Трампа бомбят открытыми письмами. Обычные поучения от никчемных борзописцев и бесчисленных демократов "профессоров экономики" не представляют никакого интереса, но похоже подтянулась тяжёлая артиллерия с обозом, тылами и штабом. Форбс выкатил статью, сразу занявшую первую строчку популярности среди их материалов. В статье изложено обращение к Трампу о замене бакса золотом в качестве мировой валюты с целью восстановить величие штатов -- замена не на золотой стандарт, а на золото. Приводится историческая и логическая аргументация, ссылки на Гринспена и самого Трампа.
В речи президента Трампа для конференции консервативных политических сил оказалась интригующая деталь: "глобальное сотрудничество, отношения с другими странами, нормальные отношения с другими странами -- это хорошо, это очень важно; но нет таких вещей как глобальный гимн, глобальной валюты или глобального флага. Я представляю именно соединённые штаты." В это есть что-то, что возможно изменит наши жизни, штаты и мир. Нет "глобальной валюты"? Это лишь фигура речи, или предвестие событий с большим политическим значением для мировых финансовых рынков? Давайте пороемся в этом.
Так уж случилось, глобальная валюта есть -- это "доллар штатов". Большая часть мировой торговли номинирована в нём. Бреттон-вудская международная валютная система установила этот доллар, который был определён как юридически конвертируемый в золото по 35 за унцию, со статусом глобальной валюты. Министр финансов Франции того времени, и позднее президент, Валери Жискар д'Эстен назвал "резервный статус" доллара -- его статус глобальной валюты, наравне с золотом -- "запредельной привилегией". Эта фраза передаёт факт того что производство стобаксовой банкноты стоит правительству штатов лишь несколько центов, но другие страны должны отдать реальных товаров на сто баксов чтобы получить её. Эта привилегия, имевшая смысл в послевоенный период, стала проклятием. В 1971 Никсон "временно приостановил конвертируемость доллара в золото" под влиянием секретаря казначейства Джона Конналли. Тогда доллар стал, и остаётся мировой глобальной валютой сорок шесть лет спустя. "Запредельная привилегия" деградировала в запредельную ответственность. Валютная система, основанная на резервной валюте, принципиально нестабильна потому что увеличение валютных резервов соответствует суммарному экспорту из всего остального мира (импорту для штатов). Если президент Трамп хочет исправить торговый дефицит штатов, он увидит что использование доллара в качестве глобальной валюты всё портит. Резервная функция доллара, а не валютные интервенции других стран и торговых партнёров штатов, является настоящей причиной бесконечных проблем с созданием рабочих мест в штатах.
В статье WSJ на ту же тему предложены три варианта для президента Трампа:
- выживать с нынешним "долларовым стандартом";
- превратить МВФ в мировой центральный банк, эмитирующий резервную валюту (SDR), как предлагал Кейнс в 1943, и председатель народного банка Китая Жу Сяочуань в 2009 -- поскольку МВФ совсем ничего не производит, это крайне зыбкий вариант, особенно сейчас;
- перейти на модернизированный международный золотой стандарт.
Первый вариант полностью противоречит всем обещаниям Трампа восстановить величие штатов. Это уничтожит его планы по росту экономики, созданию рабочих мест и росту доходов трудящихся. Также без этого не получится сбалансировать бюджет, одновременно восстанавливая инфраструктуру и армию. Второй вариант полностью противоречит политическому принципу Трампа -- экономическому национализму. Подчинить доллар валюте МВФ будет равносильно спуску национального флага и замене его на флаг ООН на всех флагштоках штатов. Немыслимо для Трампа. Остаётся третий вариант, причём с уточнением -- устранение налоговых и правовых барьеров для использования золота в качестве валюты.
Трамп не раз выражал свою симпатию к золоту, и показывал интуитивное знание значения золотого стандарта для величия штатов. "Мы были очень, очень мощной страной потому что были на золотом стандарте" (интервью в марте 2016); но он также отметил что будет очень трудно его вернуть "потому что у нас нет золота, а у других есть". Также: "вернуть золотой стандарт было бы очен трудно, но как было бы здорово; у нас была бы основа для обеспечения для наших денег".
Трампа убедили что у штатов нет золота; но у штатов, Германии и МВФ вместе больше золота чем у всего остального мира, и у самих штатов намного больше чем у Германии и МВФ. У нас есть золото. Вернуть золотой стандарт не будет очень трудно. Политическая интуиция Трампа подсказывает ему что обеспечение национальной валюты имеет значение. И это правда. Длительный послевоенный период благополучия создал нереально завышенные ожидания. Люди, некогда смирившиеся с судьбой простых фермеров и рабочих, получили немыслимые возможности. Французы назвали это время "славным тридцатилетием"; немцы -- "экономическим чудом"; японцы скромно назвали это "эрой большого экономического роста". В англоязычных странах это время назвали "золотым веком". Это был первый период стабильного экономического роста после двадцатых годов, но он был основан не только на реализации отложенного спроса и повышенной рождаемости. Необычный рост производительности во всём мире создал тот золотой век. За 25 лет, закончившихся в 1973, производительность труда удвоилась в штатах и Канаде, утроилась в Европе, и упятерилась в Японии. С момента окончания золотого века в очередях за бензином 1973 года, политики всех богатых стран утверждали что правильная политика вернёт те славные дни. Однако точная корреляция с золотым веком есть не у политики, а у золотого стандарта для штатов и всего мира, а именно модифицированного золотого стандата Бреттон-вудской системы. В той системе был дефект: доллар был сделан резервной валютой, но пока этот дефект не уничтожил всю систему, она работала на благосостояние мира.
Что же будет, если Трамп послушает свою интуицию и перейдёт на золото? Благополучие, вот что. Бывший председатель центрального банка штатов Алан Гринспен только то высказался об этом. В интервью WGC он сказал что видит золото как главную глобальную валюту; также он упомянул свой доклад конгрессмену Рону Полу, который известный сторонник золота, и приведённые дискуссии, а также что валютная политика штатов пыталась следовать сигналам, которые создавал бы золотой стандарт. Период, о котором он говорит, назывался "Great Moderation" при президенте Клинтоне, и тогда было создано двадцать миллионов рабочих мест, был уверенный экономический рост. Это был пусть и виртуальный, но золотой век. После отказа от той валютной политики создание рабочих мест почти прекратилось при президенте Буше втором, и едва шло при президенте Обаме. Президент Трамп хочет возродить амовскую мечту. Но как это сделать? У него есть уникальная возможность развернуть штаты к эпическому благополучию.
В совете центрального банка есть три вакансии. Если Трамп заполнит их тремя сторонниками золотого стандарта (Джуди Шелтон, Стив Форбс и Джон Аллисон), это будет первым шагом к возвращению благополучия. Это будут уверенные первые шаги к выходу из экономического застоя штатов. Это дополняется запасным планом администрации в форме
законопроекта о золотом стандарте 1984 года для устранения налоговых и правовых препятствий для использования золота в качестве валюты.
Акт о золотом стандарте 1984 требует от секретаря казначейства в течение года установить постоянное определение доллара, выраженное в фиксированной массе золота чистотой 0.9; объявляет такой доллар стандартной мерой ценности в штатах; разрешает любому лицу получать золото в любом банке федерального резерва в обмен на национальную валюту или монеты, или любые платёжные требования федерального резерва; требует от секретаря чеканить золотые монеты таких масс, номиналов и форм, которые наилучшим образом способствуют платежам в золоте и нуждам коммерции; определяет такие монеты законным платёжным средством для платежей по всем долгам, налогам и сборам; разрешает обмен золотых слитков на золотые монеты, содержащие равную массу золота, минус оплату расходов, не превышающую затрат на чеканку и сопутствующих затрат; требует от председателя и руководства федеральной резервной системы определить правила и порядок выполнения этого акта; отменяет ограничения на платежи в золоте и владение золотом.
Мистер президент, не существует глобальной валюты? Доллар уже глобальная валюта. Хотите благополучия? Послушайте Гринспена и восстановите золото как главную глобальную валюту. Замените доллар золотом в качестве глобальной валюты для восстановления величия штатов. У нас есть золото.
Стремительно запив статью первым попавшимся под руку веществом, хочется немедленно согласиться с заключительными словами: мы вам верим, верим! Кому какая разница есть у них золото или нет? Это будут сугубо проблемы амов, а для всех остальных была и остаётся проблема с баксом, который
евродоллар, застрявшем в метафорическом мусоропроводе на свалку истории. Ведь у других действительно есть золото, и если штаты внезапно заменяют бакс на золото в мировой валютной системе, таким образом выводя бакс из игры для себя и для всех -- с неизбежной денежной реформой для защиты от кредиторов и наднациональной финансовой системы -- оставшееся на его месте золото будет одинаковым для всех; в сохраняющейся на годы вперёд экономической ситуации штаты продолжат быть импортёром товаров, но уже за золото, которое по нынешним нормам проходит через аффинаж по требованию получателя, и не реже чем каждые пять лет. Для всех экспортёров это колоссальный подарок -- коллективный побег из концлагеря на свободу с прихваченной кассой, продуктовым складом, оружием и личным автомобилем начальника лагеря. И пусть даже всё это делается штатами в собственных интересах, как восстановление конституционного порядка, попытка восстановления своей экономики и создания своих рабочих мест -- пусть так. Но для всего остального мира это возврат в тот "золотой век". Об энергетическом и прочем ресурсном аспекте того века, который совсем упущен авторами, разговор будет разным в каждом торговом блоке: в блоке экспортёров с этим всё в целом неплохо, штаты сами как-то решат этот вопрос для себя, а вся разница (отрицательная) баланса окажется в Европе, судьба которой уже никого особо не беспокоит, включая саму Европу. Как минимум французская половина Европы имеет все шансы сбежать из лагеря пешком благодаря ядерному наследию того славного тридцатилетия. Ну а судьба Германии, германского золота, германской энергетики и прочих послевоенных германских достижений, традиционно ссзб важна для всего мира.
Форбс и WSJ публикуют такие вот вещи. Реанимировали Гринспена и повезли показывать людям. Раскопали законопроект времён Рейгана о легализации золота в качестве национальной валюты штатов -- строго по конституции, и не более того. И вот цели и задачи Трампа состыковались со всем этим не по умыслу, а как-то волею судеб. Непонятным остаётся лишь одно: как можно это сделать и остаться в живых? Впрочем, кому какая разница -- благодарные потомки назовут его именем библиотеку, авианосец и каждую школу в Техасе, а его портрет украсит монету номиналом 100 баксов -- примерно такой исторически и должна быть
правильная золотая монета. Из ценного:
- список фамилий, назначение которых укажет на действия по реализации этого заговора замысла;
- название древнего законопроекта, который фактически реализует его;
- разрешение дилеммы Трампа (выполнить свой план, или сохранить унаследованное положение дел) которая для Трампа совсем не дилемма;
- важны любые разговоры на тему передачи нынешних функций евродоллара в МВФ (особенно если это размен с Китаем на что-то ценное для штатов) -- это можно считать косвенным признаком подготовки к денежной реформе и изоляции всей системы евродоллара, вместе со всеми долгами, от новых амовских денег с золотым обеспечением, чтобы не повторить ошибку Бреттон-вудса.
Помните эту
птичку из будущего 2018 года? А она вас помнит с 1988 года. И вот этот символ "⌀" под десяткой -- это же не норвежская буква, не диаметр и не компьютерный ноль, а разорванный круг.