Предшествующая
запись Вот мы подошли к основной, переломной части рассказа "Мир твоими глазами", где я касаюсь России, её истории, положению в мире - и всё на фоне Москвы. Я знаком не с одним человеком, который хотел бы любить Москву, искренне хотел бы - если бы она была хоть чуть-чуть другой. Какой она может быть? Какой может быть и Россия?
Васнецов. Москва во 2 пол 17 в
Одного взгляда на площадь было достаточно, чтобы понять гигантскую разницу между той Москвой и этой, между одной жизнью и другой. Эту жизнь сразу хотелось запечатлеть во всех красках на полотнах, матрицах, страницах. Они стали спускаться по гранитным ступеням на площадь.
-Автомобили, кстати, теперь работают на воде. Мотороллеры на магнитах.
-Да это же не выгодно.
-Кому? С точки зрения чего? Если цель - биотический круговорот, то других вариантов не остаётся.
-Блинчик-блиночек! Вкусный! Сладкий! Открывай роточек! Кушай без оглядки! - окликнула их розовощёкая женщина в джинсах и белом оренбургском платке до пояса. - Ой, молодой человек, доброе утро! Какой же вы худенький да костлявый, и потому наверняка голодный, как волк! Я уверена, что этот блинчик поправит ваше положение! Возьмите, пожалуйста!
И она протянула Диме блинчик с таким поклоном, что он не смел отказать. Взамен Дима по привычке протянул ей тысячную купюру, но женщина звонко рассмеялась, в отказном порядке покачав головой:
-Спасибо, родной! - и обратилась к Майе. - Новенький, да? - а затем снова посмотрела на него. - Ничего, сегодня же пройдёт!
И протянула ему под нос второй блинчик - дымящийся, с каплями мёда на хрустящей корочке. Затем их угостили и чаем с калиной.
-Дети по природе добры, - сказала Майя. - Все пороки провоцирует ложная система ценностей. Вот почему люди становятся другими.
-Из чего этот стаканчик? - спросил Дима, рассматривая волокнистые стенки стаканчика.
-Большая часть одноразовой посуды делается из осенних листьев. Одни вымачивают и сшивают, другие измельчают и прессуют. Делают теперь и из глины - как у вас, например, в Индии.
Попив чаю, они вышли к храму Христа Спасителя, окружённого всё теми же соснами.
Ода современной поэзии
-Здесь, как и описывал Булгаков, зимой с горок катаются, - осведомила Майя. Ближе к Москве-реке сосны плавно переходили в еловый лес: ни бетон, ни асфальт не бросались в глаза. Да и проводов, перечёркивающих небо, видно не было. Зато среди кормушек, стилизованных под хрустальные терема, прыгали белки, одна в красном кафтанчике, в шапчонке с бубенчиком. Поднявшись по Патриаршему пешеходному мосту, Дима увидел на Москве-реке песчаные пляжи и деревянные лодки. А на горизонте из густого лесного покрова выступал красногрудый, златоглавый Кремль. И на спуске, и на самом мосту всё также люди что-то готовили, предлагали, угощали. Пряниками, инжиром, урюком, семечками с коробов. И снова яблоками самых разных сортов и видов, в том числе и мочёными.
-А это - вяленая рябина! - подсказывала ему Майя. - Пробовал? Вяленая смородина, калина, клюква!
Дима взял пару ягод:
-О-о, как вкусно! И почему у нас этого не продают на каждом углу? Не люблю наши сухофрукты потому, что там один сахар. А у этих сохраняется вкус!
-С хлебобулочными то же самое: для приготовления используется закваска, а не дрожжи. Хлеб изготовляют из самой разной муки: ревень, лопух, аморант, рогоз... Лубянская площадь специализируется. А вот белые грузди в сахаре, с мёдом! Знаешь такие? Корни лопуха в меду, сахарные! Мочёные они тоже хороши.
В. Ф. Аммон. Вид Москвы с Воробьёвых гор, 1856. Смею добавить, а до прихода Романовых здесь стоял дворец Грозного, который они срыли
И они попробовали груздей, запив их пенистым квасом из чаги.
-Вот это Москва-а-а! - улыбался Дима, утирая рот салфеткой из спрессованных стеблей сфагнума. - Вот это - да-а!
И тут же добавил с грустью опять:
-Почему же у нас всего этого нет?
-Вы не живёте как одно целое, разобщены, поглощены кругом ненужных забот. У нас всё иначе - каждый требует от себя. Энергия жизни не расходуется напрасно. О! А вот это - настоящая гурьевская каша! Пробовал когда-нибудь? А вон и кулага...
Всехсвятский мост в конце XVII в., рисунок А.Васнецова
Всехсвятский каменный мост на панораме Москвы Я.Бликланда-П.Пикара), начало XVIII в.
-Майя! Но ведь труд стоит денег! Товары, услуги. Инфляция неизбежна…
-Инфляцию можно свести к такому минимуму, что её существование станет несущественным. Когда-то у нас тоже были войны, и они, как инфляция. считались неизбежными. Ещё в 1986 ситуация на рынке была такова, что 1 человек мог прокормить 40. Затем на смену механизации пришла электроника, которая полностью автоматизировала процессы. Производительность повысилась в десятки раз, а материалы стали более износостойки. Спрашивается, почему же у вас человек и в XXI веке продолжает существовать на уровне крепостного права? Мы смогли разобраться в этом и сделать все доходы и достижения равномерными. За счёт равномерности и улучшилось благосостояние всех и каждого: всего стало хватать. Теперь каждый обязан безвозмездно отработать одни сутки раз в 300 дней. За модель было взято тайское общество, и теперь все люди на Земле - как одна семья.
-А в остальное время?
Замки дверные секирные 17 век
-В остальное время занимайся, чем хочешь. Принято работать в удовольствие - только так, начав заниматься исключительно своим делом, человек полностью раскрывается в нирване. Свобода позволила каждому осознать себя: выяснить, что ты хочешь. А, главное, пресекла возможность эксплуатации. По большей части люди, как видишь, выражают амбиции на улице - кормят друг друга. Это позволяет совершенствовать навыки повара и приносить пользу, в том числе и себе - исправлять карму. Домоседы дома сидят, многие путешествуют. Есть откровенные трудоголики, трудящиеся более чем 1 раз в 300 дней - им кроме работы ничего и не надо. Есть люди, которым нравится возделывать землю, другим - консервировать в красивые баночки - так они теперь нарадоваться не могут на запасы, третьим - вырезать по дереву, четвёртым - лепить горшки, ковать или украшать жилища. Если строить общество иначе - оно однажды вымирает, потому что, когда желания расходятся с делом и нарушается ток энергий - человек деградирует. Под любую идею ты можешь получить у государства всё необходимое, даже если не справишься с задачей. Большая часть населения питается на улице, у многих даже холодильников дома нет. В собственности у каждого кусок земли, не облагаемый налогом. Надел выигрывается по лотерее, чтобы не было разногласий у кого хуже, у кого лучше. Наделом обеспечивается каждый, но возможен обмен - например, на жилплощадь в многоэтажке. Бывает, что у человека много детей, образуется большой род, и возникает посёлок. Тогда возможно переселение.
Всё об РЖД: это именно то, что называют выносом мозга. Во многих странах мира, в Таиланде и Индии, 220 V для стандартных нужд есть в каждом вагоне, в том числе и в дешевых поездах. А в России продолжается маразм.
Мимо прошла семейная пара в туниках. На дворе октябрь, а они ещё и босиком! У мужчины волосы были заплетены в косы.
-Доброе утро! - поприветствовал он. Видимо, Дима снова разинул рот.
-Почему они босиком? - спросил он Майю.
-Хотят быть ближе к природе. Есть и откровенные аскеты.
-А почему все говорят «Доброе утро»? Скоро же вечер.
-Так принято. Идея взята из «Радуги» - традиционного фестиваля хиппи. Ты тоже можешь так поприветствовать любого, но делать это не обязательно. Всё должно быть от души. Тогда и формируется правильное бытие, которое потом определит и сознание большинства. Таков баланс между материальным и духовным, который начинается с обычных слов.
Они спустились в сад Болотной площади, где Дима увидел чернику.
-Не может быть! - воскликнул он. - Черника! В Москве! Да какая крупная!
Они прошли через грушевые и яблоневые деревья, усыпанные плодами разных сортов.
Боярин А. С. Матвеев, художник Фоллевенс старший, 1700
Московия - страна яблок с давних времён. Яблоко - уникальный фрукт. Мало кому известно, что, если оставлять часть яблок на ветках или в снегу, они и до весеннего тепла могут дожить. Мороженые яблоки - один из самых-самых природных деликатесов. Вкус у них нежный и насыщенный, невзирая на вид. Кисловатые смешивают с мёдом. Яблоня - кормилица, и в самом деле - спасительница в бескормицу, вот почему так часто встречается в сказках. Кстати Новый год теперь весной, по старой славянской традиции - когда свет окончательно побеждает тьму.
Они подошли к яблоне, усыпанной красными плодами.
-Угостить тебя наливным? - она была сама невинность. - На этот раз, думаю, можно. Это мой любимый сорт: лобо. Из моих рук будет вкуснее.
Она сорвала одно и протянула ему.
-Почему их не собрали? - откусил Дима из её рук.
-Почему, как видишь - срывают. Одно, ну два, если хочется. Каждый прохожий негласно помнит о другом, - пояснила Майя, откусывая с другой стороны. - А вон привитые на рябину черешни, абрикосы. Рябина лучшее дерево для прививок. Теперь в Москве много плодовых деревьев. Садовое кольцо вновь оправдывает своё название.
Константин Юон. Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900
Они прошли через Болотную площадь, и в самом деле утонувшую в садах. Памятники порокам человеческим стояли заросшие багрянцем боярышников и скрывшиеся в гроздьях черноплодной рябины.
-О! Смотри! А вон и олени! - показала Майя. И правда - среди деревьев прогуливалась семейка северных оленей. Животные не обратили на людей никого внимания. Но Майя увлекала его всё дальше. Они повернули к березовой роще и вышли на Большой Москворецкий мост, где Дима вновь обомлел.
-Да как такое возможно? - воскликнул он, и Майя звонко засмеялась. У подножия моста, там, где становилось глубже, лежал крокодил. - Крокодил!
-Нет конечно, - хихикала девушка. - Сначала убрали асфальтированные дороги, потом скололи береговую линию и отсыпали песком - сделали пляжи и посадили лес. Затем вычистили реку и запустили рыбу.
Теперь Дима и сам видел, что это рыба. Люди, стоявшие на мосту, кидали на поверхность воды куски хлеба, и из воды то и дело высовывались жуткие морды то ли налимов, то ли сомов. Рыбы были поистине огромны, несколько метров длиной.
-Доброе утро! - подошёл Дима к кормящим. - Скажите, что за рыба?
-Нали-имы, - со смаком протянул грузный мужик с бакенбардами и фотоаппаратом на пузе. - Когда-то я заядлым рыбаком был! А вот теперь, - и он похлопал то ли по фотоаппарату, то ли по животу, - открыл для себя мир фото! Не менее увлекательное занятие!
И он показал Диме фото на дисплее - пасть и булку в зубах.
-Но иногда можно и порыбачить, правда? - осторожно осведомился Дима, но мужик даже не понял, о чём речь:
-Есть грех! - скорее с грустью заметил он. - Инстинкт охоты, всё-таки, плюс старые привычки! Хожу на государственные пруды, там же специально рыбу выращивают для мясоедов, по всем кармическим правилам. Жалко её, рыбу то… Сам я Самарский. Помнится, в детстве отец на озёрах карася вытащил - в десятилитровое ведро мордой положили, воды налили - всё одно ведро опрокидывается! А потом что пошло? Даже в отдалённых местах рыбы не стало. Например - Кольском п-ве, где на буранах разъезжая и занимаясь подлёдной рыбалкой, браконьеры за 10 лет все плёсы да устья вычистили. А морские популяции сельди, тунца, лососевых?.. Плюс ещё этот пластик… Сейчас лучше, говорят, стало. Ну, конечно, реклама. экологичного образа жизни. Я вот идею о фото из рекламы и почерпнул! Вот и приехали всей семьёй на Москву-реку, на фоне Кремля на невидаль посмотреть! На дрессированных налимов! Стерлядь, осётр - чего теперь только нет! Раньше я ненавидел Москву, москвичей, а теперь расцеловать готов по самому что ни на есть троекратному обычаю!.. У нас в Самаре тоже красиво - вы заезжайте! В Жигули сходим! Адресок черкну…
Сколько раз всё менялось - а человек и сегодня не знает, что такое свобода, забыл, чему служит любовь и что она такое вообще. Почему?
И мужик попытался что-то ему ещё и подарить, оставить на память. А напоследок обнял, как старого приятеля. Дима поблагодарил и отошёл. Майя ожидала в стороне, изучая пейзаж Кремля, освещённый мягким вечерним солнцем.
-Впечатлён?
Только теперь Дима разглядел, что за цветастые лодчонки, напоминающие сани, приткнуты у песчаного берега. В них сажали детей, и дрессированные налимы гоняли посудины по широкой отмели Москвы-реки.
-Не то слово! Голова идёт кругом! Реклама здорового образа жизни - что-то невообразимое. Но самое интересное - люди. Они как оживляют этот пейзаж, контрастируют с ним. Но контраст этот совсем другой… Эти люди привлекают, они интересны. Их открытых взглядов не хочется избегать. Ух-х! Какой благодатный, оказывается, Московский край! Как легко дышится, а?
-Конечно, не зря же он назван «Земля Обетованная».
-Где-то я уже слышал это название.
-Это из Библии. Край, текущий молоком и мёдом. Молоко - это прекрасные условия для животноводства, мёд - изобилие цветущих растений. В тропиках жизнь приурочена к воде, ресурсы всегда были ограничены. Здесь же, благодаря обилию пресной воды, реки полны рыбы, а леса ягод, грибов, пищевых растений. Пойму и плодородие почв реки Оки ученые не раз сравнивали с Нилом. Масштабное переселение народов однажды должно было случиться - и оно случилось. Люди отправились на север обживать неизвестные края, со всем скарбом, домашними животными, детьми и преодолели огромное по тем временам расстояние в тысячи километров - в Палестину. То есть, проще говоря - в Полесье. Это был подвиг. Первая точка расположения переселенцев была в этом районе, Боровицкий холм - устье Яузы, здесь прошла первая зимовка. Москва была основана в память об этом и других событиях последующих веков - завоевании преемником Иисусом Навиным Земли Обетованной, то есть - обретённой. Возможно, что название «Москва» происходит от «Моисей».
-Что-то я ничего не понимаю. Это чья история?
-История славянских народов. Москва строилась как Третий Рим. Даже Гроб Господень хотели сюда перевезти - с этой целью Никон и воздвиг Новый Иерусалим под Москвой. Там два холма и залив между ними, совсем как вид с горы Бейкос «Византия - Стамбула - Константинополя» на пролив Босфор и крепость Ерос по ту сторону; на горе Бейкос и был распят Иисус Христос.
-Почему я ничего об этом не знаю?
-Потому что нагнетание лживой информации рассеивает внимание и человек, погружаясь в суету, перестаёт видеть суть, - терпеливо поясняла Майя. - Будучи дезориентированным, человек подобен заблудившемуся в лесу путешественнику, который ходит кругами, двигаясь к истине очень медленно. Конечно, кто есть «славянские народы» трудно определить сегодня. Но каждому известно, что за нация присвоила разом всю историю, всего лишь добавив в Библию сотворение от Бога не только по образу, но и по подобию. Принадлежность славян к роду Христа - это было изображено на фресках Успенского собора Кремля, уничтожалась начиная с 16 века.
Константин Юон. Лубянская пл. 1905
-Да кем? Кому это надо?
-Люди, писавшие Библию, были не глупее сегодняшних, и порой намеренно излагали языком символов, чтобы ни один перевод не мог исказить суть. Кто есть змей на Древе Познания? Логично предположить, что Георгий разит копьём того же самого змея. В иных случаях - это святой Михаил, разящий человеческое существо, похожее на змея, или рептилию. Суть та же.
-И это существо… Было убито?
-А ты как думаешь? С этой точки зрения интересен дуализм и 75-киллограмового труда 13 века, именуемого Кодекс Гигас.
-Не слышал о таком.
-Не удивительно - работа, кредиты, - с насмешкой перечислила она. - Некогда даже слышать, какой там разбираться! В этом есть цель: лишь бы отвлечь внимание, чтобы у тебя не было времени и сил докопаться до истины. В мире, где отпала надобность ходить в Москву, чтобы учиться, в просвещении иным видится большая опасность. Вот и не остаётся времени на то, что нужно, и на то, чтобы разобраться, что на самом деле ценно. Даже на уровне правительств - текучка везде. Она - страховка, чтобы случайный человек внезапно не достиг 24-ой ступени посвящения.
-Если ты про масонов, то я скорее поверю в человеческую глупость, чем в мировой заговор.
-Да, если бы в истории не было странных повторений и закономерностей. Вот Иисус Христос. Он проповедовал «непротивление злу насилием» - призывал к открытию косвенных путей борьбы со злом, то есть, как и Будда, боролся со страданиями народа, исходящих из желаний малой группки управляющих всем, которые заплатили те 30 серебряников. Заметим, разве сегодня ситуация не повторяется? Книжники - это бюрократы, фарисеи - дельцы. Транснациональные корпорации правят миром. Не в этой ли бессмертной традиции следует искать истинные причины реформации истории славянских народов? Да и не только индоевропейцев. До нас существовали другие цивилизации: история повторяется по одному и тому же сценарию даже в архитектуре! Возьмем Нан-Мадол. Часть этой доисторической «тихоокеанской Венеции» была построена в виде пентаграммы и напоминает ваш Пентагон.
-Другие цивилизации?
-Ох-х, - выдохнула Майя и посмотрела с укором. - Ты и в этом сомневаешься? По всему миру встречаются одни и те же мотивы - пирамиды, удлиненные формы черепов, изображённые в том числе и на иконах, шапки «моаи», расположение рук на животе у каменных истуканов с чашей и в форме чаши, божества и святые со звериными головами, полигональная кладка. Следы высоких технологий также найдены на всех континентах, кроме Антарктиды: распилы и оптическая точность обработки твердых пород. Расположение Пирамид Египта и Тиотиуакана совпадают с поясом Ориона. Тебе мало?
Уже было
Спорить было некогда. По другую сторону Большого Москворецкого моста красовались лебеди, да не один - два, а штук 50.
-Лебеди теперь на отлёт здесь собираются, - перехватила Майя его взгляд, - Как в те времена, когда переселенцы их увидели впервые. А зимой по Москве - реке носятся тройки, оленьи, собачьи упряжки. Звонко, весело!
Там же, на Москворецкой набережной, у Кремлевской стены гремел водопад, а справа зеленели кедры - и дальше, на территории бывшей гостиницы «Россия», тоже величествовал хвойный лес, да такой, что Варварку видно не было. Но Дима уже смотрел через мост - там, на Васильевском спуске, творилось уж что-то совсем невообразимое. Метрах в 100 ниже Собора Василия Блаженного дымил самовар литров этак на 300 и толпился народ. На выходе с моста, из-за шитой золотым волосом ширмочки, их приветствовал Петрушка в косухе, плисовых шароварах и лаковых сапогах:
-Пей вода! Ешь вода! С чаем горе - не беда!
Наплавной мост (сегодня Большой Москворецкий мост) черех Москву-реку при Иване III. А. М. Васнецов
Петрушка, видимо, импровизировал прямо на ходу - такой у него талант:
-Что глазеешь, рот разинул? - широкие, как небо и насмешливые глаза куклы уставились на Диму. - Ты затем лишь дом покинул, чтоб увидеть это диво?
И с теми словами улыбающийся до ушей Петрушка показал на что-то красное, внезапно выскочившее торчком у него пониже пояса, неестественно большое для его роста, и добавил, раскачиваясь в такт:
-Мы умеем жить красиво!
Люди засмеялись. А следом за сбитенщиком, квасником и пирожником, также встречающим проходящих с моста людей, открылся круг с тремя медведями, кувыркающимися под дудку: двое через голову катались кубарем по кругу, смешно сталкиваясь друг с другом, а третий сначала поцеловался с дрессировщиком, а потом, вытягивая губы, полез и к прохожим, преимущественно женского пола, чем вызвал изрядную суматоху.
-Ох Михайло Иваныч! - пожурил мужик с длинными усами.
Васнецов. Городская площадь 17 века
Следом за этой картиной, уже рядом с самоваром, вновь нарисовался Петрушка, теперь уже другой - в парче и колпаке. На этот раз он разговаривал с куклой-немцем:
Немец высоко держа голову: Шпрехен зи дейтч?
Петрушка кланясь: Ага! Иван Андреич!
Немец: Гут морген!
Петрушка отступая на шаг: За что по морде то?
Немец: Вас?
Петрушка: Меня?! Не понимаю!
Добавляет про себя: Дам-ка тебе на всякий пожарный по-московски раз!
Немец подходя ближе, заинтересованно: Вас ист дас?
Петрушка: Ага! Сейчас... Вот тебе - и весь сказ!
Между кукол завязалась драка подушками. От обоих полетели в сторону перья. Кто-то засмеялся раскатисто: «Га-га-га!». Послышался и другой голос: «Так! В шею их!». Медный самовар высился огромный, как колокол, и подвывал. Подогревали его на газу, но кто-то придумал раздувать и сверху, взбираясь по лестнице, гигантским сапогом, который, пожалуй, мог бы скрыть человека с головой. Сапог был для виду, но дымом пахло. Душистый чай разливали из крана размером с локоть, нажимая на кнопку. Чаёвщиком мог стать любой желающий, в этот раз разливал конопатый парень с копной рыжих волос. Таз с мёдом и хохломскими ложками стоял тут же, на столике, под навесом.
-Традиционный чай из трав: иван-чай, душица, чабрец, - пояснила Майя. В дополнение к чаю вплоть до Спасской башни можно было попробовать, взяв из корзин или прямо с лотков: пряники и пирожки самых разнообразных начинок; булочки сдобные, калачи, печенье, сайки, кексы; грибной омлет, пудинг из маслят, заливные сладкие и солёные; картофель с черносливом и картофельные ватрушки; сочники, сырники и творожники всех мастей; пироги открытые и закрытые, расстегаи и кулебяки; боорсоки - пару десятков плошек для обмакивания прилагалось к ним; галушки, творожные шарики с яблоками, репу в меду и запечённую тыкву, пахлаву и даже халаву. Кислые щи и морсы, молоко топлёное в крынках, с пенкой и без, с присыпкой и на меду…
-Саламата, кокурка, перепеча, кулага, шаньги - показала Майя и отведала стаканчик шипучих кислых щей. - Ух-х! Лучшие - ячменные! Щи да каша - пища наша! А то: «Что делать?», «Что делать?». В жизни, если она бьёт ключом, всегда есть, что делать. Скука - это форма сопротивления. По природе человек любопытен.
Дима уже не мог и крошки в рот взять.
-Сегодня какой-то праздник? - спросил Дима, перекрикивая пёструю толпу Красной площади, разодетую не только в джинсы и толстовки, но и в суконные кафтаны, зипуны поверх льняных и кумачовых косовороток, в шаровары, а женщины - в атласные сарафаны, цветные платки и шитые бисером самодельные головные уборы. У многих были косы, у иных косы были переплетены с радужными лентами. Мужчины носили кольца, серьги, косы и бороды. Мимо прошли ряженые с балалайкой и трещотками.
-Каждый Божий день праздник, - отвечала Майя. - Ты видишь Москву, какой ей и надлежит быть. Добро пожаловать в Белый город! А теперь - через Спасский мост в Кремль!
Васнецов. Спасские водяные ворота Китай-города в 17 в
Окончание