улицы и по сей день как приспособлены под гужевой транспорт. Совсем не для машин. Далее - центральная площадь 10 Ноября, где возвышается колоннада в лучших традициях Византии. Здесь же и центральный собор, куда я не успел.
Кроме этого, много других интересных соборов в городе. Но по порядку.
Первый iglesia de Santa Domingo - колониальная площадь, внутрь не попал. Потом был iglesia de San Lorenzo de Carangas, здесь глубокой резки каменный фасад со всевозможными языческого характера фигурами. В том числе и обнаженными. Внутри деревянные решетчатые двери 5 м высоты.
iglesia de San Lorenzo de Carangas
Обратите внимание на цифры: это же не 1128, а I.128, то есть 128 лет со дня распятия Иисусв Христа. Ну как и говорится у А. Т. Фоменко и В. Г. Носовского
Фигурки iglesia de San Lorenzo de Carangas очень напоминают по стилю мотивы Дмитровского собора во Владимере и других ему подобных
Глубина резьбы iglesia de San Lorenzo de Carangas
Второй - собор и музей Santa Teresa, приятного кремового цвета. Провода и современность сильно скрыли его красоту, но что-то разглядеть ещё можно. У собора резной фасад. Здесь с меня попытались содрать 5$. Меня что-то возмутило, что на стенде вывешен как издевательство список из 10 строк всяких льготников, и только иностранец платит больше всех. Короче, поругался с теткой, но успел сделать несколько фотографий, в том числе и некой родословной Христа. Есть и другие картины 17 века в галереях. Но не увидел. Родословной посвящена целая комната!
Четвертый - torre de la Compania. Здесь хороший вид на центральную площадь и город.
Гора Потоси - это символ Голгофы
Пятым был iglesia la Mersed. В нем составной потолок из кедра. Такие в индийских храмах - из камня. Ещё здесь крипта на этаж ниже. Как выяснилось после, стандартная форма для старых монастырей Южной Америки.
Шестой был собор Сан-Франциско. Поначалу мимо прошел, музей был закрыт. Но потом, вычитав у Георгия Красникова в их книге «Южная Америка» о полотнах 17 века, все же вернулся - и это оказалось самым интересным. Этот собор некогда делил город на две половины: индейскую и испанскую. По галереям выставлены работы художников времён францисканцев.
Чудом сохранившиеся, многометровые полотна с изображениями основных событий из жизни францисканцев и жизни Христа. Под храмом скрыты крипты с останками, черепа в ящиках. Что поразило, так это продолговатость черепов. Экскурсовод пояснил, что это была традиция повязывать тугую ленту младенцу на лоб.
Крипта. Черепа монахов имеют измененную форму
И что, все? А почему черепа именно эти и здесь? Что, специально сносили такие черепа в крипту? Или это были все же монахи? Но тогда что, им изначально перевязывали лентами головы? Уже готовили в монахи? Также интересна и архитектура собора. Я думал, известняк... нет же, гранит! Основание галереи, стены и арки - все из него!!! Оказывается, собор воздвигнут из гранита, который доставляли более чем за 600 км. При этом машины чеканки серебра в музее неподалеку сохранились, а способы обработки и транспортировки тысяч тонн породы нет. Одни 10 метровые своды этого собора чего стоят. Ну и вид с крыш собора, конечно. Самый шикарный вид на город.
На десерт - монетный дом Боливии. Это именно здесь сохранились технологии обработки серебряной руды и чеканки серебра. Вход что-то совсем заоблачный, попросил прохожую купить билет, прокатило. Много уникальных серебряных реликвий и полотен на христианские темы, я бы сказал икон. Поэтому камеры наблюдения везде, посещение только с группой, и охранники курсируют, передавая друг другу по рации, куда какая группа идет. Однако, не везде успел. За кадром остался один зал с полотнами. Ещё пара залов. Кстати, нигде не рассказано, как возводились соборы.
Старинная символика Потоси
Карта старого Потоси, писаная маслом, висит в одном из музеев Сукре. Интересно, что главное на этой карте, бросающееся в глаза, это гора позади города, нависающая над ним. Аааа, понял. Такая же гора и в Ла-Пасе… Символ проглядывается и на штандартах Боливии. Однозначно, что имелась в виду Голгофа, а идея добывать серебро, ради которой и был основан Потоси, пришла позже новым завоевателям - конкистодорам. Которые и отделили собором Сан-Франциско «индейцев от европейцев». С которыми, естественно, и боролись позже борцы за независимость.
Правда, конкистодоры, мне думается, это изменившееся слово «крестоносцы». Которые пришли сюда ранее бумажных конкистодоров. А позднее завоевание европейцами не более чем планомерное уничтожение культуры предыдущих веков. Чему и находит обьяснение повсеместная «борьба за независимость». От Индии до Южной Америки.
Проглядывает что-то индийское или от моголов.
Но более всего мне запомнилась колокольня из розового камня рядом с собором Сан-Франциско. Здесь сохранился удивительнейший момент - напоминание о культе Солнца, ради поклонения которому,
как я уже писал в своих постах, и основались когда-то христианские храмы. Солнце в центре колокольни показано не только как сам объект, но и как атмосфера тепла, источаемая им.
Солнце вынесено как отдельный сакральный объект. При чем подчеркнуты его свойства.
Другой момент это башня - колодец для сбора и хранения воды. Подобные сооружения мы видим в Иране.
В целом, это всё. На рудники я не сподвигся, по описаниям смотреть особенно нечего.
Еще раз вид на центр
День так и пробегал с 9 до 18. Еле успел на автобус в Сукре. Ехать до него 3.5 часа. Отлично, думаю, сейчас пойду на автостанцию и там засну. Да как же! Приехал! Автостанция закрыта оказалась, пришлось топать в хостел.
Где-то здесь затерялась Cordillera Real, высокогорье, озера, снежники и самобытное население аймара. Требуется больше времени на всё это...
Далее
Колониальный Сукре: центр