В настоящее время на Ямале реализуется масштабный проект по строительству морского порта Сабетта, в ходе которого будут применяться уникальные инженерные решения. Какие именно, рассказывает Максим Минин, главный инженер проекта ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ».
Объект планируется запустить в три этапа, тремя мощностями, связанными с последовательностью строительства линий завода по производству сжиженного природного газа «Ямал-СПГ». Первая линия завода по сжижению газа будет построена к 2016 году, полные мощности запустят к 2018-му. По этому же принципу будут строиться и портовые сооружения Сабетты.
В течение двух лет проводился комплекс инженерных изысканий: экологические, геологические, гидрологические исследования, промеры глубин и другие виды работ. Проектные решения по строительству порта осуществлялись с учетом сложных природных условий, таких как небольшие глубины, сильные ветра и дрейфующие льды.
Морской порт Сабетта, прежде всего, предназначен для транспортировки СПГ и газового конденсата. Для этого будут использоваться суда, танкеры и газовозы емкостью 170 тысяч куб. метров. Так как это большие корабли с осадкой более 12 метров, на судоходном пути потребуются глубины до 14,5 метров. Там, где этот показатель меньше, будут проведены дноуглубительные работы.
Объем грунтового углубления на морском канале составит 46 млн куб. метров, на подходном - порядка 17 млн куб. метров. Объем работ в акватории составит 18 млн куб. метров. Ее площадь составит 111 га (она рассчитана с учетом необходимости устройства разворотного круга, операционных акваторий и других объектов в соответствии с нормативными правилами). В целом, необходимо извлечь 70 млн куб. метров грунта за четыре года, это потребует от компаний, выполняющих данные работы, колоссальных затрат. Основная часть работ будет проводиться в районе бара Обской губы, который является самой мелководной ее частью: глубины там достигают только 9 метров.
Уже определены места дальнейшего расположения извлеченных грунтов, в данном случае это 15 км от берега. Техника будет складировать груз в углубление таким образом, чтобы грунты, которые будут демпинговаться, не образовывали горку, а песок размывался минимально. Данные решения в большей степени связаны с экологическими аспектами: Обская губа является объектом экологической охраны, а бар - весьма ранимая ее часть (приблизительно в этом месте находится рыбоохранная зона). Компьютерное моделирование показывает, что при таком подходе взвеси, образуемые при демпинге грунта, будут обходить данную зону.
Нами была учтена и специфика зимнего навигационного периода. На сегодняшний день единственное место, где для транспортных судов во льду прорубается сразу несколько каналов, - это порт Дудинка на Енисее. По такому же принципу будет построен и морской порт Сабетта. Если на кромках одного канала накопится лед и зарастет, суда смогут воспользоваться другим. Таким образом количество каналов зависит от погодных условий. К примеру, в теплую зиму на Енисее может быть достаточно и одного, а в холодную, суровую потребуется больше. Согласно результатам моделирования, на морском канале Сабетты двух каналов достаточно даже в самую суровую зиму, на подходном их будет четыре. Это объясняется тем, что подходной канал находится севернее, где лед толще.
В районе порта Сабетта межнавигационный период, когда дрейфуют льды, длится две-три недели в июне. Нами предварительно расставлялись буи, проводились исследования, которые показывают, что движение льдов в этом районе реверсивное. Это означает, что под действием приливов и отливов лед идет не с юга на север, а плавает в разных направлениях и только спустя две недели уходит в Карское море. В связи с этим случаются навалы на осушке - части дна, которая открывается при отливах, что несомненно угрожает портовым сооружениям.
Погонный метр ледозащитного сооружения выдерживает давление 600 тонн. Дело в том, что технологическая эстакада не должна подвергаться никакому воздействию: максимально допустимые перемещения - 5 см. Для того, чтобы лед не дошел до сооружения, предусмотрена 30-метровая зона, дополнительный барьер и сооружение под углом наклона 75 градусов. Внутренняя акватория защищена с двух сторон, поэтому не требует дополнительных средств безопасности.
На сегодняшний день морской порт Сабетта разделен на два комплекса. Это объекты подготовительного периода (3 грузовых причала, один для вспомогательного флота) и основного. Каждый из них разделен на объекты федеральной (акватория, каналы, защитные сооружения и сооружения для обеспечения безопасной навигации) и инвесторской собственности. Основными объектами морского порта являются технологическая эстакада завода, два причала для отгрузки СПГ и ледозащитные сооружения.
Строительство будет вестись пионерным способом: техника будет забивать сваи, укладывать на них плиты и двигаться дальше вперед, и так до конца - только вперед. Строительство со стороны моря возможно только в летнюю навигацию.
Так что мы должны понимать, что, даже если мы построим ледоколы, подготовим кадры и тренажеры для них, порты не возникнут за пять минут: сначала нужно провести необходимые изыскания и подготовить проект. На сегодняшний день портовая инфраструктура Северного морского пути требует серьезного совершенствования, поэтому начинать развивать инфраструктуру Севморпути необходимо уже сейчас, как это делается на Ямале в районе поселка Сабетта.
Источник