Данилово: прошлое, настоящее - и всё

Sep 12, 2015 14:05

Продолжаю описание 300-километровых странствий по Карелии. Ранее было по реке Выг






Данилово. Общий вид

5 августа. 7-00 с Огорелышей шла маршрутка, но я не поехал, проснулся поздно и вылез за посёлок лишь к 11. И впервые пожалел, что поступил так опрометчиво: невзирая на всю ягодно-грибно-дачную «движуху», транспорта не случилось. В результате так и не уехал, простоял на дороге до 20-00 вечера.



Медленно двигался, пока не дошел до следующей деревни - Данилово, ещё одному осколку некогда существовавшей страны Онего. Здесь движения ещё меньше, но место краше. Когда-то жили старообрядцы, в 1694 основали Выгорецкий Даниловский монастырь - населения было больше, чем в Петрозаводске. Даже князья жили! Мало того - не отставали и окрестности. Выгореция была отдельной страной - 27 скитов, свыше 12 000 человек. В эти слова трудно поверить, оказавшись сегодня волею случая в Данилово:



«В обители действовали предприятия по выплавке меди, производству кирпича и досок, выделке кож, выгонке смолы и дегтя. Община имела несколько хлебных пристаней на Онежском озере, мельницы, несколько озерных судов, вела торговлю. При монастырях существовали школы иконописания и грамоты, библиотеки, в которых  помимо церковных раскольничьих книг  было много томов по  истории, философии, географии, словесности, медицине, архитектуре. Здесь же  существовали   мастерские по художественному литью, рукоделию.  Выгорецкие художники создали свою школу иконописи -  «поморское письмо», которое  отличалось высоким мастерством и сложностью рисунка, богатством и разнообразием красок.  Славились их   изделия из латуни -   «поморское литье». Лексинское  женское общежительство стало известно  своим художественным шитьем золотом и шелками по бархату, шелку и парче.  В монастыре  переписывали  книги, создавали духовные произведения.  Таким образом,  старообрядческий  Даниловский монастырь  в XVIII - XIX веках  превратился в духовный и экономический  самостоятельный центр Севера России».

Но они - факт. Источник вот.



Да, интересно староверы жили. Но цари смотрел на Запад, а не в Россию, и вот они итоги этой антинародной политики: монастырский пруд и ключ - всё, что осталось. На ночлег попросился к Сорокиным. Олегу Сорокину около 50, часто выпивает. Брат замерз пьяный. Спросишь - мужик чётко отвечает, что, почему и как, без заминок, поволочек и выводов. Словно глас русского народа - обличающий ложь, преступления, подводящий роковой итог.



Ежесекундная борьба за жизнь в деревенской глубинке, где ни работы, ни возможностей. Машина сгнила, телевизор не работает, холодильник превратился в шкаф. Заметим - не 1694, когда не было ни электричества, ни композитов, ни прокатной стали.

-Начинали хорошо. С женой зимовали вот здесь, на летней кухне - и счастливы были. Вместе с ней на метеостанции служили - гордо шли по деревне. Потом метео закрылась, уехали в Суоярви к теще. Обстановка в стране поменялась, все больше обострений появилось в отношениях, я выпивать стал. Разошлись.



Светильник со слюдяными окошками.

Олег не может без дела. Он относится к тем людям, которые делом пытаются что-то исправить, при ином стечении обстоятельств именно эти люди вершат революции.С утра рыбалка, потом ягоды - на продажу, где строительством копейку заработает, но жить в деревне совсем невозможно: здесь нет работы, нужно ездить в город и ли еще куда на сторону. Зимой глухо.



Вытегрский краеведческий музей. Обратимм внимание: Богородица и младенец изображены царского рода. какой информацией руководствовался иконописец?

-В Советское время хорошо было. Я с леса начал, 200 руб в месяц - сразу в хозяйство холодильник взял. 10 лет в лесу, там и женился. Интересно, легко жизнь давалась. Сейчас основной доход ягоды, 60-120 рублей кг в зависимости от вида, да рыба - но она это уже мелочь. Если 15 000 в месяц заработаешь летом, это очень много.



Родители умерли - коровы не стало, сарай зарос. "Москвич" проржавел. Летняя кухня, - та самая, - почернела и покоробилась крышей. Из домашнего хозяйства только электрочайник: телека, стиральной машины, холодильника уже нет. Крыльцо просело - материалов негде взять и не на чем привезти. Олега возмущает безисходность, что все разваливается на глазах и трудно свести концы с концами, что в век электроники приходится бороться за элементарные средства к существованию.



История иконы до крайности странна. Вот что повествует табличка.

-Всё время на это тратишь - жить некогда. И становится только сложнее. Зачем мне куда-то на сторону ездить, скитаться, что - у меня своего дома нет? Не хочу уезжать - этот дом дед строил. А всё чаще приходится. В одной одежде сколько лет уже хожу - не на что купить другую, да и нечего купить, да и негде - опять в город ехать... Зато шныряют джипы туда-сюда. И винтовки какие! Зверя не стало. Рыба измельчала. Скоро не будет ни ягод, ни даже грибов! Это в Карелии то! Потому что лесов не будет. Как тут не пить, вспоминая о прошлом. Ненавижу эту водку - и пью.  Нет большого желания жить. Руки не поднимаются, чтобы хозяйством заняться. Скучно в таком мире даже смотреть.



Мне поведение Олега напомнило медведя: когда тот прикормится людьми, то уже не ходит рыбу ловить - не пытается даже, а идет к людям обратно, - а приходя, мечется в поисках выхода, не зная, что предпринять, ибо инстинкт говорит одно, а условный рефлекс - другое. Так и Олег: Советская власть отучила его плести из бересты, есть лебеду и делать муку из акрид, сорвала его с привычного шестка, а потом испарилась - оставив человека наедине со всеми вытекающими.



-Раньше 3 дня не работаешь - участковый: что случилось? На что живешь? А сейчас - никому ты не нужен, даже себе противен. В жизни не предполагал, что забуду вкус настоящего молока. Хорошо ещё, что в Огорелышах в магазе продукты в долг дают. Раньше у нас все было: почта, магаз. О городе не вспоминал... Чудинкой он какой мне казался. А сейчас в Огорелыши по любому вопросу. Почта работает в одни дни, магаз в другие - черт поймешь, что происходит. Да и в целом... В Огорелышах не так давно мужика зарезала пьяная молодешь, попросила денег на водку - тот не дал. Нет, ну дрались мы, бывало... Стенка на стенку шли. И бытовуха случалась... Но вот такая дурь, или когда мошенники по деревням разъезжают как в каретах... А в Европе мужик на мужике женится, как на бабе... Правда это? Вот то-то и оно... Интересно, как они хозяйства ведут? Чёрте что...



Да, не зря я пропустил маршрутку в 7 утра. Как в воду посмотрел. Да, путешествовать - тут не только ногами ходить, головой думать. Тут ещё и душой надо.



продолжение Ундозёрский Погост

вкус к жизни, о нас, жизнь наоборот, жизнь в деревне, Карелия, стоит задуматься, человек и общество, социология, Выг, глубинка России, русский крест, алкоголизм

Previous post Next post
Up