Продолжение. Ранее было
о военных форпостах мыса Святой Нос Я думаю, на этом моменте можно завершить первую часть путешествия
Вокруг Кольского п-ва и начать вторую - мыс Святой Нос - река Поной
Карта района путешествия
2 сен
Ночью ветер грохотал железом, словно злой дух, возвещающий о кончине мира. Ангар заледенел. Просыпаемся в 5 утра. Ветер изменил направление и теперь задувает внутрь - спать невозможно. Разводим костер между нами и выходом, снова засыпаем. Да, понял я. Борьба с холодом изматывает больше, чем физические нагрузки.
Место ночевки
Вышли только к обеду: ветер продолжает стенать, бьет зарядами дождя. На пути еще ангары, подставки для ракет... Кошмар, сколько всего на каждом шагу - мыс был обжит, как город. Вот - очередная брошенная военная часть на пути. Какая уже по счёту? Третья или пятая?
Дальше виднеются какие-то доты, дзоты, пушки, все перерыто туннелями. Да это же линия обороны! Пушки грозно смотрят на северо-запад.
Быстро отогрелись и пошли на осмотр маяка, до него 2 км от части. Дорога бежит вниз, у крутого спуска грудами ржавеет техника. У маяка 94-метровой высоты мрачно чернеют поморские избы с расплывающимися надписями былых времён. Брошенная котельная и разграбленная точка ПВО. Эх, не удержала Россия обороны... Я навсегда запомнил заржавевшую ручку с надписью «Товсь!» и патрон в патроннике.
Ветер и дождь неумолимы, возвращаемся к морякам - к теплу и свету. Ужинаем, выпиваем по глотку спирта. Сидим, общаемся, но у меня начинает болеть голова от пустых разговоров. Женя даже не знает, где тут что - дальше линии обороны за 5 лет службы не заходил. А нам за месяц удалось посмотреть столько, сколько другие, будучи местными, не видят за всю жизнь.
3 сен.
На обратном пути дул тот же ветер, но было теплее и мелькало солнце. Дорога по мысу Святой Нос пробита до самой оконечности его. Сегодня мы начали путь, на который по плану должны были выйти 6 дней назад. Женя подвез 4 км на Урале, реконструированном им же. На море шторм, волны похожи на кипящий металл. Здесь такая обстановка явление нормальное, люди к ней относятся спокойно. Случись такое в Москве - заголовки пестрели бы о мировой катастрофе.
Каньоны мыса Святой Нос
12 км до рюкзаков волочились, сил не было, сказывалась борьба с холодом. 4 км еле дотянули. Развязывая свой мешок, я обнаружил в нем лемминга. Дыр нет, но как-то пролез. В упадке сил было решено сварить кашу с презентованной Евгением тушенкой, и через 1,5 часа мы уже буквально бежали. Затемнило уже на Белом море. Заметив какие-то строения на мысе Коровий Нос, спустились к нему и оторопели. Какие чудные скалы! И это уже был Терский берег.
К вечеру непогода сошла, штиль, закат, звездное небо! Вот завтра точно будет солнце! Но не прошло и пары часов, как палатку начало выворачивать наизнанку. Пытаясь разжечь костер, мы потратили часа полтора: ветер носился по спирали, задувал и разбрасывал угли. Только благодаря интуитивно прихваченному по пути куску резины костер получился.
На подходе к мысу Коровий Нос
Словно кто-то специально тушил огонь невидимой ладонью! Сожгли всю бересту и 2 зажигалки за 1 вечер. А когда костер разгорелся, угли кружило пургой и разметывало во все стороны. Я посчитал - ветер каждые 3 секунды меняет направление, порой до противоположного! В чем причина? Рельеф? Вот чертовщина! Палатку укрепили бревнами, камнями - чтобы ненароком не улетела в море.
Южные подступы мыса Святой Нос - самое начало Белого моря
4 сен.
Ага, жди погоды! С утра как влепил дождь с ветром, хорошо хоть ненадолго. Проснулись - и поскорее свалили в бухту Коровий Нос от ветра. Какой там костер, наспех похватали вещи, лишь бы дождь не начался. А ветер давит и давит. Потеряли колышек от палатки. Исчез в карликовой берёзке, и всё тут. Кустов нет, поверхность легко просматривается. Куда подевался? Полчаса искал - плюнул.
Изба в бухте
Спустились в бухту - красиво. Что ж, решили погулять, а если успеем, ещё и пройти по иаршруту дальше.
Ущелье
В бухте развалины большого дома, 10 на 15 метров. Опять удивляюсь: надо же, в каждом углу полуострова что-то да было. Бросили вещи, пошли глядеть всякие красоты, примеченные вчера. Вид на Святой Нос потрясает - это скалистая стена, уходящая далеко в море. Последний взгляд на Мурманский берег.
Бухта Коровьего Носа песчаная, украшена фантастическими красными скалами и башнеобразными останцами. Здесь впадают несколько ручейков, на них 3 водопада. Суровые скалы. Я так забегался, что не заметил, как день подошел к своему завершению. Скоро зима, впереди 300 км пути, а мы позволяем себе такую роскошь, как невинные прогулки по дикому побережью. Солнышко выглянуло только к закату, посветило минут 30 - все, можно причислить день к солнечным.
Разглядывая бухту, дивишься отрицательным стенкам, нерпам, нежащимся по камушкам и накрошенному морозами, нарубленному до остриев, щебню. Надо же, в цивилоне и стеклышка боишься, лишний раз опасаешься куда ступить, а здесь носишься по камням как олень, и не замечаешь.
Солнце запрыгнуло в тучку, опять макнул дождик. Накрыл от промокания вещи, а наш знакомый ветерок тут как тут, сдернул все 3 накидки. Снова злюсь, но тут прибегает Дима с потерянным колышком, за минуту нашел то, что мы вдвоем полчаса искали. «Я просто попросил: березки, отдайте колышек, пожалуйста, - улыбается мой друг. - И они отдали». Этот эпизод неожиданно меня успокоил. Значит, так надо, раз такая погода. Мы всего лишь в гостях.
кварцитовые скалы
Подобрали на отливе канистру, набрали воды и стали парить ноги. Я разбулькался ногами до хохота - и что это на меня нашло. Говорю Диме:
-Вот, догулялись. Впадаю в детство.
-Нет, - отвечает, - это мы молодеем! Природа влияет, как элексир молодости!
А ведь правда: путешествия сменой обстановки вынуждают постоянно быть на чеку, приспосабливаться раз за разом к новым условиям. И суждениям просто некогда становится костными, в отличие от обстоятельств, вынуждающих тебя приспособиться раз и на всю жизнь. Косность мышления - результат именно такого, разового приспособления, мозг будто застывает. А здесь, в природе, наоборот. Процессы схожи, также впадаешь в детство, радуешься простому, смеёшься, но скорее это от глубокого понимания жизни, чем от отчаяния её понять. Вот почему иной, несмотря на достаток, жалуется по любому поводу, а монах одет только в робу и пребывает в благостном состоянии духа. Косность суждений, застывание умственной деятельности - это рубеж, необходимый для успешного преодоления каждому.
Продолжение
Коровья бухта - река Западная