Продолжение, предыдущая запись
выход на Харловку Карта района путешествия, 1 см 2 км
19 сентября. Пожалуй, только сейчас я начал «приходить в себя» на природе. Просыпаюсь всё раньше, дискомфорт совсем не испытываю ни от утренней стылости, ни от непогоды, ни даже от отсутствия продуктов. Сосредоточение такое, что и на месяц бы остался в понравившемся месте, даже без продуктов. Как на картине Чюрлёниса «Покой».
Встаю рано, но с выходом задерживаюсь вот уже несколько дней подряд - то жду солнца и просушиваю палатку, то изучаю окрестности. Хочется объять необъятное. Думал, быстро добегу до устья, ан нет - началась горная страна Харловки. То вдоль реки по пойме, украшенной диким луком и бодяком, камням и траве, то верхами, склоны местами крутые - приходится облезать, а то и вообще стороной. Красиво, солнце мелькает, вырисовывает уголки - отдельные скалы, миниатюрные рощи и ручьи, желтизну на стального цвета уступах, и флешки вскоре оказываются забиты, а единственная батарейка на исходе.
Рыба с белыми грибами и груздями
Километров за 20 до устья река пропала в каньоне, и пришлось подняться в горы. Низкое солнце, проливающее свет на осеннюю тундру, превращает последнюю в фантастический пейзаж, выписывая каждую ложбинку. В целом по Харловке получилось очень красиво - всё верно, нельзя никогда идти одной дорогой, необходимо смотреть с разных сторон, чтобы впечатление оказалось наиболее сильным. Стоящая река! И особенно осенью.
На ночлег расположился в удобном, но странном месте, которое как будто не терпит людей: большую часть дров или выламывал, или отрубал - да ещё и по лбу получал. Снова рыба - и не надоедает, каждый день бы только её и ел! Ну и за черничку продолжаю приседать регулярно.
20 сентября. Проснулся в тот момент, когда солнце только коснулось вчерашнего кострища - надо же, как вжился! Каждый момент, каждый вдох доставляет радость, если бы ещё не ноги, было бы вообще чудесно. Вчера набил сапоги сфагнумом и ягелем - природными антисептиками, с каждым дем идти становится все легче, но выздоравление медленное. Ночью снился Таиланд. Оказавшись в Паттайе, я всё думал, куда же отправиться на этот раз. В итоге почему-то привел домой тайку, и она оказалась катоем. Проснулся - как телевизор посмотрел.
Костры имеет смысл разводить не только в ложбинах, но и у стен - камней, скал, бочек, старых корней. Тогда получается "камин"
А вот и кочерга!
Пожалуй единственное, чего я не додумал в этом походе - это забег на Восточную Лицу в район горы Муторная. Судя по карте, там есть чем полюбоваться.
Рыбу ловлю, придерживая ручку, чтобы не выпала. Одна в день - мне достаточно. Сегодня кумжа взяла не как обычно, на глубине, а у самого берега, и от неожиданности ручку я упустил. Ох и искал её в траве! Всего-то скала, да два шага по невысокой травке - 2 кв. м.! Искал час. Траву выкосил на 30 см в обе стороны от тропинки.
После устья Порожистого Харловка расширилась, идёшь по полосе березняка 20 - 30 м ширины. Красиво - как в ухоженном парке. Деревья рассредоточены, травка. Ровно, звонкие ручейки. Белые грибы. От реки лес отделяет бруствер 1-2 м высоты, сложенный из метровых булыжников половодьями. Рыба и грибы - вот весь мой рацион.
Солнце уходило нехотя, и я почувствовал - утром его не жди. Мало того, нагрел камень в костре и забрал в палатку - и в самом деле, ночью приморозило, а ранним утром началась бомбардировка палатки листьями. Неожиданный листопад усеял листьями всё, как ещё не бывало. Черника покрылась инеем.
С камнем прям чудеса. До этого я с камнем не спал, морозов не было - как вот мог предугадать? Даже если организм по состоянию воздуха или давлению, то откуда он знает, если подобной ситуации ещё не случалось?
Ни места на флешках, ни батареек. Иду с аккумуляторами в руке. После обеда дождь - мелкий, надоедливый, и до ночи. Впервые такой на всём пути! До этого подобное случалось только по ночам.
После устья Кувшина порог и расширение долины - и вот, я наконец увидел ЛЭП. В долине много хороших лесочков, но после Харловка вновь сужается до водопадов и входит в зону сильно изрезанного рельефа - и попадаешь как на другую планету, где царствуют камни, скалы и ветер. Здесь не ровная тундра, а загадочный, странный мир, особенно в сумрак претендующий на что-то отличное от известного, как жизнь после смерти. Вот он:
На удивление среди этих пространств вдоль Харловки проложена отличная тропа, обозначенная на картах. Медведи ли, или кочующие олени, не ясно, но кто-то, словно невидимый дух, поддерживает тропу в хорошем состоянии, как убирая её. По этой тропе я и добрался наконец до базы нахлыстовой рыбалки «Харловка», располагающейся в 7 км от устья.
Здесь меня радушно встретили. Тут же залез под горячий душ - слов нет. Потом был торжественный ужин, мои вещи постирали и высушили - люди были добры. Но необходимыми мне в дорогу вещами так и не снабдили. Ходил, повторял: нитки, пряжка на ремень, герметик… Нету. «А вот гвоздь не хочешь? - протянул мне 20 - см гвоздь строитель. - Крепкий, железный! Пригодится! Могу 2 дать!» Рыбинспектор нашел леску - рвущуюся. С вертолётом дела тоже не вышло. Нет, он был, но завхоз В. И. Кулагин взять отказался наотрез. Разговор был приблизительно такой:
-Рыбу ловили?
Ну да, ловил, конечно. Если точнее - 9 щук и 8 кумж за всё путешествие. А как иначе?
-Значит, пешком. Браконьерам не помогаем.
-Но у меня ноги гноятся. В сапогах сантиметровые дыры.
-Это ваши проблемы! - чувствуется, что эту фразу ему приходится повторять часто.
-Я не прошу специально. Я взываю к милости. Попутно, если есть возможность. Пожалуйста!
Пожалуйста в России - это почти что на х..й послать. Проще говорить плиз!
-Если не можете своими силами, звоните в МЧС. Там ребята обученные.
На этом и закончилась широта русской души - Кулагин просто положил трубку. Вежливо, с пониманием. Эх, думаю! В Карелии в заповеднике карельскую березу браконьеры вырубили - и ничего, будто они - санитары леса, а путешественник несколько рыбин на пропитание поймал - всё, браконьер! Конечно, мои проблемы. Несомненно, никто не обязан меня брать в вертолёт. Естественно, пойду. Но браконьерскую точку на Харловке пусть Кулагин сам ищет, дороже выйдет! Расстроился сильно: дойти то ничего, дело нескольких дней, но - сапоги дырявые, и как бы ноги снова не подвели. Так вертолёт 22 сентября полетел в Мурманск без меня. На Харловку он доставлял стройматериалы. Назад возвращался пустой. Ресурсы у нас важнее. Поэтому ожидаемой эйфории от "выхода к людям" не было.
Антон собрал мне на дорогу продуктов. «Что надо - говори!» Спасибо тебе! Утром 21 сентября я сходил напоследок в душ и попрощался.
Продолжение
природа Кольского полуострова