Ранее:
Меттупалайям рейлвэй и звёздчатый храм Ченнакесава Глубинка и храмовая атмосфера
18 февраля. Я в В Sravana Belagola - одном из центров джайнизма. С утра осмотрелся - за пару часов достопримечательности не обойти. Остался. Во-первых, 2 городка храмов, раскинутых по холмам, и 2 отдельных храма в окрестностях. Смотреть много, места красивые - гористые. Но как обычно, все засрано. На одной из гор из цельной глыбы гранита выглядывает статуя Гомотешвары.
Вид на окрестности
Сделал круг пешком в 10-15 километров. Удивительно, что в культуре Индии кроме того, что везде насрано, в той же степени везде присутствует и обожествление любых природных уголков. Куда ни загляни, везде какой-то божок, храмчик, несмотря на в целом уничтожительное отношение к природе. Дошёл и заглянул во все виднеющиеся храмы, снова удивила резьба. Особенно колонны.
В скальных массивах следы обработки серого гранита. Видны шпуры, некоторые ровные и длинные - в метр и более. Интересно, с каких это времён? Местность не является каким-либо центром, это захолустье. И вот вдруг гате пожалуйста - буровые работы по граниту.
Встречаются и поразительные приёмы обработки гранита.
Самый замечательный в этой местности, это комплекс Чавундарайя-басти на Чандрагири-хилл. Выглядит органично вписанным в рельеф, с видами на окресности, приятное место для поиска вдохновения - особенно весной.
Здесь множество самых разных рельефов, древних символов, - всё-таки, тысяча лет уже этим храмам и руинам на ровной, словно бетонная площадка, скале. Стены буквально наваливаются от усталости на посетителей - такое вот уютное впечатление производит Чавундарайя. Дышит стариной... Блоки очень хорошо подогнаны, с учётом сейсмичности.
Вот информация о Чавундарайя с таблички:
Кольцевой маршрут завершил на вершине Шраванабелаголы. Несомненно, статуя Гоматешвары из светлого гранита - самая большая достопримечательность. Высота статуи составляет более 17 метров, а вес более тысячи тонн, и она является самой высокой и тяжелой монолитной каменной скульптурой в мире.
Статуя удивительно пропорциональна, гранит выделан с поразительной чистотой и рельефностью, максимально приближающей к реализму фигуры. Даже складочка у подбородка есть. Со стороны статуя не выглядит столь уж впечатляющей, только по мере приближения испытываешь всё величие и трепет. Когда вдруг неожиданно оказываешься у ног этого Великана.
Полировкой гранита воятели старались достичь максимальной белизны статуи. Обнаженная фигура символ отречения от материального, но сомневаюсь в такой трактовке. Идеальная симметрия, мельчайшие детали. Как будто древние не только знали о высокотехнологичном строении мира и всего, но и пытались запечатлеть это для потомков, чтобы не забывали чудес Богов.
У ног сидят 2 маленьких статуи - Хойхалесвары, в руках у них шишки, такие как на барельефах Персеполя.
Лик статуи - цивилизация, которой 1000 лет
Но даже не это всё впечатляет. А транспортировка. Как эту глыбу затащили на гору? Понятно, что заготовкой. Тогда добавьте к весу ещё тысячу тонн. А как поднимали, устанавливали на пятачке вершины?
А как она вообще стоит? То есть - удерживается с помощью чего?
И первобытная современная дикость...
Столь очевидный прогресс не вяжется ни в какую с современным состоянием окрестных деревень - именно тогда я это увидел воочию. Общественный туалет с технологией высыхания какашек, эко-полоскание белья... Ну и сами строения из того же г..на и палок... Кое-где соломенные крыши (или это запасы сена, я не разобрал). И вдруг такая удивительная статуя!
Места овеяны легендами. В Шраванабелаголе было обнаружено более 800 надписей, датируемых периодом с 600 по 1830 год.
Какие-то сакли и выгрезенная гранитная скала, видны следы длинных шпуров
Каждые 12 лет, тысячи верующих собираются здесь для проведения Махамаштака-абхишеки - особого ритуала абхишеки, в ходе которого джайны омывают статую Гоматешвары молоком, йогуртом, гхи, посыпают её шафраном и золотыми монетами. Следующий такой спектакль произойдёт в 2030.
В храмовом комплексе помимо статуи много чего посмотреть. Богиня Лакшми в окружении слонов, резной столб. Много мелких резных фигур по стенам и колоннадам.
Резной барелеф
На обратном пути особенно сильно пристал мужик с кокосами, мол мистер - вот коконат! Таких настойчивых я учу: взял коконат, сказал спасибо и пошел восвояси. Не погнался. Сразу видно, что не контролёр в электричке - те готовы удушить безбилетника ещё в зародыше. Но никак не царя.
До ночи статуя Гоматешвары не давала мне покоя. Что-то знакомое, родное - крутилось в голове какой-то музыкой. Sravana Belagola, Sravana Belagola... И тут вдруг осенило! Посмотрел на всё сверху…. Боже! Да это же САВАН БЕЛЫЙ ГОРЫ! И правда, гора же чёрная! А статуя белая, она как будто покрывает эту гору собой! Belagola будет означать «белая гора». А саван - как дополнение, в целом получается Саван (уточнение, то есть Гомотешвара) «Белая гора».
Нет пределов удивлению. Вот так оно и понимается, и читается прямо по-русски... И выглядит! Помните хлеб-соль, полотенце? В центре хлеба соль. Статуя символизирует крупинку такой соли. Гора, посмотрите на контуры - как чёрный хлеб... вот откуда это прискакало?
Ну не может такого быть... А оно есть...
Далее
Потрясающая резьба храмов Южной Индии в стиле хойсалы, Халебид и Белур