Страна Онего: Кижи, Космозеро, Яндомозеро и Пяльма

Oct 10, 2013 02:31

Продолжение. Предыдущая запись - Великая Губа, Кижи и деревянное зодчество



Но это посещение Кижей оказалось не последним. Переночевав у Михаила, 15 августа, невзирая на поднимающийся ветер, я отправился дальше по окрестностям изучать деревянное зодчество: посмотреть церковь в д. Космозеро и в д. Яндомозеро. Первая находится рядом с трассой «Великая Губа - Медвежьегорск», а вот вторая на полуострове одноименного озера, расположенного северо-восточнее посёлка. Туда, учтя все советы, решил  добираться через д. Марковщина.



В д. Космозеро

Вот как случилось: не успел выйти на дорогу - остановился грузовичок, развозящий хлеб по деревням. Он, как специально в соответствии с моими планами, сначала заехал в д. Космозеро, а  потом вернулся на трассу и довез до отворота на д. Марковщина. Отшагав по лесной дороге 5 км, я оказался на берегу озера Яндомозеро.



От Марковщины остался один дом. И как же я был удивлен, когда этот дом, такой серый на вид, изнутри оказался прямо-таки царскими полатями - с русской печкой, пластиковыми окнами и «плазмой». Хозяин Алексей, в гости к которому я пришел от имени Великогубского прихода и лично по напутствию священника - отца Владимира, тут же посадил меня за стол и напоил чаем с чагой.



Алексей «сбежал» от городской жизни сколько-то лет назад и поселился здесь «на постоянку». Друзья и знакомые отсылают к нему на реабилитацию души, блуждающие по дорогам Зеленозмиевого и прочих царств, как в монастырь. В доме чистота, уют. Всё чинно, слаженно. В дополнение из-за печки появился кот Сеня. Запрыгнул на лавку и стал, подняв хвост, ходить взад-вперед, как на подиуме, ласкаться. У Сени «щёчки», вид благодушный и зажиточный. Сам кот белый, с черными пятнами. Одно пятно, словно нарочно, поселилось прямо на носу - как будто кот сунул нос куда не следует и "спалился". Но самая большая достопримечательность Сени - чёрно-белые «орешки», которыми он ходит и «светит», как будто нарочно.



На мою просьбу одолжить лодку и весла съездить на полуостров до храма Варвары Великомученицы, Алексей посмотрел на меня долгим взглядом:
-Может, и тебе здесь задержаться??
А непогода разбушевалась уже не на шутку. На озере поднялась волна до уровня «барашков». Ветер на улице треплет за шкирку, свистит в ухо - от стола и печки не отлипнуть.



Храм Варвары Великомученницы в Яндомозеро самый старый в Заонежье

-Ладно, съездим сейчас, пока дождя нет… Мне всё одно - в посёлок надо. По пути и заглянем.
Я давно заметил, что людей можно разделить на две категории: готовых тебе помочь и равнодушных - а то и способных навредить. И ведь однозначно не скажешь, что делает человека Человеком - среда ли, воспитание ли, или самосознание, потому что порой наблюдаешь совсем обратные тому причины. Леха относится именно к первой категории людей, готовой помогать первому встречному, отдав, как говорится, последнюю рубаху.



Завели мотор - идём против ветра. «Казанка» бьётся о встречные волны - подпрыгивает, как по стиральной доске. Брызги окатывают с головы до ног. До храма 6 километров, в пути получилось около часа.
Храм Варвары Великомученицы деревянный, выглядит как «двухкупольный»: построен в 17 веке, а второй «купол» - колокольня, в 18. Это самый старый храм в Заонежье, центральная часть его - двухстороннее крыльцо. До сих пор на колокольню можно подняться и посмотреть окрест на озеро и открывающиеся лесные дали. К сожалению, этот момент продлится недолго: на стыках сруба от ветхости образовались щели с ладонь, и если срочно не начать реставрацию, храм рухнет в ближайшие годы. Сегодня в деревне люди живут только летом. Во времена СССР на озере были рыбное хозяйство и звероферма  по разведению енотовидной собаки.



Леха

На Яндомозере я ещё раз убедился, как сильно эта часть Заонежья отличается от «Пегремской»: «бараньих лбов» нет, как и берега, сложенного крупными камнями. Лес чаще смешанный, нет песчаных обрывов, ягельников, берега низкие - покрыты осокой или совсем заболочены. Совсем другая Онега.
От храма до западного берега 2 км - рукой подать, пролетаем за 10 минут махом: сразу чувствуется, что означает не идти против ветра. Здесь находится подъезд - пробита дорога с Великой Губы. До посёлка 4 км, дорога раскисла. Идём, подъедаем остатки урожая малины по обочинам, разговариваем. У самого посёлка начинается дождь. Круг завершен.



В магазине натыкаюсь на Александра из Кондобережской, у которого оставил вещи.
-Ты когда шмотки свои заберешь? - говорит.
-На сегодня же договорились, - отвечаю. - Вы домой?
-Я сейчас не еду, - и отвернулся.
-А когда поедете?
-Вот ты мне скажи: что ты шляешься? Что тебе дома не сидится?
Я опешил от такого поворота разговора:
-Александр, я обидел вас чем? Так извините.
-Тьфу! Чтобы сегодня же вещи забрал!
Ушёл. Подвезти не предложил.



Дождь зарядил надолго. Алексей закупил продуктов и двинулся в обратный путь, не взирая на непогоду. Наверное, была бы пурга, он бы также и пошёл - характер. Голова лохматая, волосы с сивыми космами. Фигура богатырская - надвигается, как скала. Есть в нём что-то лесное, медвежье, северное.
Я шёл по улице и думал: да, зачем путешествовать? Сидел бы, и правда, у телека, и ни о чем не думал. Пусть за меня другие думают, а я буду выполнять, что требуют - так проще, надёжней, стабильней - если эти ценности основными сделать в жизни. А если ты что-то другое ищешь, о смысле жизни задумываешься - не усидеть на месте.



-А есть ли он, смысл вообще? - слышу часто. Я не сомневаюсь. Нет смысла - тогда ничего нет: ни истины, ни Бога, ни добра, ни зла - ничего абсолютного. И творить тогда, получается, можно всё, что угодно - эксплуатировать до смерти, обманывать и красть. Но никто не хочет жить в мире, где его бы эксплуатировали и обманывали - никто не хочет быть там, где нет смысла и Бога. Наоборот, мы чаще надеемся на высшие силы и верим в лучший исход, чем в рациональный труд - таково наше свойство. Не в этом ли и предназначение человека? Посмотрим в природу: каждый элемент в ней имеет строгую рациональность, тем более - если это несущий основную функцию элемент. Полярной крачке надо махать крыльями 10 000 км в одну сторону, медведю - запасать жир на зиму и рыть когтями берлогу. А человеку - познавать: наблюдать, делать выводы. Жить в соответствии с душой, может быть - затем, чтобы научиться отличать добро от зла без ошибок. Вот зачем я в пути.



-Но добро можно творить, не сходя с места, - говорят иногда. - И тем уже приносить пользу.
Да, можно. Но исторически - чаще то, что творится как польза - добро, потом оборачивается во вред, становится лютым злом. А сотворение добра происходит… несовершением зла! Вот постучался в твой дом путник, ты оказался перед выбором: помочь ему, или отказать. Пустить ли ночевать, подвезти ли на машине или лодке. Поделился теплом с нуждающимся - совершил дело доброе, отказал - утвердил иное. И вот это уТВЕРЖение и есть тот самый баланс между добром и злом. В природе ни того, ни другого нет, но расставляя акценты, мы провоцируем - призываем, как заклинанием, к существованию то или иное, и добро или зло появляются, как духи, в реальности, и начинают влиять на окружающее, среду, саму жизнь, разрушая или поддерживая её. По сути это - механизм, и мы на сегодняшнем этапе существования Земли - ключевое звено его. Древние понимали ключевую роль этого механизма «ежедневного принятия решений» в построении общественных отношений:  так появилась религия, а не как форма власти над людьми.



С этой точки зрения роль человека  становится основательной для всего Мира. Твои действия начинаются не где-то «потом», на узкой карьерной лестнице, а в самом широком смысле - здесь и сейчас. Религия позволяет личности с первых же шагов интегрироваться в социум самодостаточно, без «специальных знаний» - социальных статусов и других приобретений. Акцент здесь строится не на конкурирующем, направленном на внешнюю привилегированность «эго», а на духовном сосредоточении. Признание существования души - ключевое в этом процессе. Потому что душа всегда «знает», как поступать в ежедневном выборе, разобраться в этом хаосе на пути многих проб и ошибок. Именно поэтому она и была признана «искрой Божьей». Ангелом-хранителем личности, эпитеты которому - совесть и честь. Только в таком представлении человек способен жить в творчестве - т. е. поступать только ради созидания, и только когда это необходимо. Не использовать разум в служении злу.



Всё это позволяет иначе взглянуть и на уныние. Становится ясно, почему уныние называется «грехом смертным». Негативные эмоции, отчуждённость, противоестественный образ жизни разрушительны для духа и тела по определению. Без любви жизнь исчезает, земля становится пустыней. Как бы человек ни стремился «построить материальную стену благополучия» - брак по расчёту противоречит самой конструкции, которую мы называем «гармония», и ведет к накоплению слабых генов, род вымирает. Без веры, смысла жизни мы легко забываем, что всё, из чего мы состоим - это песок и вода, и что только сила любви способна поддерживать эти элементы в иной, чем они присутствуют изначально, новой форме. А не наоборот.



На пустом месте

Вот почему я не боюсь путешествовать и ночевать в лесу. Вот почему я в настроении всегда. Дорога научила меня всему этому. Меня не огорчает, что последний автобус не придет. Я не боюсь на дороге остаться. Хорошо жить с Богом в сердце.



В ином случае, если бы я пытался решать сам за душу, следуя ложным стереотипам общества, то я бы выстроил материальную стену - и скрылся бы за ней, но эта жизнь была бы лишена природной основы. А это значит, что по сути не изменилось бы ничего, даже для меня. В противном случая я не имею больших материальных заслуг, в какой-то степени отказываясь от них, но убеждения и вера моя становятся сильнее, и духовность, которая образуется ими, по результатам на этом «пути к счастью», оказывается функциональней.



-А как же родные, близкие? Им ты приносишь печаль и разочарования - зло.
Бывает, слышу и это.
Да, это так. Но природа - первичное. Это она не дала мне не потеряться, не исчезнуть, не остаться только песком и водой. И я вынужденно сделал шаг за порог, когда ещё ни о чём не думал и не знал. Значит, это - судьба.



Пианиссимо

А дождь всё лил и лил. Я попросил отца Владимира завтра благословить на ночлег - мне хотелось отдохнуть. И батюшка, и прихожане - добрые, отзывчивые люди, готовые помочь всякому, не только путешественнику. Волонтеры живут здесь вот уже вторую неделю: ремонтируют храм, заготавливают дрова на зиму (полено, или обрез доски, в Карелии называют смешным словом «колобашка»), помогают по хозяйству. Строят септик - как встарь: каждый по камушку да по настроению, так и получается - всем миром, на века.



-А иначе, - говорит отец Владимир,- и не надо.



Детство



В гостях у польского писателя русского происхождения - Мариуша Вилька

За обеденным столом все собираются вместе. Я рассказал о своей поездке в Кижи.
-Так надо было бы с нами! 19 - Яблочный спас, в Кижи поедем, - отец Владимир задумался. - А что? Оставайся, ещё раз съездишь! Преображение Господне - престольный праздник всё-таки!



И я остался. В самом деле, побывать на празднике года в столь любопытном месте, когда на остров традиционно съезжаются люди с окрестных деревень и сел - случай редкий.



Завтра волонтеры уезжают: на прощание - баня. Я - за компанию. На улице продолжается дождь, ветер - настоящий ураган! А тут ещё в Кондобережскую шагать 4 километра… Как там Леха, в Марковщину вернулся жив-здоров? Часа в 23 появляюсь в Кондобережской.



-Какого черта! - Александр с ходу стал меня материть. - Ты че вчера не пришел?
За телевизором он совсем, видно, позабыл, что мы на сегодня договаривались. На алкоголика вроде бы не похож мужик.



-Я тебе что, камера хранения??
-Ну уж точно не парк развлечений, - уже хорошо, думаю, что дверь открыл.
-Что-о?



Дождь на улице, ветер, куда я пойду!
-Я почем знаю! Откуда пришёл!



-До утра уж потерпите, - тут надо быть понапористей, и я сделал шаг вперед.
-У меня неотапливаемое помещение!
-Ничего, я надышу.



На том и порешили. В 7 утра Александр ввалился в комнату, где я спал:
-Парень, на электричку не опоздаешь?
-А что, - говорю. - Уже пустили?



Александр хмыкнул, как поражаясь моей наглости.
-Вы успокойтесь, уйду я. Телевизор не возьму.
Вот вам и «по знакомству».



До 19 августа жил при храме, ночевал в старом здании школы, бетонировал септик. Вечером 18 мы с Михаилом постелили новый настил в лодку, и утром 19 числа отправились на Кижи. В том числе и Леха приехал из Марковщины.





Лодка у отца Владимира традиционная онежская - деревянная «кижанка». Настоящая, со стажем, почерневшая от непогод. Мотор «ветерок», да парус на мачту - вот и вся недолга. Таких лодок на Онеге осталось раз, два и обчелся. А парусных - вообще 2 или 3.



Кижи приветствуют всё тем же юго-западным, не унимающимся ветром, и солнцем. Из-под киля вырываются снопы брызг. Подъезжаем - праздник Преображения Господня в разгаре.



Администрация заповедника выставила больше десятка столов, за которыми в основном сувениры, да платный интерактив, где можно, например, научиться вязать куклу из соломы. И только половина стола чай и конфеты в виде угощений: видимо, 300 000 000 рублей, вбуханных в Кижи госбюджетом в течение многих лет, на большее не хватает. И тут, конечно же, очередь. Зато -  песни, пляски, частушки под гармонь - хоть отбавляй! Гуляй, веселись, Рассея!..



С крестом - тот самый батюшка, который до этого в Кижах мне в ночлеге отказал)



Всем миром

Ещё раз повторюсь: реставрация храма Преображения ведется вот уже 20 лет как. Материалы на тему: мнение эксперта, наблюдения блогеров, реставрация в документах, статья журналиста из г. Кондопога Алексея Алексеева о реставрационной волоките



Служба в храме Преображения завершилась крестным ходом, в котором я сначала участвовал, а после наблюдал с колокольни под торжественный, разносящийся на километры, перезвон десятка колоколов.



Яблочный Спас - Преображение в Кижах





Теперь это были совсем другие Кижи: не этикетажированные, а ожившие, словно очнувшиеся от долгого сна. Народу собралось человек 300. Женщины с косичками, в платочках. Пёстро, ярко, набожно. Именно это я считаю тем, что называют «жить по-людски». Т. е. без всяких «феррари».



После официальной части мы кружком присели на зеленой травке, и стали трапезничать вкусностями - жареной рыбешкой, припасенной Светланой, да большим домашним пирогом от Александры Егоровны - и всё это с картошечкой, помидорами, зеленью, и кончено же яблоками - Яблочный Спас всё-таки! Светло, душевно, как в старь. Я почувствовал ту атмосферу, что и хотел. И это был первый безалкогольный праздник в России, на котором я побывал.















На обратном пути отец Владимир развернул парус, и мы уже не поплыли, а «пошли». Для парусного судна подходит именно этот морской термин, потому что это мотор ревет и стремится, а парусник движется в такт ветру и волнам, словно и в самом деле идёт. Отец Владимир и матушка - хороший пример русской семьи. Гостеприимны, трудолюбивы. Четверо детей.





20 августа на дорогу выбрался поздно - чувствовалась непогода. Вчера закат плесканул на всё небо, как это было в самую первую ночь в Великой Губе, а утром вон оно как - серо, уныло. Непредсказуемо, как на Севере. Видимо, уже сказывается межсезонье.



Зона в Медвежьегорске, располагающаяся в 300 метрах от центральной площади города

К обеду в «Медвежке». Обедаю пирожками на центральной площади подле памятника Кирову, 8 рублей штучка, запивая кефиром. Киров с пьедестала назидательно тычет пальцем куда-то в землю, показывает на канализационные люки проезжей части, как будто являя собой истинный пример потребителя, и люди как будто стараются вести часов себя соответственно этому примеру. В «Магните» закупаюсь шоколадками по 25 рублей. После 14 начинается дождь и льет до вечера. Я попадаю в него на трассе, за 7 км до д. Пяльма.



Иду под елку, разжигаю костер и сижу под ветками часа три, пока дождь не заканчивается, - даже вздремнуть удалось на кочке. К вечеру обратно на трассу, но машины не останавливаются. Иду в деревню пешком, решив сократить по старой дороге, через кладбище.



Вечереет. Дорога заросшая, после дождя сыро, поэтому быстро промокаю. Деревня накрыта туманом. Дома выступают из него, словно призраки. Постучался в один - пьют, в другой - не пускают. Иду по деревне не знаю куда - дорога обрывается в тумане через 20 метров. Внезапно выхожу на мост через реку. Показался другой берег, и там, на фоне багровых полос заката, проступила часовня Ильи пророка.



Туман стал рассеиваться, и контуры часовни стали чётче. Подошёл ближе - часовня открыта, как и положено дому божию. Вот значит где мой сегодняшний ночлег!



К часовне примыкает кладбище, место огорожено. Развожу костер в ложбинке среди могил, развешиваю вещи на оградках. Готовлю ужин. От тепла сомлел, привалился к могилке, впал в медитативное состояние. И тут слышу - кто-то идёт:
-Эй! Кто там? - грубый голос нарушил покой. - Эй!



д. Пяльма Пудожского района

Я молчу. Ну а что отвечать? Улыбаюсь про себя: знали бы вы мой сегодняшний день! Тогда бы вы также - только улыбались бы сейчас.
-Смотрите не сожгите там! Придурки местные!
Грубый голос корежит слух особенно сильно. Как можно в мире, где стало так торжественно тихо, божественно после грозы, ругаться и кричать? Я сидел и наслаждался внезапно нахлынувшим состоянием покоя. Наслаждался удачей.



Часовня Ильи пророка - ещё один пример деревянного зодчества. Многие заезжают в Пяльму на неё посмотреть. Но со мной здесь произошло и в самом деле чудо. Были холод и сырость. Темнота подступала, готовая застать врасплох. И вдруг, прорисовавшись из тумана, показался храм Божий. Часовня оказалась открыта, здесь нашлась ложбинка для костра и дрова. И всё это на фоне красоты: метаморфозов тумана, шума порожистой реки, старинных домов деревни и «багрянки» на горизонте. Такое чудо никогда не произойдет, если ты путешествуешь, к примеру, на машине, а не пешком. Есть только один путь приобщения к таинствам Мира - познавать его ногами, т. е собственными силами, на шкуре, потом и кровью. Ходить пешком - это ритм, существующий для человека как данность.



Только с помощью этого ритма ты становишься одним целым с природой мгновенно, буквально за день, иногда - даже за время получасовой прогулки, как будто считываешь в тот момент некую информацию, в результате получая её квинтиссенцию - опыт, становясь обладателем того, что мы называем «мудрость». И если бы я закрывался, как щитами, от невзгод максимально, сидел бы в скорлупе безопасности, окружённый состоящих на службе у Стабильности вещей, и предсказуемость для меня была бы основой, - то вместо красок серая будничность впечатлений  окружала бы меня. Истинно, промысел Божий милостив к человекам,  коль позволяет им, уже наделенным даром, порой так бездарно использовать его. Но сделать из жизни сказку, превратив банальность в Путь, прозябание - в Путешествие, тем самым возведя дар во что-то новое, даже немыслимое, - на этом поприще у человека не может быть никаких помощников, кроме него самого. Когда я задумываюсь над этим, мне часто вспоминается сказка про Ивана-дурака, который был таким идиотом, что, поправ известное, отправился туда - не зная куда, чтобы найти сам не зная что… И нашел всё, о чем даже и не мечтал.



Часовня Ильи Пророка, Пяльма

Все мои философские измышления - это опыт 15 лет путешествий.  Раньше я не задумывался над жизнью, просто ходил, только чувствовал, приняв за основу природу как первозданное поле действий. И сразу уяснил: ни весна, ни осень, ни лето не должны проходить мимо- иначе ты не живешь. День также не должен теряться в суете- чтобы ты, закрывая глаза, ностальгировал о нём, а не проклинал каждый час. Путешествующий человек знает: в природе, когда после перехода закрываешь глаза, предстают видения - яркие образы прожитого дня. В городе, во всяком случае со мной, такого не бывает. Это говорит нам о том, что важно для нашей души, а что нет. На чем надо заострять внимание. Иначе ты просто не живешь, а только существуешь во тьме.



Далее Пудож и Онежские петроглифы

Карелия, философия, стоит задуматься, Яндомозеро, дорога, смысл жизни, Космозеро, добро и зло, странничество, деревянное зодчество, Кижи, преображение в Кижах, душа

Previous post Next post
Up